Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.В. Кудашкин. Правовое регулирование международных частных отношений. - Изд-во Юридический центр Пресс, 2004 г..rtf
Скачиваний:
74
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
5.56 Mб
Скачать

2.1.4. Иностранный элемент в международных частных и частно-правовых отношениях

2.1.4.1. Объективные предпосылки появления иностранного элемента

Межсистемный характер международных частных отношений и их внутригосударственная принадлежность обусловливают появление иностранных элементов в общественных отношениях при взаимодействии систем внутригосударственных отношений. Это не иностранный элемент правоотношения, но его объективная предпосылка. Как отмечает Л.Б. Тиунова: "Материальные отношения объективны, так как складываются помимо общественного сознания, правовые - форма официального опосредования материальных и иных фактических отношений. Правоотношение - результат осознания и оценки лежащего в его основе фактического отношения" *(150).

В силу того, что в основании правоотношения лежит общественное отношение, отсутствие иностранного элемента в основании не позволяет его выделить в надстроечном явлении, в качестве которого и выступает правоотношение. Как отмечает В.П. Звеков: "Наличие иностранного элемента в отношении, регулируемом международным частным правом, порождает феномен, именуемый коллизией законов...." *(151). Он определяет сущностную характеристику отношения в качестве международного частного и, следовательно, обусловливает последующее проявление указанного элемента в правоотношении при регулирующем воздействии права на общественное отношение.

Встает вопрос: в чем же проявляется иностранный элемент в общественном отношении, каковы его формы и свойства?

Для ответа на него следует учитывать, что "гносеологическая связь фактического отношения и правоотношения - это связь содержания и формы" *(152). Конкретные проявления этой связи многообразны и вряд ли поддаются исчерпывающему учету и фиксации в силу неисчерпаемости самой социальной материи, объективацией которой они являются в реальной правовой действительности. Вместе с тем в правовой науке были предприняты попытки выделить виды указанных связей. Л.Б. Тиунова по этому поводу отмечает: "В структуре общественного отношения можно выделить три вида связей, находящихся в определенной иерархии: связь между субъектами (сторонами отношения), между сторонами и предметом отношения, и отношение каждого из субъектов к самому себе. Кроме того, характер внутренней связи в общественном отношении может быть императивным, т.е. вертикальным (неравенство меры прямых и обратных связей сторон, воля - подчинение), и диспозитивным, или горизонтальным (договорный характер, равенство сторон), что обусловливает различные содержания общественного отношения, а также различный регулирующий тип воздействия на поведение субъектов и общественную систему. Структурированные связи обеспечивают целостность и целесообразность общественного отношения как системы" *(153).

Таким образом, применительно к рассматриваемому вопросу следует отметить, что при взаимодействии систем внутригосударственных отношений формой проявления иностранного элемента не является наличие в общественном отношении собственно субъекта и объекта. Наличие указанных элементов способно только подтвердить существование общественного отношения, как объективного явления, не квалифицируя его в качестве международного частного отношения, т.е. общественного отношения, содержащего иностранный элемент.

Решающим в этом вопросе являются два признака: 1) связи, возникающие между различными системами внутригосударственных отношений; и 2) характер указанных связей.

Названные связи можно сгруппировать в следующие виды: 1) связи между субъектами общественных отношений, 2) между субъектами и объектами общественных отношений, а также 3) связи, возникающие в результате волевого опосредования материального содержания (действия), либо независимо от него (события).

В иностранной юридической литературе также обращалось внимание на возникновение указанных связей и их объективные свойства. Так, Л. Раапе отмечает: "Коллизионная норма обязательно указывает на ту или иную связь, которая существует между государством, к материальной норме которого отсылает коллизионная норма, с одной стороны, и с (мыслимым) фактическим составом, который лежит в основании данной материальной нормы, - с другой. Эта связь, очевидно, служит причиной, почему коллизионная норма дает именно данному государству преимущество перед другими государствами, к которым в отдельном случае фактический состав также может иметь то или иное отношение. Связь, о которой говорится в коллизионной норме, представляется законодателю самой важной, более важной, чем все другие связи. Именно она служит связующим звеном, точкой или основанием привязки" *(154).

Вместе с тем выделение видов связей в отрыве от второго критерия также ничего не дает для выделения иностранного элемента в общественном отношении. В качестве второго критерия Л.Б. Тиунова называет характер возникающих в нем связей. Однако при этом указывается только на их волевую характеристику - соподчиненность либо равенство воль сторон. Такой подход только один из возможных, обусловленный целями исследования. С точки зрения поставленного вопроса определяющими являются не волевые, а системные характеристики, точнее направленность возникающих связей во внутрь либо во вне системы. Если связи между элементами общественного отношения институализируются в рамках системы внутригосударственных отношений, то в этом случае возникновение иностранного элемента исключено, т.к. не появляется иностранная характеристика возникающих связей. Они характеризуются конкретно-определенной принадлежностью к системе внутригосударственных отношений.

Выход указанных связей за рамки конкретной системы внутригосударственных отношений показывает их направленность на обеспечение взаимодействия с другими аналогичными системами, институализируя при этом иностранные характеристики возникающих связей. Это и есть иностранный элемент общественного отношения, наличие которого позволяет квалифицировать общественное отношение в качестве международного частного. Именно на это обстоятельство указывают Д. Чешир и П. Норт, когда пишут: "..... международное частное право является той частью права, которая начинает действовать, когда рассматриваемый судом вопрос касается факта, события или сделки, находящихся в столь тесной связи с иностранной системой права, что возникает необходимость обратиться к этой системе" *(155).

Таким образом, объективными предпосылками появления иностранного элемента в общественном отношении являются связи, возникающие между его элементами, и их направленность во вне конкретной системы внутригосударственных отношений с целью обеспечения взаимодействия с другими аналогичными системами.

При взаимодействии национальных правовых систем правоотношение объективно воспринимает иностранный элемент от фактического общественного отношения в силу того, что оно является его правовой формой *(156), посредующим звеном между общественным отношением с иностранным элементом (международным частным отношением) и регулирующей его правовой нормой *(157).

При взаимодействии национальных правовых систем основными правовыми формами возникающих связей являются: 1) гражданское (частное) правоотношение с иностранным элементом, а также 2) принцип тесной связи, выступающий в силу своей объективности закономерностью правового регулирования международных частных отношений при решении коллизионной проблемы, т.е. определении права, применимого к такому правоотношению *(158).

Соседние файлы в предмете Гражданское право