Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология доверительного поведения личности.doc
Скачиваний:
272
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
10.77 Mб
Скачать

19. Какими мозговыми механизмами обеспечивается асимметрия действий разной степени сложности?

Обычно при определении коэффициентов «рукости» (аналогично «глазости», «ногости» и т.д.) учитывается общее количество тестов, в которых человек пользуется той или иной рукой. При этом как сами структуры мозга, так и их вклад в обеспечение движений, входящих в эти тесты, чрезвычайно разнооб­разны — от простейших движений пальцами до сложных психомоторных действий типа письма. Организация, программи­рование и управление разными психомоторными действиями Происходят на различных «этажах» центральной нервной сис­темы (структуры переднего, среднего и заднего отделов мозга — иерархически и, следовательно, иерархически должна быть представлена и асимметрия этих действий в зависимости от того, какой уровень в данном действии выступает ведущим.

Другими словами, вертикальная организация мозга, когда розговые структуры более высокого порядка осуществляют нисходящее управление нижерасположенными структурами, обеспечивает вариативность сложных действий. Особенностью такого построения функциональной межполушарной асимметрии (ФМАс) мозга является предположение об относительно независимом, автономном механизме реализации каждого отдельного проявления латерализации. В этом случае в функцию более высокого уровня иерархии входят активация определенного набора структур более низкого уровня (уровне). Последовательность реализации каждого такого проявления определяется прежде всего изменениями внешней среды и не детерминируется сверху. Но уровни оказываются в опрёделенной мере изолированными, поэтому локализовать внутри мозга функциональную структуру, детерминирующую характер асимметрии, не представляется возможным, а можно |выделять лишь уровни построения асимметрий.

Генетическая основа формирования ФМАс мозга отражается в индивидуально-типологических особенностях ее проявления, следовательно, существует значительная зависимость наблюдаемых асимметрий от конкретных условий внешней среды, обучения и деятельности. При этом чем выше уровень построения движения, тем в большей степени его латерализация зависит от внешних условий и обучения. И, наоборот, чем ниже уровень построения движения, чем уже его специализа­ция, тем в большей степени его латерализация зависит от гене­тических, наследственных факторов.

При такой организации конкретное соотношение симмет­рии — асимметрии в психомоторной активности определяется прежде всего латерализацией более высокого уровня пост­роения, участвующего в программировании и регуляции дви­жения и обладающего большим количеством движений и их вариантов. Именно для таких уровней характерны легкость и быстрота формирования той или иной асимметрии при обу­чении и тренировке. В то же время асимметрия разных уров­ней построения психомоторных действий создает индивиду­альные профили латерализации, обусловливающие в конеч­ном итоге меж- и внутригрупповое разнообразие, характер­ное для разных видов деятельности человека. Это объясняет, почему так сложно определять тот или иной вид асимметрий. В частности, для рук между тремя вариантами — «праворукие», «леворукие» и «амбидекстры» (без предпочтения той или иной руки) —' существует множество промежуточных вариантов.

Еще в 1908 г. X. Липманн предположил, что рукость являет­ся отражением способности одной стороны мозга вырабаты­вать программы выполнения моторных действий (навыков). Таким образом, в праворукости может отражаться способ­ность левого полушария в большей степени «обучаться» слож­ным двигательным действиям.

По мнению Р. Хикса и М. Кинсборна, асимметрия рук явля­ется видо-специфической характеристикой человека. Много­численные исследования, проведенные среди людей различ­ного цвета кожи, живущих на разных континентах, имеющих различный уровень культурного развития, в том числе и неко­торых народностей Азии и Африки, не имеющих письменнос­ти, показали, что свыше 90% людей праворукие. Одно из рас­пространенных объяснений этого феномена состоит в том, что человек в древности, защищая щитом левую сторону тела как наиболее уязвимую, в правой руке держал оружие. Возмож­но, более важное значение в развитии моторной асимметрии сыграло то, что левая сторона «утомляется» быстрее из-за большей нагрузки на сердечно-сосудистую систему, в силу че­го орудия производства при работах, требующих значитель­ных энергозатрат, держат именно правой рукой. Однако эти и другие предположения лишь способствуют постановке новых вопросов.

В формировании индивидуального профиля ФМАс челове­ка социальные и культурные факторы, по-видимому, играют более значительную роль, чем генетические. Изучение леворуких людей и многочисленные теории, пытающиеся объяснить «леворукость» в противовес «праворукости», лишь подтвержда­ют мнение о том, что индивидуальные различия внутри этих групп, складывающиеся на чрезвычайно сложном переплете­нии наследственных, социальных и генетических и прочих факторов, значительно разнообразнее, чем статистические различия между группами.

Большие полушария головного мозга человека как «матери­альный субстрат психики» различны и в анатомическом, и в функциональном плане. Многоуровневая система организа­ции межполушарной асимметрии мозга осуществляется на ос­нове взаимодополняющих, компенсаторных и облегчающих отношений между полушариями. В свете современных данных трудно представить строгую специализацию полушарий хотя бы по одной функции, Каждое из них вносит свой вклад в реа­лизацию психических функций, обеспечивая надежность и пластичность мозга человека в реализации сложной психомо­торной деятельности в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ермаков ЛЛ. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов н/Д, 1988. С. 3—67.

  2. Нейропсихология. Тесты. М., 1984. С. 142— 158.

3. Хамская ЯД, Ефимова ИВ, Будыка Е£, Енцкалопова ЕБ. Методы оценки меж­полушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М., 1995.