Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Найборт - Новая история C.doc
Скачиваний:
569
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
2.11 Mб
Скачать

5. Италия в XVII -XVIII веках

К началу нового времени Италия по-прежнему была политически раздроблена и беззащитна перед соседними крупными централизованными государствами. На ее территории развертывались сражения европейских коалиций и междоусобные войны итальянских государей. Под властью Испании были Миланское герцогство, Неаполь и Сицилия. Фактически зависимыми от Испании были и почти все остальные итальянские государства. Только Пьемонт, который лавировал между Испанией и Францией, и Венеция, подвергавшаяся в это время османскому вторжению, оставались вне испанского контроля. Испания использовала зависимые от нее итальянские территории только как источник доходов, поэтому стремилась выжать из итальянцев как можно больше налогов и жестоко подавляла сопротивление итальянского народа.

В 1647 г. вспыхнуло народное восстание под руководством рыбака Мазаньело в Неаполе. Оно носило не только антииспанский, но и антифеодальный характер. Восставшим удалось захватить власть в Неаполе, они попытались организовать свое управление городом, издали ряд указов отменявших налоги, феодальные повинности, дворянские привилегии. Но вскоре Мазаньело был убит подкупленными убийцами. Вице-король призвал на помощь испанский флот, подвергший Неаполь жестокому обстрелу. Испанские власти и войска в 1648 г. вернулись в Неаполь и жестоко расправились с участниками восстания. В Савойе в 1653-55 гг. происходило восстание крестьян под знаменем возродившейся вальдекской ереси. Благодаря поддержке со стороны Протектората Кромвеля, вальдекцы вели долгую партизанскую войну.

Во время войны за испанское наследство на территории Италии развернулись военные действия между австрийскими и испанскими войсками. Австрийские войска вытеснили мелкие испанские гарнизоны из Италии. По Раштадскому миру 1714 г. к Австрии перешли Неаполитанское королевство, остров Сардиния и Милан, где вместо испанского гнета установился австрийский. Во время этой войны усилилось одно из итальянских государств – Савойя. Его правитель, герцог Виктор-Амадей II, выступил вначале союзником французских Бурбонов, затем перешел на сторону австрийских Габсбургов. Благодаря этому он присоединил к своим владениям остров Сардинию и получил от императора королевский титул.

Испанские Бурбоны не примирились с потерей своих итальянских владений. Опустошительные войны между ними и австрийскими Габсбургами шли на территории Италии почти беспрерывно. Австрии удалось одержать решающую победу над Испанией во время войны за австрийское наследство. Ломбардия вошла в состав Австрийской империи, в Тоскане на престол вступил один из членов Габсбургской династии. В ходе этой войны только Генуэзской республике удалось отстоять свою независимость в результате народного восстания против австрийцев в 1746 г. Расширилась территория Сардинского королевства, оно включало теперь в свой состав Савойю, Сардинию и Пьемонт. Положение и границы других итальянских государств существенно не изменились. Испанским Бурбонам все же удалось посадить на трон Неаполитанского королевства сына испанского короля Филиппа V – Дон Карлоса.

Венеция все это время вела изнурительную многолетнюю войну за сохранение своих торговых позиций в восточном Средиземноморье против Османской империи. Длительная борьба с турками подорвала экономическую мощь Венеции, привела ее к истощению, и в начале ХVIII века она была вынуждена отказаться от продолжения войны. По Пожаревацкому миру 1718 г. Венеция отдала Турции все свои владения на Востоке.

Войны, ареной которых являлась территория Италии в ХVII – первой половине ХVIII века и иностранное господство разрушали ее экономику. Торговля, промышленность, сельское хозяйство пришли в полный упадок. И победители и побежденные вытаптывали крестьянские поля, грабили города. Население оказалось в крайне бедственном положении. Крестьяне питались травой и кореньями, были похожи, по словам очевидцев, на дикарей. Они массами переселялись во Францию, Швейцарию, или попрошайничали и грабили на дорогах, по улицам городов бродили толпы нищих. В горах и лесах по всей стране действовали многочисленные шайки разбойников. По словам итальянского историка ХХ века Ф. Гвиччардини, это была эпоха «бесчисленных и страшных бедствий», обрушившихся на страну с конца ХV века.

Только во второй половине ХVIII века благодаря сохранению мира в течение нескольких десятилетий Италии удалось выйти из этого бедственного положения. Постепенно увеличивалась численность населения, росли площади обрабатываемых земель. Особенно заметным это было в Ломбардии, Пьемонте и Тоскане. Здесь сельское хозяйство приносило помещикам такие хорошие доходы, что даже представители буржуазии предпочитали вкладывать свои капиталы не в промышленные предприятия, а в покупку земли. Для получения наибольшей прибыли они сгоняли с приобретенной земли прежних арендаторов-крестьян и нанимали их в качестве батраков, создавая фермы капиталистического типа, Постепенно начался рост итальянской промышленности. В Милане количество шелкоткацких станков выросло за 50 лет почти в три раза. В Ломбардии и Пьемонте возникли десятки централизованных мануфактур, на которых нередко работало по 200-300 рабочих. Росла и торговля. В Милане, выгодно расположенном на пересечении торговых путей из Европы в центральную и южную Италию, образовался довольно значительный слой богатой торгово-промышленной буржуазии. Однако иностранный гнет, узость внутреннего рынка вследствие нищеты крестьян, наличие внутренних таможенных пошлин, средневековой регламентации и т. п., являлись тормозом для развития итальянской промышленности. Поэтому еще долго преобладало мелкое ремесло и сельские промыслы, которыми были заняты крестьяне в свободное от работы на земле время.

Итальянские крестьяне, лично свободные, но еще в средневековье обезземеленные, были превращены в нищих арендаторов, батраков. Почти вся земля здесь принадлежала помещикам и духовенству. Крестьяне вели хозяйство на крохотных клочках арендованной земли и должны были нести всю тяжесть государственных, помещичьих, церковных налогов и поборов. В южной Италии еще сохранялось крепостное право. Поэтому Италия, несмотря на плодородную почву и благоприятные климатические условия, переживала периодические голодовки.

Во второй половине XVIII века с резкой критикой феодальных порядков выступили итальянские просветители, идеологи молодой итальянской буржуазии. В Милане в 60-х гг. сложился кружок философов, экономистов, литераторов, юристов, которые издавали свой периодический журнал «Кафе». Кофейни в то время играли роль своеобразных политических клубов. В этом журнале начали появляться первые ростки национального самосознания итальянцев. «Мы должны быть итальянцами, а не ломбардцами, неаполитанцами, тосканцами», писал Вери, один из издателей журнала. В этот кружок входил знаменитый Беккария, издавший в 1764 г. трактат «О преступлениях и наказаниях», в котором доказывал, что уголовное законодательство должно исправлять преступника, а не мстить ему. Его книга была переведена на многие языки и оказала влияние на дальнейшее развитие юридической мысли.

Книга неаполитанца Филанджери «Наука законодательства», впервые опубликованная в Неаполе в 1780 г., причислялась современниками к лучшим произведениям просветительской литературы. Она вызывала восхищение Б. Франклина, Наполеон I называл Филанджери «одним из своих учителей». Итальянский просветитель писал о необходимости реформ, которые должны обновить экономическую, социальную и культурную жизнь Европы. Его соотечественник Дженовезе в «Лекциях о торговле» осуждал лишение крестьян собственности на землю. Он писал, что пока крестьяне находятся в бедственном положении, о серьезном экономическом прогрессе не может быть и речи.

Во второй половине XVIII века так же, как и в соседних странах, в итальянских государствах правительства приступают к проведению политики просвещенного абсолютизма с целью сохранить и укрепить власть монархов, уменьшить оппозицию буржуазии и недовольство народных масс в условиях нараставшего кризиса феодального строя. Правительства субсидируют создание новых централизованных мануфактур, заключают выгодные торговые договоры. В отдельных итальянских государствах снижаются таможенные пошлины, отменяются монополии. Некоторые реформы касались и крестьян. В южной Италии, которая являлась постоянным очагом крестьянских волнений, для облегчения налогового гнета, лежавшего на крестьянах, правительство установило налог на церковные имущества. В Тоскане великий герцог Леопольд I отменил крепостное право там, где оно еще было, но не дал крестьянам земли. Феодальная верхушка увидела в этих весьма умеренных преобразованиях ущемление своих интересов. Протесты феодалов привели к тому, что к концу XVIII века политика реформ была фактически прекращена во всех государствах Италии.

Генуя и Венеция во второй половине ХVIII века не смогли преодолеть экономический упадок. Их торговля по-прежнему сокращалась, торговый флот все чаще сдавался в аренду иностранцам. Генуэзские купцы эмигрировали в Неаполь, Турин, Милан. В Венеции жизнь внешне казалась блестящей. По-прежнему устраивались поражавшие своей роскошью балы, на венецианские карнавалы стремились попасть туристы из разных стран. Но все большее количество венецианских дворян, растратив богатства, накопленные их предками, разорялось.

К концу XVIII века развитие Италии продолжали сдерживать политическая раздробленность, иностранное господство и феодальные отношения. С 90-х гг. ХVIII века Апеннинский полуостров подвергается французскому завоеванию.