Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Электронная библиотека МГППУ Пряжников. Этические проблемы психологии.docx
Скачиваний:
401
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
721.82 Кб
Скачать

Варианты «оправдания» воспитательных усилий психологов

Немалая часть психологов и преподавателей психологии рассуждают примерно так: «Зачем мне касаться этических проблем в работе с клиентом (студентом, школьником)? Им самим это не очень нужно. Да и я буду выглядеть нелепо». А в глубине души многие еще и добавят про себя: «Как же смогу понравиться студентам, клиентам, школьникам, если стану обращаться к этическим проблемам, ведь они предполагают не только размышления, но и переживания. Да они возненавидят меня, если я буду «грузить» их такими проблемами...». И в чем-то такие психологи правы! Мы уже отмечали, что если психолог не готов к рассмотрению сложнейших этических проблем, то лучше и не торопить события, используя уже «проверенные» и «правильные» психотехнологии... Но как быть с клиентами, студентами и даже школьниками, которые находятся в ситуации нравственного (а по сути — личностного) поиска и сильно нуждаются в поддержке психолога?

Можно условно выделить причины, по которым само обращение к нравственной проблематике в преподавании психологии и психологической практике все-таки оправдано.

1. Сам психолог не будет жалеть о том, что мог сказать (поставить эти проблемы), но не сделал этого. Тем более что со временем эти проблемы все равно оказываются в центре общественного внимания. Но в том-то и прелесть, что психолог говорит об этих проблемах тогда, когда обыватель (нормальный человек) и штатные мастера официальной пропаганды о них еще не размышляют.

2. Само обращение к сложным этическим темам может быть воспринято многими клиентами и обучающимися негативно, ведь психолог, таким образом, часто затрагивает те больные точки, которые все-таки волнуют большинство людей (только о них стараются «поменьше думать»). Для кого-то

347

такое «напоминание» о нравственности может стать важным условием не только сохранения своей совести, но и ее развития. Хотя для людей, с которыми должен заниматься психиатр, обращение к этим проблемам не всегда желательно, поэтому определенная осторожность и чувство меры в работе психолога все-таки должны присутствовать. Но еще неизвестно, что хуже для конкретного человека, игнорирование этических проблем или смелое обращение к тому, что на глубинном уровне волнует человека?

3. Среди массы клиентов и в любых аудиториях все-таки есть люди, которые готовы серьезно рассматривать сложные нравственные темы. Нередко эти люди не имеют близких по духу друзей, с которыми они могли бы эти темы обсуждать. Часто окружающая среда такова, что само обращение к этим темам высмеивается и эти люди (с мощным этическим потенциалом) просто боятся лишний раз не только заговорить об этих проблемах, но даже и помыслить о них... В такой ситуации пример психолога, смело рассуждающего о нравственных проблемах, может по-настоящему воодушевить такого человека, а это уже само по себе многого стоит... И пусть в аудиториях не так много людей, готовых к восприятию этих сложных тем, но хотя бы ради этих людей психолог сам должен быть смелее.

4. Часть психологов, понимая, что обращение к нравственным проблемам очень важно для полноценного личностного развития, просто боятся выглядеть смешными, боятся потерять свое лицо, имидж и т. п. Но существует особая «эстетика неуклюжести» (или эстетика подлинного нравственного поступка — по М. М. Бахтину), когда важен не столько результат или техническое (красивенькое) исполнение этого поступка, сколько сам факт его совершения. Это и есть пример для подлинного подражания и такой пример хотя бы иногда должен демонстрировать психолог в своей работе с клиентами и слушателями. Заметим, что иногда слишком большая красивость проведения лекции или консультации (доходящая до «слащавости») у развитого клиента или слушателя вызывает

348

не только отвращение, но и презрение к красующемуся (а точнее — самоутверждающемуся) психологу.

Хотя если честно, то иногда смелое обращение к сложным этическим темам, действительно, надоедает, и психолог просто устает, не получая моральной поддержки от клиентов и аудиторий. Как известно, «метать бисер перед свиньями» — это очень тяжелый и неблагодарный труд, но, как это ни парадоксально, в этом заключается один из важнейших смыслов труда психолога и педагога!.. Превращение «свиней» в людей — это и есть настоящее чудо, но чудо, сильно растянутое во времени... Главное, самому не стать постепенно свиньей, ведь и аудитории сильно воздействуют на личность психолога, требуя от него быть «настоящим психологом», «настоящим профессором», то есть таким, каким его хочет видеть аудитория... А может, нужны и такие психологи, ведь разнообразие — это важнейший принцип, важнейшее условие гармонии мира. Только бы «свиней» не стало чересчур много, а то ведь гармония может нарушиться...