Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Найборт - Новая история C.doc
Скачиваний:
569
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
2.11 Mб
Скачать

Франция в годы реставрации бурбонов и июльской монархии Жозеф де Местр как идеолог Реставрации

Вместе с Людовиком XVIII к власти во Франции пришли дворяне-эмигранты, идеал которых оставался в феодальном прошлом. Его они выдвигали в качестве альтернативы вышедшему из революции новому буржуазному порядку. Одним из наиболее известных идеологов реставрации монархии Бурбонов являлся Жозеф де Местр (1754-1821) уроженец Савойи, крупный помещик, аристократ, писатель и пьемонтский государственный деятель, масон. После аннексии Савойи Францией в 1792 г. де Местр отказался принести присягу французскому правительству, эмигрировал и жил в Швейцарии. В 1803 г. в качестве посланника сардинского короля он был направлен в Россию и лишь в 1817 г. вернулся во Францию. Известность ему принесла книга «Размышления о Франции», написанная в 1796 г., затем им были изданы «Рассуждения о суверенитете», «О папе», «Санкт-Петербургские вечера» и другие.

Де Местр осуждал злоупотребления старого дореволюционного порядка, но он крайне отрицательно оценивал идеи Просвещения как идеологию французской революции, полемизировал с ними во всех своих произведениях. Де Местр писал, что начиная от эпохи Реформации, в Европе возник дух бунта против Бога, религии, тронов. Его следствием стало Просвещение, заменившее народные догматы индивидуальным разумом. По его мнению, философы, писатели, ученые-просветители создали заговор против обычаев, способствуя падению нравов, разжигая ненависть к власти и церкви. Де Местр замечает, что в новом, пропагандируемом просветителями обществе собственный интерес становится для человека единственным мотивом поведения, исчезают «моральные узы», соединявшие людей. Недолговечность конституций, законов, принятых в период революции, де Местр объясняет тем, что индивидуальный человеческий разум, утративший связь с разумом божественным, выражающим себя в исторически сложившихся традициях и обычаях, становится бессильным.

Конституция, по мнению де Местра, не может быть делом человеческого ума, для этого он слишком слаб: «Всякая писаная конституция есть не что иное, как клочок бумаги. Такая конституция не имеет престижа и власти над людьми. Люди повинуются тому, что сокровенно, таким тёмным и могучим силам, как нравы, обычаи, предрассудки. Писаная конституция всегда бездушна, а между тем вся суть дела в народном духе, на котором стоит государство». Ошибкой революционных конституций де Местр считал то, что они были рассчитаны на абстрактного человека, а его нет, есть французы, англичане, немцы, русские и т. д. Выражение де Местра о том, что «каждый народ имеет то правление, которого заслуживает», стало крылатым. По его мнению, любой закон должен находиться в гармонии с характером народа. Различия в способе правления у разных народов де Местр объясняет особенностями их исторического развития. Он высказывает мнение о том, что записанные законы и конституции тогда долговечны, когда они санкционируют уже существующие неписаные права, данные каждому народу от высшей, божественной власти. Таинственное творческое первоначало, по его словам, проникает в мир через посредство религии, т. к. «у колыбели каждого народа стоят жрецы».

Понятие «народ» в концепции де Местра – это группа людей, имеющих общие язык, территорию, культуру, обычаи, характер. Народ обладает общей душой и подлинным моральным единством, обладает своими дурными и добрыми чертами, способен иметь заслуги и вину и подлежит за это карам и наградам, как и отдельный индивид. Порядок в обществе реализуется через общественную иерархию, возникающую органически – «всюду и везде правила аристократия». Идеологи революции на первое место ставили права человека, де Местр – его обязанности. Лучшие люди страны, по его мнению, это не те, кто заботится о каких-то особых правах, а те, кто выполняет особые обязанности. Чувство долга и сознание обязанностей очищает и облагораживает, а претензия на права озлобляет и маскирует нежелание нести обязанности. Принцип, украшающий дворянство – «положение обязывает».

По мнению де Местра, каждый народ обладает коллективным разумом. Индивидуальный разум должен подчинить себя коллективному, народному разуму, в противном случае он уничтожает общественные связи, разрушает общество, порождая классовый и индивидуальный эгоизм. В философии просветителей де Местр видел только разрушительное действие. Причиной французской революции он называет то, что в своей гордыне философия просветителей выступила с претензией на обладание мудростью и руководству людьми: «Чтобы покарать и посрамить её, господь должен был осудить её на мимолётное царствование. И это страшное наказание было единственным средством спасения».

Идеи исторической преемственности, органического развития общества, понятие «народного духа», признание божественного плана в судьбах народов, выдвинутые де Местром, стали основополагающими в теории европейского консерватизма XIX века. Однако консервативные идеи в это время находили гораздо меньший круг единомышленников, нежели либеральные, т. к. революция конца XVIII века нанесла непоправимый удар по феодальному строю и его защитникам. Франция уже достаточно прочно вступила на путь буржуазного развития, идеологией которого стал либерализм.