Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Найборт - Новая история C.doc
Скачиваний:
569
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
2.11 Mб
Скачать

4. Германия в XVII - XVIII веках

Германия, сохранившая свою раздробленность к началу ХVII века, становится основной ареной борьбы между католиками и протестантами в годы Тридцатилетней войны (1618-48). Кроме решения религиозных вопросов в ходе этой войны германские князья вели борьбу за независимость от императора Священной Римской империи, а другие государства, принимавшие в ней участие, боролись против господства Габсбургов в Западной Европе. В течение долгих десятилетий на территории Германии развертывались военные действия с участием иностранных войск. Это до крайней степени разорило и опустошило страну. Многие деревни и города были разрушены или сожжены, многие местности опустели, заросли лесом, наполнились волками. Заметно уменьшилась численность населения. Оставшиеся в живых люди голодали, питались кореньями, травой, были случаи людоедства. Пришли в упадок сельское хозяйство, торговля, промышленность, на десятилетия затормозилось развитие науки, литературы, искусства.

Вестфальский мир 1648 г., закончивший эту войну, принес политическое ослабление Священной Римской империи и возглавлявшим её австрийским Габсбургам. Теперь их власть стала номинальной по отношению к остальным германским княжествам. Швейцария и Голландия были признаны независимыми. Франция закрепила за собой ряд епископств, расположенных на германской территории. Швеция оставила за собой значительную часть Померании, Висмар, Бременское епископство и другие территории северной Германии. Религиозный вопрос был решен в пользу равноправия католиков, лютеран и кальвинистов. Отменялось правило «чья власть, того и вера», но главное, германские князья и вольные города были признаны самостоятельными.

После Вестфальского мира Германия оставалась раздробленной. Всех княжеств и государств, на которые она распадалась, было более трехсот. Говорили, что в Германии столько государств, сколько дней в году. В действительности их было еще больше, т. к. помимо княжеств существовали еще сотни мельчайших рыцарских владений. Каждое германское княжество управлялось своими законами, имело собственный двор, свое войско, свою монету. В каждом княжестве существовали ландтаги, как органы сословного представительства, но князья стремились установить свою абсолютную власть. Если во Франции и других крупных европейских государствах того времени абсолютизм способствовал централизации страны, и тем самым созданию благоприятных условий для развития промышленности и торговли, то усиление власти отдельных германских князей, их мелкодержавный абсолютизм играли отрицательную роль, закрепляя раздробленность страны. Подражая французским королям, отдельные германские князья тратили большие средства на строительство дворцов, покупку дорогих вещей, на роскошный образ жизни. По словам Вольтера, «каждый строил свой Версаль, имел своих метресс и держал свои армии». Формально все эти государства были объединены в «Священную римскую империю германской нации».

Габсбурги удержали имперскую корону за своей династией, но уже не имели реальной власти. Наряду с императором представителями высшей власти в Священной римской империи являлись 9 курфюрстов. На их съездах происходили выборы императоров и составлялись так называемые избирательные капитуляции, предусматривавшие различного рода ограничения его власти. Курфюрстам принадлежало решающее слово в имперском сейме, к компетенции которого относились все вопросы общеимперского значения, хотя его решения не являлись обязательными. Имперский сейм, заседания которого проходили во Франкфурте на Майне, превратился в постоянное учреждение, но на нем уже не присутствовали ни император, ни князья, а являлись только их представители. Деятельность сейма, созванного в 1663 г., продолжалась непрерывно вплоть до упразднения империи в 1806 г.

В сейме курфюрсты составляли особую курию. В их руках находилась раздача чинов, таможенная политика, имперские финансы. Высшие имперские должности отдельные курфюрсты занимали по наследству. Второе место по своему политическому значению в имперском сейме занимала курия князей. Обычно князья поддерживали политику, проводимую курфюрстами. Имперские рыцари и дворяне стали подданными князей и простыми помещиками. После Тридцатилетней войны многочисленной оказалась группа безземельных дворян, для которых единственным источником средств существования стала служба в качестве придворных, военных и чиновников. Третью, городскую, курию в сейме, составляли представители имперских городов. Но они высказывались и голосовали лишь после того, как курфюрсты и князья приходили к полному соглашению, поэтому их мнение не имело большого значения. После Тридцатилетней войны в Германии произошло вторичное закрепощение крестьян. Оно имело свои местные особенности. На северо-западе крестьяне оставались в большинстве случаев свободными держателями земельных наделов, однако их имущественные и личные права нередко подвергались произвольным ограничениям со стороны дворянства и властей. В юго-западной Германии сложились отношения, подобные сеньориальному строю во Франции. Помещик здесь получал с крестьян феодальную земельную ренту в виде оброка и других платежей. К востоку от Эльбы крестьяне попали не только в поземельную, но и в личную зависимость, здесь преобладала барщинная система, связанная с наличием крупного хозяйства самого помещика. Продукты помещичьего хозяйства сбывались не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Помещики принуждали нести барщину даже безземельных крестьян, которых оказалось очень много в результате войны, наделяя их хижиной и клочком огорода. Помещики захватили в свои руки и судебную власть. Вотчинный суд по усмотрению помещика ограничивал имущественные и личные права крестьян.

Упадок промышленности и торговли во время Тридцатилетней войны привел к ослаблению городов, которые по-прежнему делились на имперские и земские, или княжеские. Ослабление императорской власти привело к упадку имперских городов и постепенно две трети из них попали под власть князей и потеряли свою юридическую независимость. Прежняя городская аристократия (патрициат) стала превращаться в обыкновенное дворянство. Богатые купцы и ростовщики в сложившихся условиях зависимости городов от князей предпочитали вкладывать свои капиталы в земельную собственность и покупать у императора феодальные титулы. От обыкновенных помещиков они отличались только тем, что проживали в городах. Магистрат, городское самоуправление стало наследственной монополией узкого круга лиц. Многие города всецело зависели от произвола местного дворянского правительства, некоторым все же удалось отстоять часть своих прежних прав в области самоуправления, налогов и судебной власти.