Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.В. Кудашкин. Правовое регулирование международных частных отношений. - Изд-во Юридический центр Пресс, 2004 г..rtf
Скачиваний:
74
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
5.56 Mб
Скачать

Глава 5. Средства правового регулирования международных частных отношений

5.1. Виды форм (средств) правового регулирования связей и отношений, возникающих при взаимодействии национальных правовых систем

Одной из актуальных проблем общей теории права является категория "формы" в праве.

В науке подчеркивается необходимость рассмотрения диалектического единства содержания и формы в праве. Форма не может объективно существовать, если она не наполнена определенным содержанием, и, наоборот, содержание права не может быть реальностью, если это содержание не организовано и не выражено в определенной форме *(351) Форма права - не просто нечто внешнее по отношению к его содержанию, а сама организация содержания, которое объективируется и существует лишь будучи отлитым в письменные формы *(352). Понятие содержания права включает сложную систему связей и отношений его компонентов как между собой, так и с внешней средой. Именно этот момент содержания права детерминирует (и вместе с тем объясняет) особенности той или иной правовой формы, которая имманентна специфическому состоянию развивающегося содержания *(353).

Одновременно, предлагается подходить к пониманию правовой формы в широком смысле, т.е., как особой формы опосредования общественных отношений *(354). Именно такой подход характерен для А.А. Рубанова, который при исследовании форм международного взаимодействия национальных правовых систем исходил из того, что международное взаимодействие - это связь между национальными правовыми системами, осуществляющими функцию юридического регулятора социальных отношений, складывающихся в их странах. Их основное назначение - правовая регламентация комплекса общественных отношений, присущих данной стране. На международной арене они участвуют во взаимоотношениях в качестве регулирующих правовых систем *(355). Рассмотрение в дальнейшем национальных правовых систем как неких априорных данностей обусловили изучение А.А. Рубановым форм их взаимодействия, которые, исходя из их регулирующей роли, в действительности выступают в качестве форм осуществления норм права одной правовой системы при взаимодействии с другой, т.е. применение иностранных норм, использование субъективных прав и соблюдение субъективных обязанностей, основанных на иностранных нормах. Таким образом, видно, что ученый исследовал внешние формы взаимодействия национальных правовых систем, не затронув правовых процессов, происходящих внутри национальной правовой системы при таком взаимодействии, и их правовое оформление.

Вместе с тем, такая постановка вопроса представляется более чем актуальной, т.к. взаимодействуют системные явления, к которым относятся национальные правовые системы. В силу этого, теоретически важно изучить в какие правовые формы обличаются системные связи, возникающие в процессе такого взаимодействия. Причем следует исходить из того, что существо указанных связей определяет содержание правового регулирования взаимодействия, которое в конечном итоге объективно обусловливает конкретные правовые формы.

В целом принципиально важно учитывать, что природа системных объектов правового регулирования - связей и отношений - в системе внутригосударственных отношений, обусловливают природу правовых явлений в национальной правовой системе, и, соответственно, правовое оформление. Если правовые средства опосредуют отношения и связи, составляющие подсистему международных частных отношений, т.е. призванных обеспечить такое свойство системы внутригосударственных отношений как функционирование через взаимодействие национальных правовых систем, то форма этих правовых явлений будет другой по сравнению с правовыми явлениями, опосредующими такое свойство указанной системы как устойчивость.

Необходимо также иметь ввиду, что признание объективности существования подсистемы международных частных отношений позволяет поставить вопрос, с одной стороны, о существовании средств, позволяющих сохранить устойчивость системы внутригосударственных отношений в целом, с другой, обеспечить специфические свойства самой подсистемы, как социального явления однородного с самой системой, но в тоже время обладающего определенной спецификой. С этой точки зрения, характеризуя подсистему международных частных отношений следует отметить, что прежде всего она обладает такими свойствами, как адаптивность к восприятию другой системы внутригосударственных отношений, которая обеспечивается совокупностью соответствующих связей и опосредуется соответствующими правовыми средствами. Эти правовые средства формируют устойчивые связи, повторяющиеся из раза в раз, определенного характера и направленности, которые закреплены в рамках подсистемы международного частного права. В целом они представляют определенные принципы, которые характеризуют подсистему международного частного права именно в этом качестве. К наиболее значимым из них относятся: автономия воли участников этих отношений; признание и учет объективной связи международного частного отношения с конкретной национально-правовой системой при функционировании системы внутригосударственных отношений; равенство и самостоятельность участников международных частных отношений и др.

С другой стороны, существует такое свойство структуры системы внутригосударственных отношений, как ее устойчивость. Соответственно, должны быть средства, обеспечивающие эту устойчивость.

Комплекс таких средств различен по своему характеру и составу. В своей совокупности они формируют принципы взаимоотношений между системой и подсистемой, находящихся в отношениях координации и субординации. Отношения координации обеспечиваются прежде всего на принципах равноправия различных систем внутригосударственных отношений через посредство подсистемы международных частных отношений, всестороннего учета интересов сторон правоотношения. Отношения субординации между системой и подсистемой построено на принципах обеспечения потребностей прежде всего системы внутригосударственных отношений в целях сохранения ее устойчивости, которая находит практическое воплощение в сохранении суверенитета и независимости государства, являющегося ключевым элементом этой системы. Причем набор и характер этих средств различен. Одни из них носят активный характер, направленный на прямое воздействие системы на подсистему международных частных отношений (в правовой надстройке такая связь между системой и подсистемой осуществляется посредством так называемых императивных норм, имеющих особое значение), другие носят пассивный характер, призванные не прямо воздействовать на международные частные отношения, а только предотвращать негативные последствия функционирования этой подсистемы. В свою очередь здесь необходимо различать, что часть этих средств относится к самой подсистеме, т.к. направлена на защиту ее относительно локализованной целостности, в правовой надстройке, она реализуется через посредство запрета обхода закона. Другая часть относится к системе внутригосударственных отношений и включает в себя, прежде всего, оговорку о публичном порядке и недействительность гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.

В целом же, системная обусловленность правовых явлений, определяет существование нескольких видов правовых форм (средств), опосредующих взаимодействие национальных правовых систем. К ним относятся:

А) правовые формы, опосредующие взаимодействие национальных правовых систем: 1) коллизионные нормы; 2) императивные нормы международного частного права, имеющие особое значение;

Б) правовая форма, обеспечивающая устойчивость подсистемы международного частного права при взаимодействии национальных правовых систем - обход закона;

В) правовые формы, обеспечивающие устойчивость системы внутригосударственных отношений при взаимодействии национальных правовых систем: 1) оговорка о публичном порядке; 2) недействительность гражданских правоотношений с иностранным элементом.

Соседние файлы в предмете Гражданское право