Скачиваний:
2
Добавлен:
01.01.2023
Размер:
563.09 Кб
Скачать

53. Обязанность доказывания.

См. Вопрос 51

54. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Процессуальное принуждение является необходимым элементом метода уголовно-процессуального регулирования. Императивный метод регулирования, присущий уголовно-процессуальному праву, предполагает наличие принудительных мер, которые могут применяться для того, чтобы обеспечить подчинение всех участников процесса требованиям процессуальных норм.

Процессуальное принуждение применяется только теми из органов государственной власти, ведущих уголовное судопроизводство, которые специально на это уполномочены: дознавателем, следователем, судом. Каждый из них не обязан, но вправе применять процессуальное принуждение только в тех случаях и в том порядке, которые определены процессуальным законом. Закон при этом определяет перечень видов мер процессуального принуждения; основания и условия для применения каждого из них; круг лиц, к которым может быть применено принуждение; процессуальный порядок применения и оформления избранной меры принуждения; сроки применения отдельных мер принуждения; порядок их отмены или изменения. Строгая регламентация в законе этих вопросов служит гарантией законности применения принуждения в уголовном судопроизводстве.

Раздел 4 УПК, регулирующий меры процессуального принуждения, включает три главы, в соответствии с чем в теории уголовного процесса принято выделять три вида мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого (гл. 12 УПК); меры пресечения (гл. 13 УПК) и иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК). Для каждой из мер процессуального принуждения закон устанавливает свои основания. Но общим для всех мер принуждения является то, что они призваны или пресечь уже совершаемое участником процесса нарушение процессуальных норм, или предупредить возможное нарушение.

Пресекательные меры принуждения, например, наложение денежного взыскания, принудительный привод и т. п., применяются, когда лицом уже совершено нарушение требований УПК. В тех случаях, когда лицо нарушает процессуальное требование или не исполняет возложенные на него процессуальные обязанности, применение процессуального принуждения выступает как один из видов уголовно-процессуальной санкции и является негативным последствием противоправного поведения субъекта. Такого рода меры процессуального принуждения могут быть применены только к самому нарушителю и не могут быть возложены на иных участников, представляющих в процессе интересы данного лица (защитника, законных представителей, представителей). Чаще всего такие меры процессуального принуждения применяются к подозреваемому, обвиняемому, но могут применяться и к иным лицам, например, привод может применяться к свидетелю; денежное взыскание за нарушение порядка судебного заседания может быть применено к любому лицу, присутствующему в судебном заседании.

Предупредительные меры процессуального принуждения, например, подписка о невыезде, наложение ареста на имущество и т. п., применяются, когда есть достаточные данные о наличии фактических обстоятельств, позволяющих сделать обоснованное предположение о возможном нарушении процессуальных предписаний. Это должно быть не абстрактно возможное предположение должностного лица, а прогноз возможного противоправного поведения участника процесса, основанный на установленных фактических обстоятельствах, подтвержденных достаточными и убедительными данными, имеющимися в материалах уголовного дела (доказательствами, данными о результатах оперативно-розыскной деятельности, иными сведениями о поведении лица и т. п.). Предупредительные меры также могут применяться как к подозреваемому, обвиняемому, так и к другим лицам, например, обязательство о явке может применяться и к потерпевшему, и к свидетелю.

Процессуальное принуждение применяется к гражданам, участвующим в уголовном судопроизводстве в качестве подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля. Кроме того, отдельные меры принуждения могут быть наложены и на иных лиц в случае неисполнения ими процессуальных обязанностей или нарушения порядка в судебном заседании (п. 3 ч. 2 ст. 111, ст. 117 УПК).

Денежное взыскание может быть наложено на лицо, присутствующее в зале судебного заседания и нарушающее порядок судебного заседания; на потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, не исполняющих свои процессуальные обязанности (п. 3, ч. 2 ст. 111, ч. 1 ст. 258 УПК). Наложение ареста на имущество может быть применено как мера процессуального принуждения, например, к лицам, несущим по закону материальную ответственность за действия подозреваемого, обвиняемого (ч. 1 ст. 115 УПК) или к другим лицам, у которых находится имущество, относительно которого есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого или обвиняемого или предназначалось для финансирования определенной преступной деятельности (ч. 3 ст. 115 УПК). Денежное взыскание может быть наложено на поручителя, не выполняющего свои обязанности в связи с принятием на себя личного поручительства как меры пресечения к подозреваемому, обвиняемому (ч. 4 ст. 103 УПК).

Меры процессуального принуждения по самой своей природе вторгаются в сферу прав и свобод человека. Поэтому гражданам предоставляются определенные процессуальные гарантии, способствующие защите прав и свобод человека при применении к нему конкретных мер принуждения. К числу этих гарантий относится достаточно сложный процессуальный порядок применения мер принуждения. Процессуальное принуждение применяется только после возбуждения уголовного дела, когда установлены признаки преступления и ясно, что необходимо уголовное судопроизводство. Эти меры применяются только при наличии указанных в законе оснований. Применение мер принуждения требует вынесения специального акта: как правило, это постановление следователя, дознавателя или постановление судьи или определение суда. В единственном случае — при применении задержания подозреваемого — применение меры принуждения оформляется протоколом.

В случаях, указанных в ч. 2 ст. 29 УПК, меры процессуального принуждения избираются в усложненном порядке. Следователь, дознаватель выносят постановление о возбуждении ходатайства о применении соответствующей меры судом. Это ходатайство дознаватель обязан согласовать с прокурором, а следователь — с руководителем следственного органа. Решение о применении меры принуждения принимает суд в судебном заседании при участии заинтересованных участников процесса, с соблюдением принципа состязательности.

К гарантиям законности принуждения относится также право лица знать основания и мотивы применения меры принуждения. Это право обеспечивается обязанностью должностного лица указать их в постановлении или протоколе, сопровождающих применение выбранной меры принуждения, объявить их участнику процесса, вручить копию процессуального акта и т. п. Участники процесса, к которым применена мера принуждения, вправе обжаловать ее применение в установленном порядке прокурору, руководителю следственного органа или в суд, включая и вышестоящие судебные инстанции. В тех случаях, когда при применении мер процессуального принуждения органы государства, ведущие уголовный процесс, нарушают права человека, предусмотренные ЕКПЧ, участники уголовного судопроизводства могут после исчерпания внутригосударственных средств защиты нарушенного права, обращаться с жалобами в ЕСПЧ. В настоящее время значительное количество жалоб поступает из России в ЕСПЧ именно в связи с нарушением прав человека при применении такой меры процессуального принуждения, как заключение под стражу, и связанных с нею продлении срока содержания под стражей, условиями содержания под стражей.