Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.В. Кудашкин. Правовое регулирование международных частных отношений. - Изд-во Юридический центр Пресс, 2004 г..rtf
Скачиваний:
74
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
5.56 Mб
Скачать

4.1.2. Вступление в силу международного договора

Вступление в силу международного договора имеет важные правовые последствия, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" международный договор подлежит выполнению с момента вступления его в силу для Российской Федерации. Необходимо четкое разделение двух правовых явлений: согласие на обязательность международного договора и его вступление в силу, которые имеют четко определенное содержание. Признание обязательности международного договора не означает наличие его юридической силы. Международный договор вступает в силу после выполнения тех условий, которые оговорены в самом договоре, как юридические факты, наступление которых порождает его юридическую силу.

4.1.3. Опубликование международного договора

Конституция РФ не содержит однозначного требования о необходимости опубликования международного договора в качестве необходимого юридического условия его действия. В части 3 статьи 15 Конституции имеется общий принцип, согласно которому неопубликованные законы не применяются. Однако не все международные законы требуют ратификации в форме федерального закона. В тоже время международные договоры - это не законы.

Более конкретна часть 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", в соответствии с которой "Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно".

4.1.4. Соотношение международных договоров и норм российского законодательства, регулирующих отношения в области мчп

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В случае возникновения коллизии между нормой российского законодательства и нормой международного права в области МЧП необходимо выяснить:

являются ли нормы международного договора самоисполнимыми или нет;

выполнены ли все юридические условия действия норм международного права в российской правовой системе.

Самоисполнимыми являются нормы, формулировки которых "конкретны и могут применяться без дальнейшей конкретизации" *(304). "Те договоры, которые не могут быть осуществлены ни в межгосударственной сфере, ни во внутригосударственной без принятия внутригосударственных правовых актов, относятся к "несамоисполнимым" *(305).

Деление не самоисполнимые и несамоисполнимые нормы международного права нашло отражение в российском законодательстве, как одно из условий прямого или опосредованного действия норм международного права, при соблюдение остальных юридических условий их действия. В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 7 Гражданского кодекса РФ: "Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта".

Примером международных договоров, содержащих самосиполнимые нормы, являются Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г; Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г.

Чтобы наглядно показать проблему действия самоисполнимых и несамоисполнимых норм международных договоров обратимся к области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, международные коммерческие сделки которой также опосредуются нормами МЧП.

Так, например, Правительство РФ и Правительство Йеменской Республики 28 марта 1998 г. заключили Соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Однако данное соглашение содержит, как несамоисполнимые, так и самоисполнимые нормы. В статье 2 Соглашения определено, что сотрудничество в области военно-технического сотрудничества будет осуществляться в соответствии с национальным законодательством каждой стороны. Т.е. конкретные правила поставок продукции военного назначения должны определяться законодательством каждого государства. Для России такой порядок установлен Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. N 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" *(306).

В то же время статья 3 названного Соглашения содержит самоисполнимые нормы, устанавливающие конкретные правила поставок российской ПВН. В соответствии с данной нормой поставки ПВН будут осуществляться на основании заключаемых Правительствами России и Йемена соглашений или контрактов. То есть, предусмотрено, что одним из возможных вариантов условия поставок ПВН может быть межправительственное соглашение о поставке конкретной номенклатуры ПВН.

Другим примером самоисполнимой нормы может служить статья 2 Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанного 20 июня 2000 г., которой определено, что поставки продукции военного назначения на льготных условиях осуществляются в целях практический реализации Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. в интересах национальных воинских формирований, выделяемых в состав многосторонних сил и средств в регионах коллективной безопасности. Указанные поставки производятся по контрактам, заключаемым между субъектами военно-технического сотрудничества государств-участников СНГ на основании перечней, согласованных уполномоченными органами и утвержденных Советом коллективной безопасности. Указанный порядок существенно отличается от действующего в России порядка осуществления ВТС, определенного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. N 1953. В соответствии с названным Указом основанием заключения контрактов на поставку, либо вступления их в силу являются решения соответствующего государственного органа на поставку ПВН, если поставка осуществляется в соответствии со списками N 1 и N 2, а не названные перечни ПВН. Данная норма Соглашения имеет самоисполнимый характер, т.е. не требует издания внутригосударственного акта для ее осуществления. В силу того, что данное Соглашение требовало изменения действующего законодательства о военно-технического сотрудничестве, а также в силу того, что регулирует отношения, вытекающие из Договора о коллективной безопасности, на основании статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" указанное соглашение ратифицировано в форме федерального закона *(307). Более того, несмотря на то, что указанный порядок, определенный международным договором, не соответствует Указу Президента РФ от 1 декабря 2000 г. N 1953, при соблюдении всех необходимых условий, обеспечивающих действие международных договоров, на основании статьи 15 Конституции РФ он должен иметь приоритет перед порядком, установленным внутригосударственным законодательством.

Соседние файлы в предмете Гражданское право