Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Электронная библиотека МГППУ Пряжников. Этические проблемы психологии.docx
Скачиваний:
401
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
721.82 Кб
Скачать

17. Проблема зависти и чувства справедливости в решении жизненно важных вопросов клиента Общее представление о зависти

Почему-то великий мыслитель Б. Рассел как-то откровенно заявил, что «зависть — основа демократии»... Как известно, основой демократии является избирательное право (да и то не для всех, а только для свободных граждан!) и частная собственность, где главное — это право человека распоряжаться тем, что ему принадлежит по закону. Согласно этому праву, человек может продавать свое жилище, свои знания, таланты, свое авторское право, свою печень или скелет после смерти, он может заключать брачный контракт, продавать своих детей, свою невинность, свое здоровье, свои доброе

153

имя, принципы и идеалы, иногда кто-то продает свою родину и все что угодно... Количественным эквивалентом всему перечисленному служат деньги, а самым универсальным, «международным» эквивалентом являются именно доллары. Именно благодаря деньгам возможны различные обмены и взаимообмены между людьми.

Относиться к деньгам следует уважительно: деньги как бы аккумулируют в себе труд и счастье, надежды и беды многих людей, поэтому обладатель деньгами как бы обладает и частичками души множества людей, да и сам вкладывает в них часть своей души. Вот если бы главным мерилом (эквивалентом) различных благ когда-нибудь стали не деньги, а затраченные душевные силы, тогда, возможно, и мир был бы иным, но пока такого четкого и понятного большинству эквивалента нет: каждый пытается определить ценность различных благ в соответствии с затраченными душевными силами лишь интуитивно и не у всех это получается...

Поскольку деньги (особенно доллары) — понятный для большинства людей эквивалент счастья, то каждому человеку достаточно легко соотносить себя с другими людьми и определять ценность своей жизни согласно этому универсальному «мерилу». И тогда оказывается, что большинство людей очень далеки от того, что называется «счастьем», выраженным в количестве денежных знаков. Вот здесь и рождается настоящая зависть.

Детерминанты и «парадоксальность» зависти

«В зависти всегда таится сравнение, — писал Ф. Бэкон, — а где невозможно сравнение, нет и зависти». «Завидующий интерпретирует чужой успех как свое поражение, а не как выигрыш целого, частью которого он является», — отмечает К. Муздыбаев (см. Муздыбаев, 1998. — С. 88). «При этом возможности сравнения не беспредельны... Завистник, как правило, сравнивает свое положение, свои достижения со статусом близко стоящих на социальной лестнице. Поэтому и говорят:

154

«гончар завидует гончару», «король завидует королю», «низший завидует вельможе», — пишет К. Муздыбаев. — Уже Аристотель отмечал, что «...люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, откуда и говорится: «родня умеет и завидовать» (цит. по Муздыбаев, 1998. — С. 88).

«Главным психологическим источником подверженности зависти является отсутствие уверенности в нашей собственной значимости, соединенное с чувством бессилия», — пишет Дж. Ролз (Ролз, 1995. — С. 464). Завидует обычно слабый человек, и слабый именно «отсутствием» собственного достоинства. И для такого человека достоинство часто не выступает в качестве личностной ценности, поэтому для достижения своих жизненных целей (в том числе, и по обладанию предметов, вызывающих зависть) он спокойно использует остатки своей совести и чести в качестве «разменной монеты» для приобретения вожделенных благ.

Зависть часто побуждает человека изменить свое положение, и в этом ее позитивное значение. Но при этом, в отличие от чувства справедливости, зависть заставляет человека не менять существующий несправедливый порядок распределения благ, а поскорее занять место того, кому он завидует, чтобы точно так же и ему потом все завидовали. И ради этого завистник готов пожертвовать очень многим, продавая и свое тело, и свою душу какому угодно дьяволу... Вот и получается, что зависть выводит человека на самый деликатный уровень рыночных отношений — торговлю своей совестью и достоинством (поэтому прав был Б. Рассел, заявивший, что именно «зависть — основа демократии»).

Ему вторит итальянский философ М. Унамуно: «Что же касается демократии, то был ли на свете народ завистливей афинян. Это они изобрели остракизм. Боги Древней Эллады завидуют счастливым смертным... Демократия завистлива. Именно зависть и побуждала демократические республики отменять титулы, почетные звания, ордена. Они очень гордятся этой отменой. Однако место графов и маркизов заняли генералы и

155

доктора наук» (Унамуно, 1981. — С. 255). Как пишет К. Муздыбаев, «...ряд доктрин, такие, как эгалитаризм (требование равенства), демократия (требование народовластия, свободы и равенства граждан), также питают свою силу из чувства зависти» (Муздыбаев, 1998. — С. 93)...

Правда, официальный отказ от громких титулов и званий сразу же порождает новое стремление получать другие, еще более громкие титулы. Особенно это проявляется в творческих профессиях, где общественное признание является часто важнейшим стимулом деятельности. Прекрасно сказал об этом выдающийся отечественный драматург В. С. Розов, который в беседе с бывшим министром культуры П. Н. Демичевым просил его «...прекратить раздавать навсегда эти ордена и звания. Это развращает людей, люди начинают завидовать друг другу... Есть имя. Если мы говорим Шаляпин, то совершенно неважно, какие у него были ордена... У человека есть его имя, и он должен украшать свое имя. Что за доблесть — я всю жизнь писал пьесы. Это мое призвание, это моя радость, за что меня награждать? Это желание находиться в кругу придворных, оно давно идет... У интеллигенции есть свои права и обязанности. Ей незачем быть при власти» (Розов, 1996. — С. 6).

К сожалению, в последние годы в России отмечается настоящий «бум наград и премий». Более того, чем меньше создается сколько-нибудь значительных художественных шедевров, которые отражали бы то, что волнует людей в столь непростое время, тем больше таких «наград» и тем более помпезно все это обставляется на различных «презентациях» и «номинациях»... И большинство «получателей» таких наград, видимо, расплачиваются за это своей совестью и своим добрым именем, ведь часто всех этих «лауреатов» власти используют потом для агитации на выборах, также эксплуатируя их популярность среди обывательского «электората»... Опять сплошная продажность получается.

156