Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
чепурин и киселёва.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
5.9 Mб
Скачать

Глава 11

Итак, кривая DL с точки зрения монопсонии - это кривая ее предельно­го дохода от продукта фактора, т. е. MRPM. Кривая SL интерпретируется как кривая предельных издержек профсоюза МСU и в то же время - кривая средних издержек на ресурс (труд) монопсонии ARCM. MRU - это кривая предельного дохода профсоюза-монополиста, а кривая МRСM отражает пре­дельные издержки на ресурс монопсониста. Далее мы определяем уже из­вестным нам способом уровни заработной платы при монопсонии (точка E1) и при монопольной власти профсоюза (точка E1). Они, соответственно, будут равны wM и WU На графике видно, что как монополия, так и моно-псония имеют своим результатом уменьшение занятости в отрасли (LM и LU соответственно) по сравнению с ее равновесным уровнем в условиях со­вершенной конкуренции LE. Что же касается заработной платы, то ее став­ка при монополии профсоюза (wU) - выше, а при монопсонии (WM) - ниже той, которая сложилась бы в том случае, если бы рынок труда был конку­рентным (wE) В зависимости от соотношения сил между профсоюзом и работодателем, ставка заработной платы будет колебаться в промежутке между wM и wu, т. е. ее уровень, а также уровень занятости, будет весьма неопределенным. Известный американский экономист Джон Гэлбрейт не случайно назвал профсоюзы «уравновешивающей силой», возникшем в от­вет на монопсонистическую власть крупнейших фирм. Но конечный исход этой борьбы гигантов вовсе не гарантирует приближения ставки заработ­ной платы к конкурентному уровню.

Следует заметить, что чистая монополия или чистая монопсония встре­чаются на рынке труда крайне редко. Дело в том, что в среднем членами профсоюза являются 20-40 процентов рабочих разных отраслей, а это ос­лабляет монополию профсоюза Монопсоническая власть так же не абсо­лютна, поскольку у работников почти всегда имеются альтернативные воз­можности трудоустройства.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государствен­ное воздействие. Как уже отмечалось выше, законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частом, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

Большое влияние на рынок груда оказывают государственные соци­альные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не свя-

Рынок труда

247

чанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыноч­ных принципах.

Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Го­сударственные системы обучения и переобучения работников содейству­ют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требовани­ям рынка.

В конце XX века в регулировании рынка груда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теорети­ческих концепций современных неоклассиков {см. гл. 26) во многих раз­витых странах Запада. Теоретические взгляды современных представи­телей неоклассической школы исходят из того, что вследствие зарегули-рованности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по суще­ству перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.

В результате, по мнению неоклассиков, экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства и ус­тойчивой массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная пе­рестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявили особые требования к качественным характеристикам труда, который в новых условиях должен отличаться повышенной профес­сиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международ­ной мобильностью. Такая мобильность немыслима в условиях «блокирова­ния» рынка государством и профсоюзами.

Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование и флексибилизация рынка mpудa, т. е. повышение его гиб­кости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.

Флексибилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде, системы оплаты услуг труда, которая должна базиро­ваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который приме­нялся в 1960-80-х гг., а на принципах индивидуализации ставок заработ­ной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его об­щей компетентностью, потенциальными возможностями, способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Использу­ются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибы­лях компании, причем работник может нести и риск убытков предприятия.

248