Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Электронная библиотека МГППУ Пряжников. Этические проблемы психологии.docx
Скачиваний:
401
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
721.82 Кб
Скачать

Варианты организации беседы и помощи детям, подвергшимся жестокому обращению (насилию)

Еще один важный вопрос, связанный с анализом ситуаций жестокого обращения с детьми: как я могу помочь ребенку рассказать о насилии?

«Часто ребенок никому не рассказывает о совершенном над ним насилии просто потому, что ему не велели или насильник держит его в страхе. Ребенок может бояться причинить вред своей семье и чувствовать себя очень несчастным... Вы можете помочь ребенку открыть вам свои тревоги, если отношения между вами будут строиться на доверии. Важно, чтобы ребенок, рассказывая, чувствовал себя в безопасности... Если ребенок рассказывает вам о жестоком обращении, пожалуйста:

— верьте ему.

— Сдержите ваш ужас — ребенок не должен его почувствовать.

— Скажите ему, что его никто не обвиняет в том, что произошло.

— Скажите ему, что он не один и что вы защитите его.

— Скажите ему, что вы позаботитесь о том, чтобы насилие не повторилось.

— Убедите его в том, что вы верите ему, что вы его друг и вам можно доверять.

— Обратитесь за советом к специалисту и действуйте, защищая своего ребенка...» (см. Начала новой этики, 1995. — С. 67—69).

119

Проблема информационного насилия в современных условиях

Как уже отмечалось, суть информационного насилия в чрезмерной перегрузке ребенка ненужной информацией. Как это ни парадоксально, но в информационную эпоху важен не столько объем информации (ее и так много), а систематизация, осмысление информации, своеобразный перевод информационного количества в новое информационное качество. Ребенок и так потребляет достаточно много информации через самые разнообразные каналы, поэтому проблема ребенка не в том, что он «чего-то не знает», а в том, что часто он знает слишком много, но эти знания неупорядоченны — это скорее фрагментарное, «лоскутное» знание. Это своеобразные незавершенные гештальты, которые могут стать основой не только невротизации ребенка, но и искаженного образа мира, что может негативно повлиять и на последующее личностное развитие.

Заметим также, что одной из важных особенностей человеческой памяти является не столько способность запоминать всю информацию и удивлять всех своей «эрудицией», сколько способность самостоятельно находить нужную информацию в книгах, справочниках, библиотеках, через различные компьютерные средства. Именно этим человеческая память отличается от памяти животных, которые весь свой приобретенный опыт носят с собой. Память же человека носит опосредованный характер, когда книги, справочники, компьютер рассматриваются как своеобразные носители информации, тем самым высвобождая мозг и разум человека для решения более творческих задач, чем просто воспроизведение каких-то знаний перед восторженной публикой.

К сожалению, сейчас активно пропагандируется и через средства массовой информации внедряется в общественное сознание образ «всезнайки» с развитым «кроссвордным мышлением». Но к еще большему сожалению эта идея активно пропагандируется многими педагогами и психологами, особенно работающими со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Суть многих инновационных программ

120

в том, чтобы за более короткий срок буквально «нашпиговать» детей новой информацией. И когда дети демонстрируют свои обширные, но в должной мере не осмысленные и не прочувствованные познания, то это очень радует их родителей, которые, естественно, желают своим детям добра. И именно на этом основано «репетиторство» (а по сути научно приукрашенный вариант вымогательства), которое процветает во многих школах.

Схема такого вымогательства проста: в разговоре с родителями педагог объясняет, почему их ребенок не успевает. При этом часто говорится, что именно в нашей школе дети работают по более сложной, инновационной программе и не все это выдерживают (а родителям очень хочется, чтобы их ребенок был не хуже других). Далее педагог говорит, что ребенку нужны дополнительные занятия (естественно, за отдельную плату) и желательно с репетитором из их же школы...

Здесь мы опять сталкиваемся с проблемой недостаточной оплаты труда многих педагогов и психологов, что вынуждает их искать дополнительные варианты заработка. Вместо того, чтобы реально работать с отстающими, такие педагоги и психологи опять же занимаются вымогательством, только ловко обосновывая это уже с позиций новых инновационных, да еще и информационных подходов в образовании.

Проблема информационного насилия над личностью имеет множество воплощений и в общественной жизни. Например, это всепроникающее рекламное воздействие, когда человеку буквально навязывается товар, который ему, быть может, и не нужен. При этом реклама проникает в такие сферы, где она буквально опошляет лучшие достижения человечества.

Например, при демонстрации какого-то шедевра мирового кино на самом важном месте вдруг появляются счастливые дегенераты и начинают рекламировать жвачку, женские прокладки, чипсы, пиво и т. п. В итоге ломается художественный образ, а само художественное творение все больше воспринимается как некий «фон» для рекламы какого-то барахла, какой-то мелочи жизни, когда сама эта мелочь все больше

121

превращается в «фигуру» (если пользоваться понятиями «фигура» и «фон», известными в гештальтпсихологии, если даже не в гештальттерапии...). Понимают ли это психологи, работающие в области рекламы, и как там у них с профессиональной совестью?.. При этом мельтешащая на телеэкране информация чем-то напоминает мусор (здесь уместен образ пестрой, разноцветной мусорной кучи). Ведь известно, что когда чего-то становится слишком много, то это неизбежно превращается в отбросы и неизбежно опошляется, поскольку в основе пошлости — доведенное до абсурда количество. Но в итоге создается мусор и в голове человека, в его сознании и в его душе...

В целом проблема информационного насилия в информационном обществе стоит очень актуально. К сожалению, современный человек почти не может защитить себя от постоянно навязываемой ему информации. Более того, часто ему доходчиво объясняют, что «реклама — двигатель торговли» и что вообще «благодаря рекламе мы имеем такое замечательное телевидение, развлекательные программы и прочие приметы свободного общества».

Одним из возможных путей решения данной проблемы могло бы стать развитие самой рекламы, когда человек имел бы возможность оперативного доступа к обобщенной, систематизированной и, главное, доступной, бесплатной информации о нужных ему товарах и услугах. Но удивительное дело — такая информация предлагается, но часто именно на платной основе, а вот хаотичная и нередко лживая, навязчивая информация ему дается бесплатно... И есть в этом что-то очень непорядочное по отношению к человеку. Другим вариантом могло бы стать государственное финансирование хотя бы некоторых каналов телевидения, радио, когда журналисты стали бы достаточно свободны от того, чтобы прогибаться перед рекламодателями.

И к сожалению, и здесь есть оправдательный аргумент в пользу информационного насилия. Дело в том, что уже появляется не одно поколение, воспринимающее навязчивую

122

рекламу как обычное явление, поколение, для которого жизнь без рекламы начинает восприниматься как скучная и неинтересная... Получается, что отказ от такой рекламы кем-то может быть воспринят как ущемление его свобод и т. п. В любом случае проблема информационного насилия требует специального исследования и осмысления.

Контрольные вопросы и задания к главе 2

1. Чем вызвана необходимость выделения нравственного уровня этической регуляции деятельности психолога, помимо нормативно-правового и морального уровней?

2. Можно или нельзя физически наказывать ребенка?

3. В чем суть этического принципа «Не навреди!»?

4. В чем суть этического принципа «Принимай человека таким, каков он есть»?

5. Приведите возможные примеры нравственных поступков в научной, практической, преподавательской деятельности психолога.

6. Приведите пример реальной общечеловеческой ценности, которой должен руководствоваться психолог в работе с большинством клиентов.

123