Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 4. Модернизация верховной власти

249

Таблица 7. Структура Государственной Думы созыва 1999 г.

 

Избирательные объединения

%

полученных на выборах голосов

Численность фракций и депутатских групп (чел.)

Фракции

КПРФ

24,29

89

 

«Единство»

23,32

82

 

«Отечество — Вся Россия»

13,33

47

 

«Союз правых сил»

8,52

32

 

Блок Жириновского (ЛДПР)

5,98

16

 

«Яблоко»

5,93

21

Депутат­ские группы

Агропромышленная группа

-

42

 

«Народный депутат»

-

58

 

«Регионы России»

-

40

 

Нефракционные депутаты

-

20

зом: пропрезидентское большинство контролирует 54% голосов и 80% комитетов; левые — 28,7% голосов и 6% комитетов; правые — 11,8% голосов и 13% комитетов.

Таким образом, впервые за постсоветский период пре­зидент получил уверенное большинство в Думе. Нижняя палата российского парламента перестала быть самостоя­тельным центром власти и встроилась в общую государ­ственную пирамиду, где ей были отведены конкретные законодательные функции. Левая оппозиция была сущест­венно ослаблена. Правые фракции были малочисленны и никакой опасности для режима не представляли. Это была первая серьезная победа партии власти с 1991 г.

Но надо было готовиться к следующим выборам, и пре­зидент ставит перед своей администрацией задачу — не просто подчинить себе действующую Думу, но создать ме­ханизм, при котором Кремль гарантированно будет обес­печивать себе сильные позиции в парламенте в будущем. Для этого необходим был новый закон о партиях. Приня­тый в 1993 г. закон «Об общественных организациях» делал

250

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

слишком простой процедуру регистрации организаций, имеющих право выставлять своих кандидатов на выборах, что приводило к быстрому и бесконтрольному росту числа избирательных блоков. Их лидеры были мало кому извест­ны, а идеология подчас выходила за рамки, разрешенные Конституцией РФ. По мнению Путина и его окружения число партий необходимо было существенно сократить для того, чтобы восстановить контроль государства над поли­тическим процессом в целом и выборами в частности. Один из высокопоставленных кремлевских чиновников в своем интервью сказал, что «на сегодня наша главная проблема — неконтролируемые организации в регионах»40Именно для этого 11 июля 2001 г. в первом чтении принимается новый феде­ральный закон «О политических партиях».

Закон устранял всю ту неразбериху, которая возникла в первые годы введения многопартийности в России. Было запрещено дублировать названия партий и их символику, называть партии именем конкретных лиц, устанавливать ограничения на членство для людей различных полов, на­циональностей и вероисповеданий и проч. Ужесточились также требования к финансовому контролю над деятель­ностью партий. Партии становились единственным видом общественных объединений, обладающих правом выдви­гать кандидатов на выборы. Закон вводил еще одно огра­ничение: политическая партия, не принимавшая в тече­ние пяти лет подряд участия в выборах, подлежала ликви­дации41. Этим законом вводились довольно жесткие рамки для всех российских общественных движений и объедине­ний. Они должны были без промедления решить: или сроч­но заняться партийным строительством, разворачивая свои региональные структуры и приводя документы в соответ­ствие с новым законом, либо уйти и забыть о выборах. Многие политики весьма скептически оценили новый за­кон, видя в нем откровенное стремление самой партии власти к монополизации избирательной системы42. Один из авторов данного проекта заместитель руководителя ад­министрации президента В.Сурков, не скрывая, говорил о главенстве Кремля в партийном строительстве: «Главное проклятие «Нашего дома — России» и теперь наше — чрез­мерная бюрократичность. Что скрывать, партия создана с