Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / m_Козлова Н.В. -- Понятие и сущность юридического лица. Очерки истории и теории [2003].doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
2.1 Mб
Скачать

§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке

§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке

Средневековые глоссаторы. На протяжении XI-XII вв. француз­ские и немецкие исследователи римского права — глоссаторы (Азо, Ак-курсий, Ансталт, Булгар, Гуголинус, Ирнерий, Мартин, Пиллиус, Пла-центин, Хуго, Штифтунг, Якоб и др. ) внимательно изучали римские тексты и старались объяснить неясные места с позиций современной им науки.

Серьезный вклад в развитие правовой науки в XIII-XIV столетиях внесли «поздние глоссаторы», которых называли консилиаторы (со­ветники, консультанты; от латинского consilium - совет). С появлением плеяды ученых-консилиаторов {Синус де Пистойя, Бартоло де Сасофе-рато, Балдус де Убалдис и др.) связано возникновение совершенно но­вого вида деятельности, связанной с составлением юридических экспер­тиз, заключений и пр. по актуальным политическим, дипломатическим и частноправовым вопросам.

Как отмечают исследователи, признание римского права большин­ством европейских стран опиралось не на римские первоисточники (Ди-гесты или в целом Свод римского гражданского права - Corpus Juris Civilis) и не на основные принципы ранней школы глоссаторов, а на глубокие научные труды консилиаторов1.

Трактуя римские источники, средневековые юристы применяли ла­тинский термин persona (лицо) исключительно к правоспособному че­ловеку и понимали личность только в качестве разумного и волеспособ-ного субъекта. Понятие юридического лица глоссаторами не разрабаты­валось. Римский союз (universitas) или корпорацию они определяли как союз, признанный государством в качестве субъекта права, полагая, что субъектом права выступала не корпорация как лицо, а совокупность наличных членов союза. Именно глоссаторы (консилиаторы) впервые заговорили об установленной законом фикции применительно к силе воли всех членов корпорации в случае представительства ее интересов одним лицом, группой лиц или даже большинством членов, поскольку единогласное постановление всех участников союза - явление крайне редкое2.

Канонисты и церковное право. В ХИ-ХШ столетиях, когда хри­стианская церковь стала крупным феодалом, субъектами прав на цер­ковное имущество стали признаваться отдельные храмы, монастыри и

1 См.: Аннерс Э. История европейского права. С. 162-173.

2 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 16-18; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 62-64.

115

Глава III. Сущность юридического лица

благотворительные учреждения. Вся церковь рассматривалась как един­ственный обладатель церковной власти на земле, а в имущественном отношении - как субъект высшего права управления и надзора за иму­ществом отдельных церквей. Поэтому вопрос о понятии церкви вообще и юридического лица, в частности, стал одним из главных в церковном праве1.

Канонисты определяли церковь как союз (universitas) или корпора­цию (collegium) и считали ее соединением людей, признанным за целое. Они полагали, что корпорация есть самостоятельный субъект права, независимый от перемены его членов. Канонисты впервые провели чер­ту между правовым понятием лицо в смысле субъект права и реальным понятием человек. Различая понятия единство корпорации и совокуп­ность составляющих корпорацию членов, они впервые назвали союз лицом (persona), применив это название сначала лишь к церкви. От на­звания ученые перешли к рассуждениям о природе этого лица.

Наиболее ярким представителем учения канонистов был римский папа Иннокентий IV, который в своей речи на Лионском соборе (по другим источникам - в булле) в 1245 г., отвечая на вопрос, может ли корпорация быть отлучена от церкви, указал, что всякое отлучение рас­пространяется на душу и совесть и что поэтому не могут быть отлучае­мы от церкви корпорации, у которых нет ни души, ни совести, ни воли, ни сознания и которые являются лишь отвлеченными понятиями (nomen intellectuale), правовыми наименованиями (nomina sunt juris), фиктивными лицами (persona ficta)2. Иными словами, юридическое лицо существует лишь в понятии и благодаря фикции, оно не одаре­но телом, а значит, не обладает волей. Действовать могут только его члены, но не сама корпорация, поэтому корпорация не может ни совер­шить преступления, ни быть отлученной от церкви3.

Таким образом, Иннокентий IV рассматривал юридическое лицо как один из так называемых вымыслов права - fictiones juris, когда до­пускается вымышленное существование факта, о котором известно, что он вовсе не существует или существует в другом виде4.

' См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 13-15; Суворов Н.С. Учеб­ник церковного права. М, 1915. С. 416-457.

2 См.: Иоффе О. С. Из истории цивилистической мысли // Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000. С. 54.

3 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 18-20; Дювернуа Н.Л. Кон­спект лекций по гражданскому праву. Вып. 2. СПб., 1886. С. 31-32.

4 Подробнее о юридических фикциях см.: МейерДИ. О юридических вымыслах и предпо­ложениях, о скрытных и притворных действиях // Уч. зап. Казанского ун-та. Кн. IV. 1853. С. 2; Дормидонтов Г.Ф. Классификация явлений юридического быта, относимых к случаям применения фикций. Казань, 1895.

116

'