Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.В. Кудашкин. Правовое регулирование международных частных отношений. - Изд-во Юридический центр Пресс, 2004 г..rtf
Скачиваний:
74
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
5.56 Mб
Скачать

3.3.2. Теоретические аспекты социальной и юридической природы коллизионного права

Коллизионное право, как социальное явление, относится к надстройке системы внутригосударственных отношений. Его специфика заключается в той социальной функции, которую она выполняет как особый элемент правовой надстройки. Его главное предназначение состоит не в обслуживании непосредственно международных частных отношений, а в правовом опосредовании надстроечных отношений над международными частными отношениями, а именно правоотношений с иностранным элементом. Если рассматривать правоотношение как посредующее звено между общественными отношениями и правовой нормой *(279), то коллизионные нормы опосредуют не международные частные отношения, а посредующее между ними и правовой нормой звено - правоотношения с иностранным элементом. Как подчеркивает М.И. Брун: "Каждая коллизионная норма без сомнения, приводиться в движение только при наличности частно-правового отношения, но охраняет она не специальные интересы субъектов этого отношения, а территориальные и личные пределы действия законов гражданского оборота" *(280). Возникающее при этом коллизионное правоотношение является вторым посредующим звеном между международным частным отношением и материальной нормой, применимой национально-правовой системы. В этом состоит юридическая природа коллизионного метода правового регулирования.

3.4. Четвертая закономерность: международные частные отношения, имеющие особое значение для государства, регулируются непосредственно императивными нормами национальной правовой системы (императивные нормы прямого действия) *(281)

В областях международных частных отношений, в которых доминирующими являются государственные интересы, системная зависимость правового опосредования от существа регулируемых общественных отношений, имеет другую природу и свойства, основанную на иной закономерности, чем коллизионное регулирование таких общественных отношений.

Указанная закономерность заключается в следующем: международные частные отношения, имеющие особое значение для государства, т.е. в которых реализуется исключительный государственный интерес и законодательно установлен приоритет интересов государства в вопросе о соотношении интересов личности, общества и государства, регулируются не опосредованно, т.е. коллизионными нормами, а непосредственно - императивными материальными нормами национального права.

3.4.1. Соотношение императивных норм, имеющих особое значение, с коллизионными нормами и оговоркой о публичном порядке

В науке международного частного права неоднократно предпринимались попытки изучения императивных норм *(282). Однако, вследствие отсутствия адекватной методологии их исследования они не могли привести к позитивному результату, раскрывающему природу, сущность и содержание императивных норм прямого действия в области международного частного права.

Для того, чтобы определить природу императивных норм, как надстроечного правового явления системы внутригосударственных отношений, необходимо исследовать соотношение указанных норм с другими институтами международного частного права - коллизионными нормами и оговоркой о публичном порядке. Как отмечает А.И. Муранов, "....современной тенденцией развития международного частного права является все более широкое распространение института применения императивных норм права суда и права третьего государства (императивных не в смысле внутреннего регулирования, а в смысле коллизионного регулирования).... Представляется, что эта тенденция является выражением процесса "сжатия" "позитивной" концепции публичного порядка, выделения ее части в отдельный институт международного частного права" *(283).

Если коллизионное право призвано обеспечить функционирование системы внутригосударственных отношений через взаимодействие с другими аналогичными системами, то оговорка о публичном порядке обеспечивает сохранение устойчивости указанной системы при таком взаимодействии, т.е. тех элементов, которые являются системообразующими и тех свойств этих элементов, на сохранение которых и направлена совокупность (целостность) связей и отношений системы внутригосударственных отношений. В данном случае речь идет о таком особом системообразующем элементе этой системы, как государство и таких его свойствах, как суверенитет и независимость.

Каждый из вышеназванных правовых явлений имеет строго отведенное место в системе и соответствующие, определяемые их природой, характер и содержание. Коллизионное право регулирует международные частные отношения не прямо, а опосредованно через коллизионные правоотношения и правоотношения с иностранным элементом, сущность которого состоит в поиске правовой системы, с которой эти отношения наиболее тесным образом связаны.

Оговорка о публичном порядке также взаимодействует с иностранной правовой системой опосредованно, т.к. она не допускает осуществления негативного воздействия на систему внутригосударственных отношений не иностранных национально-правовых систем, а правоотношений с иностранным элементом. Сам факт существования указанных отношений не способен затронуть структуру системы, тем более оказать на нее влияние. Воздействие происходит, когда гражданско-правовое правоотношение с иностранным элементом, как социальное явление начинает взаимодействовать с другими социальными явлениями в национальной правовой системе. Только в этот момент можно оценить эффект такого взаимодействия и его последствия для всей системы. Если этот эффект способен вывести систему внутригосударственных отношений из равновесия, нарушив целостность его связей и отношений, тогда национальная правовая система через посредство оговорки о публичном порядке пресекает возмущающее на нее воздействие, не допуская сам негативный эффект. При этом само правоотношение не затрагивается, так как по своей сути, как надстроечное правовое явление, имеющее системно-функциональное содержание, оно не затрагивает структуру системы. Именно поэтому неоправданно при применении оговорки о публичном порядке однозначно отсылать к применению исключительно своей национально-правовой системы. Объективно это не предопределяется потребностями системы внутригосударственных отношений и именно поэтому статьей 1193 ГК РФ определена отсылка к российскому праву при применении оговорки о публичном порядке только при необходимости.

Таким образом, мы рассмотрели системную природу коллизионных норм и оговорки о публичном порядке. Следующим теоретическим вопросом, вытекающим из методологии исследования, является вопрос о месте императивных норм, имеющих особое значение в национальной правовой системе.

Для этого необходимо ответить, по крайней мере, на два вопроса: 1) место общественных отношений и связей, которые опосредуются императивными нормами, имеющими особое значение, в системе внутригосударственных отношений, и 2) содержание этих правовых явлений. Ответы на них в совокупности позволят определить природу, сущность и содержание императивных норм, имеющих особое значение.

Соседние файлы в предмете Гражданское право