Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zachet_igpzs.doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
1.7 Mб
Скачать
  1. Характеристика Средне-ассирийских законов. Общие институты права.

Дошедшие до нас памятники древнеассирийского законода­тельства датируются .временным промежутком от XXI до XV вв. . Это период Древне- и Среднеассирийского царств, когда складывается собственная правовая традиция ассирийцев. Осно­вой ее является: обы­чай, который формулируется в постановлениях сначала народных собраний городских общин, а потом царской власти и судебные решения вышеупомянутых инстанций, хотя содержанием этих решений (ratio decedendi) является тоже обычное право. Собст­венно закон появляется как запись накопленных в архивах судеб­ных решений и постановлений по частным вопросам.

Следующий источник права - это акты делового оборота. Частные или официальные письма. Формулы сделок, дошедшие до нас. Это именно формулы - уже установленные долгой практикой юридические инструкции, соблюдение которых является необходимым условием действительности сделок. Последний источник – КЦХ.

Непосредственно ассирийские законы (САЗ) на нескольких глиняных табличках были найдены при археологических раскоп­ках в старых центрах ассирийской культуры, в частности, на мес­те столицы Ассирии - г. Ашшура.

Вещное право Ассирии

Этот институт частного права Ассирии испытал на себе сильное влияние регулирующей роли государства. По сути своей регулирование имело целью феодализацию земли, придание пра­ву частной собственности условного характера.

Полноправным собственником является только paterfamilias ассирийской семьи, входящей в общину. Именно он может распространять свою власть на объекты как движимой, так и недвижимой собственности. По­ле, скот, дом и пр. можно продавать и покупать. Правда, при про­даже недвижимости, в основном общинного надела, необходима усложненная процедура совершения сделки.

Наряду с человеком в залог можно было отдавать и любые другие объекты вещных прав.

Обязательственное право Ассирии

Надо заметить, что общесемитическим понятием обязатель­ства было аккад. «riksatum»

Обязательство, таким образом, представляется у семитов уже в ранние времена достаточно формализованным институтом. Формальные требования к условиям заключения сделки. наличие свидетелей и письменного акта -соблюдались на Востоке достаточно строго.

В целом, надо признать, ассирийцы знали довольно разви­тую систему договоров с самого начала своей истории. Устав Ассирийской торговой колонии (в сохранившейся части) подроб­но говорит о "денежных расчетах". Очевидно, под этим общим термином скрываются традиционный договор купли-продажи, заемные и ростовщические операции. В последующую эпоху эти виды обязательств должны были еще более развиться.

Договор купли-продажи ассирийцы различали в зависимо­сти от его предмета. Купля земли проходила с соблюдением "строгих формальностей. Сначала необходимо было произвести "освобождение" земли от обязательств в пользу третьих лиц. По завершении процедуры освобождения составлялся документ в 3-х копиях, каждую из которых, судя по всему, брали' себе стороны: покупа­тель, продавец и власти.

Законы особо следят за тем, что продавцом может быть только собственник вещи.

Следующий по важности договор займа, который обеспечи­вается залогом. Закон особо следит за тем, чтобы в залог отдавалась действительная собственность должника, перезаклад не допускался.

Таким образом, перезаклад ведет к утере залога для недоб­росовестного кредитора, потере требования к должнику, кроме того, покупатель заклада может требовать от него возмещения убытков. Мошенничество должника, однако, подлежало наказа­нию.

Иными словами, с должника сверх суммы его долга взыски­вается сфальсифицированная им часть суммы обязательства.

Договор поклажи известен ассирийскому праву, при этом ст. 11 особо заботится о том, чтобы охранить интерес депозита­рия - от уже недобросовестного поклажедателя.

Транзитная торговля, чем раньше всего занялись ассирийцы, оставила след в сохранившихся фрагментах Среднеассирийских законов. Например, договор перевозки. Фрагмент V САЗ (ВДИ, 1952, № 4, С. 225) различает водную (речную) и сухопутную пе­ревозку груза. Установлена имущественная ответственность пе­ревозчика за ущерб, причиненный грузу в полном объеме. Только force majeur освобождает перевозчика от ответственности.

К нашему большому сожалению, ассирийские законы дошли до нас в крайне испорченном состоянии, поэтому на этом мы вы­нуждены прекратить анализ обязательственного права Ассирии.

Наследственное право Ассирии

Общинный надел, включавший дом, сад и поле, наследовался только сыновьями (женщины к разделу наследства не допуска­лись) по следующей схеме. Старший брат получал 1/2 всего имущества, другая половина по жребию распределялась между всеми братьями, включая старшего. В этой норме мы можем ви­деть действие нескольких принципов наследственного права.

  • наследование происходило только по линии агнатов, ког­наты исключались;

  • наследование осуществлялось согласно принципу перво­родства; сделано это было, очевидно, для того, чтобы понудить уже разделенных таким образом братьев поступить на службу к царю, скорее всего военную.

Однако братья могли и не производить раздел наследства и продолжать вести его сообща. Имущественная ответственность при этом падала на каждого из них в отдельности, солидарности не возникало. При наступлении ответственности кого-либо из братьев, производился принудительный раздел имущества.

Права сыновей на наследуемое имущество своих отцов до­ходят до того, что украшения их матери или мачехи, подаренные ей их отцом, по наследству отходили сыновьям. В случае отсутствия детей мужского пола укра­шения вольны были забрать дочери. Однако приданое матери отходит по наследству только ее род­ным сыновьям. Этой же статьей предусмотрено, однако, исключение из общего для всех семитов правила.

"Но если муж потребует от нее, то она может отдать любым сыновьям своим".

В случае отсутствия у человека сыновей от законной жены к наследству призывались дети от его наложницы.

Брак и семья

Итак, ассирийцы знали моногамный брак. Институт конкубината не известен. Наложница может стать законной женой, в таком случае брак уже будет полигамным. Такая форма брака в Ассирии носила назва­ние «закрыть покрывалом».

Кроме того, полигамия может наступить в случае заключе­ния второго брака, но при этом надо различать, вступает ли человек во второй брак при жизни первой супруги или он вдовец и вторичный брак ему разрешен сам по себе.

Суть брака - обыкновенная покупка жены. Жених обязан был вне­сти брачный выкуп (biblu) за невесту своему тестю (отцу невес­ты). Невеста переходит в дом своего мужа с приданым (Sirku), которое наследуют ее дети от этого мужа. При этом законы сле­дуют принципу рациональной целесообразности, которым слави­лось ассирийское военное государство. Поскольку моментом

заключения брака являлось совершение определенных магиче­ских действий, которые, как правило, следовали за совершением материальной передачи выкупа и приданого, значит, возможна была подмена как жениха, так и невесты в предстоящем браке. Рационализм здесь проявлялся в том, что в случае смерти жениха и невесты их отцы все равно могут породниться, заменив убыв­ших новыми кандидатурами своих детей, чтобы не нанести тем самым друг другу имущественного ущерба. Так, если брак в кон­це концов не состоялся по вине отца невесты, брачный выкуп жениха, кроме съестных припасов, подлежал возврату. Анало­гичное правило применялось в отношении провинившегося отца жениха - он обязан был вернуть приданое.

Форма заключения брака у ассирийцев была достаточно по­этичной. Различают несколько обрядовых (символических) действ. Покрытие покрывалом невесты, возлияние на голову су­женой благовонного масла на пиру, поднесение на пиру huruppate - свадебных даров (следует отличать от свадебного выкупа -biblu). Только после совершения этого обряда брак считался заключенным. Так, законы в ст. 43 говорят, что после совершения этих обрядов и, если жених умрет, то свекор имеет полное право уже сам выдать свою сноху замуж за одного из своих сыновей - братьев умершего, причем "он может отдать ее какому хочет из остальных сыновей от старшего до младшего, которому исполнилось 10 лет". Если девушку выдают за того, кому не исполнилось еще 10 лет, то согласие ее отца (тестя) на такой брак становится обязательным, но при этом он, если не дает согласия, должен вернуть biblu .

Помимо этих форм брака, следует различать брак через за­лог.

А если она жила в бедственном положении, то она свободна для своего оживителя

Таким образом, "оживленную" (отданную в залог женщину) можно было выдать замуж, но брачный выкуп (biblu), внесенный за такую женщину, становился предметом спора между кредито­ром и залогодержателем, из чего можем видеть, что личности кредитора и держателя залога могла уже и не совпадать. Из со­держания этой статьи видно также, что в Ассирии очень часто женщин отдавали в залог, имея в виду не саму ее (in corpore), а ту выгоду - брачный вкуп, ее biblu, из которого и происходило удовлетворение долга. Достаточно изощренный и рациональный способ обеспечения обязательств, надо признаться, придумала такая неотесанная военщина, какой были ассирийцы!

Власть мужа над женой в ассирийской семье отличалась большей строгостью и моральным ригоризмом, чем это было в веселой Вавилонии.

Муж управляет, а по сути владеет и распоряжается прида­ным супруги, следит за ее поведением. Ассирийский закон не­обычайно подробно рассматривает многие виды прелюбодеяний.

Инициатором развода по ассирийским законам мог быть только-муж. Процедура при этом была проста.

"Если человек оставит свою жену, то если найдет нужным, может дать ей что-нибудь, если не найдет нужным, может ей ни­чего не давать; она должна уйти с пустыми руками" (ст. 38 Ш-ей таблицы САЗ).

Только очень длительный срок отсутствия супруга на месте жительства жены мог служить основанием для расторжения бра­ка по факту отсутствия. Фактически брак не расторгался - жена уходила жить к другому мужчине. Аналогичные постановления содержались и в кодексе Хамурабии срок отсутст­вия был установлен в три года, а в Ассирии - в 5 лет. Если муж задерживался по форсмажорным обстоятельствам (война и пр.) сверх 5 лет, жена обязана была ждать вечно, во всяком случае по возвращении он мог взять ее обратно от кого угодно.

Ассирийский закон подробно регулирует случай вступления мужчины и женщины в повторный брак (ahuzitu). Повторный брак возможен в случае смерти кого-либо из супругов. в случае изнасилования девственницы насильник обя­зан был на ней жениться, брак заключался по форме ahuzitu . В последнем случае уплачивалась тройная ставка biblu.

Уголовное право Ассирии

Нормы ассирийского уголовного права одни из первых права классифицируют государственные преступления как разновидность уголовных. "Прежде всего, это так наз. «произнесение слов измены» или "возмутительного слова", что приравнено к "богохульству" . Их отличают от "бытовых", так скажем, ругательств.

Государственные преступления наказываются по усмотре­нию самой государственной власти - в этом их отличие от про­стых уголовных преступлений, наказания за которые определены законом.

Самой многочисленной группой норм уголовного права, дошедших до нас, являются нормы, карающие за преступления против личности. Это, прежде всего, такие преступления как. убийство, наказывается согласно ius talionis, казнью убийцы. "Господину души" (мстителю) предоставлено на усмотрение право убить убийцу или взять с него выкуп . причинение выки­дыша беременной карается 50-ью ударами палки, выплате 2-х талантов свинца и 1-им месяцем царских работ. Вообще, надо признать, право талиона в ассирий­ских уголовных постановлениях не является столь распростра­ненным, как в Вавилонии и Иудее, здесь применяют всего охотнее калечащие наказания, например, за поцелуй против воли - отрезание губы, за мужеложество - оскопление и т.д.

Имущественные преступления наказываются так же компо­зиционно: нарушение межи: ему должно отрубить 1 палец, дать 100 ударов палками и 1 полный месяц он должен выполнять царскую работу. Характер­но, но понятие имущественного преступления в законах не отличается от обыкновенных гражданско-правовых деликтов. Исключение составляют воровство и квалифицированные его виды. Воровство выделено в самостоятель­ный вид преступлений.. Но наказание за воровство не определено в законе. Его [наказание] устанавливают власти по собственному усмотрению.

Ассирийские законы в связи с воровством знают уже поня­тие соучастия.

Представляется, что соучастники наказываются так же, как и сами преступники.

Ассирийские законы устанавливают также наказания за кле­вету.

Прелюбодеяние и пр. преступления, на­правленные против нравственности, наказуемы.

Суд и процесс в Ассирии

По сравнению с Вавилонией мы очень мало знаем о харак­тере процесса и системе судов в Ассирии.

Царь Ассирии являлся главной судебной инстанцией стра­ны.

В судебной системе уже существует иерархия судов. Верховным судьей является царь. Кто же является "судьями страны"? Во-первых это скорее так называемые "коронные судьи" (sartunnu) - назначенные царем чиновники. Судебные полномочия общины в данном случае ис­ключены. "староста и 5 великих общины должны присутство­вать..." или. "должны присутствовать староста и 3 великих общины...". Эти лица присутствовали в качестве официальных свидетелей. Вряд ли они обладали боль­шими процессуальными правами.

С нашей точки зрения, следует исключить и жречество из состава судейских в Ассирии. Жрецы, таким обра­зом, могли претендовать только на то, чтобы схватить с полич­ным преступника, но принести клятву и уличать его они не могли.

Именно светский судья решает обратиться к оракулу, не сами жрецы, поскольку для них вроде бы и так все понятно. Оракул же здесь явно есть судебное доказа­тельство, но не форма суда. Вот что главное!

Итак, судьями страны могли быть представители централь­ного государственного аппарата. Светская власть в Ассирии была несравнимо сильнее сакральной власти, нежели в Вавилонии.

В древнеассирийском царстве, однако, суд общины играл, наоборот, довольно значительную роль, но в среднеассирийском царстве уже утратил свою действенность. Но с другой стороны, полной уверенности в этом нет и у нас, так как сведения, на ос­новании которых мы делаем свои выводы, крайне скудны.

Система судебных доказательств (media probationis) в асси­рийском суде была следующей.

1) Чаще всего упоминаются клятвенные показания. Требо­вания к клятве - ее должен приносить свидетель, при этом свиде­тель и клятва как вид Божьего Суда совпадают друг с другом. Клятва истца может натолкнуться на клятву ответчика, и судья обязан будет применить ордалию - прибегнуть к реке . Но, с другой стороны, клятва истца, может быть достаточной, если ответчик в деле менее правоспособен, чем истец. Сколько должно быть свидетелей по тому или иному роду дела, нам не известно. Однако мы можем пред­положить, что количество свидетелей должно было зависеть от степени важности дела,

  1. Ордалия - бросание в реку. Интересно отметить, что к этому способу доказательства прибегают, предварительно заклю­чив письменный договор. Если река не принимала человека, то­гда он считался свободным от обвинения.

  2. Письменный акт по сравнению с Вавилонией играл субсидиарный характер в Ассирии

  3. Судебный оракул применялся только в случаях кражи храмового имущества.

Первый и второй вид доказательств применялись как к уго­ловным, так и к гражданским делам, третий и четвертый - только к гражданским.

Процесс, судя по всему, должен был подразделяться на три традиционные его стадии: возбуждение дела, заслушивание, при­нятия решения и исполнение его. Знал процесс и формулирование решения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]