Скачиваний:
2
Добавлен:
01.01.2023
Размер:
563.09 Кб
Скачать

4. Источники упп. Общая характеристика упк рф.

Согласно ст. 1 УПК основной формой выражения уголовно-процессуальных норм являются только два вида источников:

1) законы;

2) акты международного права.

Каждый из видов представлен не единственным, а целой совокупностью источников. Правовая норма может содержаться в одном из них и быть достаточно полно выражена в статье или статьях закона или международного акта.

Основополагающие принципы уголовного судопроизводства закреплены в Конституции РФ, которая, будучи Основным законом государства, является первичным источником уголовно-процессуальных норм. Конституционные положения реализуются посредством принятия специального законодательного акта, посвященного регулированию собственно уголовного судопроизводства: УПК РФ.

УПК РФ устанавливает порядок уголовного судопроизводства, обязательный для всех субъектов процесса на всей территории России (ч. 1, 2 ст. 1 УПК), поэтому он является основным источником УПП.

Вместе с тем отдельные нормы уголовно-процессуального содержания можно встретить и в иных законах, поэтому понятие уголовно-процессуального законодательства шире и не сводится только к УПК. Уголовно-процессуальные нормы можно встретить в ряде иных законов, принятых в разное время, развивающихся и изменяющихся, влияющих на регулирование уголовно-процессуальных отношений. Среди них можно назвать, например, законы: «О статусе судей в РФ»; «О судебной системе РФ»; «О военных судах РФ»; «О судах общей юрисдикции РФ»; «О мировых судьях в РФ»; «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»; «О прокуратуре РФ»; «О следственном комитете РФ»; «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»; «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; «Об оперативно-розыскной деятельности»; «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФи» и др.

Иные НПА, кроме законов, кем бы они ни принимались, не могут регламентировать уголовно-процессуальные отношения и включать в свое содержание нормы уголовно-процессуального характера.

Множественность законодательных источников УПП требует определения их субординации. Первичными являются нормы Конституции РФ, среди которых нормы, устанавливающие права и свободы человека, являются непосредственно действующими (ст. 18 Конституции). Нормы УПК не должны противоречить Конституции, а если такое противоречие возникает, применяются нормы Конституции как нормы прямого действия.

Из всех остальных законов прямому применению подлежит прежде всего УПК. В числе остальных законов могут быть только ФКЗ или иные ФЗ. Сюда не включаются законы субъектов РФ, потому что в силу ст. 71 Конституции вопросы уголовно-процессуального законодательства находятся в ведении РФ.

Если нормы иных законов вступают в противоречие с нормами УПК, последним, как правило, отдается приоритет. Но такой приоритет не является абсолютным и в ряде случаев применению могут подлежать нормы иных законодательных актов. Приоритет перед УПК может иметь норма:

а) если она содержится в ФКЗ, имеющем высшую силу, чем УПК;

б) если она содержится в специальном ФЗ, предназначенном для регулирования определенных отношений;

в) если она включена в последующий закон, имеющий преимущество перед более ранним законом.

Международно-правовые акты относятся к числу источников УПП только в том случае, если они содержат общепризнанные принципы или нормы, нормы международных договоров России, касающиеся вопросов уголовного судопроизводства. Многие из норм международного права, касающиеся уголовного судопроизводства, находят отражение и в уголовно-процессуальном законодательстве России. Но в случае пробелов или при возникновении противоречия между этими видами источников приоритетом пользуются нормы международных актов (ч. 3 ст. 1 УПК), о чем свидетельствует также достаточно широкая практика ЕСПЧ.

Среди международных актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы, касающиеся и уголовного судопроизводства, важное значение имеют Всеобщая декларация прав человека (1948) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966). В них закреплены такие принципы, как равенство, право на личную свободу, недопустимость произвольных арестов, право на эффективное восстановление в правах компетентным национальным судом, презумпция невиновности, недопустимость пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом и многие другие.

Не менее важен для российского уголовного судопроизводства и европейский международный акт — Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950). Ее положения обеспечиваются ЕСПЧ, который рассматривает жалобы на нарушение положений Конвенции государством и вправе, признав такое нарушение, определить компенсацию за допущенное нарушение прав человека, подлежащую выплате государством.

Кроме этих актов, действует множество других, посвященных отдельным вопросам уголовного судопроизводства, например, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (1985); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988); Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985) и ряд других.

УПК РФ, принятый в 2001 г. и введенный в действие с 1 июля 2002 г., ознаменовал собой существенное реформирование уголовного судопроизводства России и его правового регулирования.

Во-первых, изменилось законодательное определение назначения уголовного судопроизводства. Законодатель отказался от понимания уголовного процесса как инструмента в системе мер по борьбе с преступностью и переориентировал его на защиту потерпевших от преступных посягательств с одновременной защитой прав участников процесса как от необоснованного обвинения и наказания, так и от иных нарушений в процессе судопроизводства. Такое законодательное определение назначения уголовного судопроизводства в большей мере соответствует конституционным положениям о правах человека как высшей ценности и об обязанности государства обеспечить эти права.

Во-вторых, принятие УПК РФ привело к смене «уголовно-процессуальной технологии». Вся процессуальная деятельность по УПК РСФСР характеризовалась «организационно-последовательной технологией», в силу которой выделялась группа субъектов, ведущих процесс и отвечающих за его результаты. Перед ними ставились единые процессуальные задачи, и каждый последующий субъект осуществлял контроль предыдущего, а выявив недостатки, принимал меры к их устранению: самостоятельно исправлял их или возвращал для исправления в предыдущую стадию процесса. Так строились отношения между следователем (дознавателем) и прокурором; органами расследования, прокуратуры и судом. Суд был встроен в эту технологию, завершал эту деятельность, поэтому нес ответственность за качество всей процессуальной деятельности и ее конечный результат. Такая «технология» соответствовала общей нацеленности процесса на борьбу с преступностью; на поиск истины по делу и вынесение истинного приговора. Основным недостатком такой «технологии» являлось отсутствие реальной возможности спорить с мнением и выводами органов, ведущих процесс, т. е. отсутствие состязательности.

С принятием УПК РФ было установлено функциональное построение процесса, что привело и к смене «технологии». Осуществление современной процессуальной деятельности строится на понимании, что различные субъекты процесса действуют при осуществлении этой деятельности в разных направлениях, обусловленных разными интересами, целями и задачами. Это объективно обусловлено характером уголовно-правового отношения, поэтому в современной «технологии» субъекты процесса разделяются на стороны обвинения и защиты, а суд приобретает свое собственное назначение: разрешать спор между этими сторонами, разрешать дело по существу, а также принимать решения по всем иным спорным вопросам, возникающим между сторонами или участниками процесса. Получает развитие институт судебного контроля в досудебных стадиях процесса. Этот принципиально иной подход закрепляет новую «функциональную технологию» организации и осуществления уголовно-процессуальной деятельности.

В-третьих, УПК РФ существенно развил и дополнил систему принципов уголовного судопроизводства, в том числе ввел принцип состязательности, раскрыл принцип презумпции невиновности, принципы, гарантирующие основные права и свободы граждан, и др. (гл. 2 УПК). Эти принципы не только провозглашены в главе 2 УПК, но и обеспечены системой процессуальных гарантий при регулировании производства в отдельных стадиях процесса.

В-четвертых, в УПК РФ впервые включена глава, посвященная регулированию реабилитации в уголовном судопроизводстве, что соответствует общей направленности на обеспечение и защиту прав человека.

В-пятых, получает развитие дифференциация форм производства. Наряду с усложненной формой производства с участием присяжных заседателей, закреплены и упрощенные формы судебного разбирательства: «Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением» (гл. 40 УПК); «Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения» (гл. 40.1, включенная в УПК в 2009 г.). Получает развитие и «Особый порядок уголовного судопроизводства», куда впервые включено регулирование особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (гл. 52 УПК).

В-шестых, впервые в УПК включается регулирование международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства (ч. 5 УПК). В последующие годы (2007–2010) наиболее значимыми были изменения процессуального регулирования взаимодействия прокуратуры и органов следствия, в результате чего были разделены полномочия по процессуальному руководству следствием и осуществлению прокурорского надзора за ним. Развитие уголовно-процессуального законодательства продолжается. С января 2013 г. вступил в действие закон, существенно реформирующий все формы проверки приговоров и иных судебных актов. В начале 2013 года принят закон, направленный на дальнейшее развитие дифференциации процессуальных форм и дополнивший УПК главой 32.1, посвященной институту сокращенной формы дознания. Есть и другие идеи по внесению изменений и дополнений в УПК, и следует учитывать их при изучении уголовного процесса.

По своей структуре УПК РФ разделен на части:

1) общие положения;

2) досудебное производство;

3) судебное производство;

4) особый порядок уголовного судопроизводства;

5) международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства;

6) бланки процессуальных документов.

Каждая из частей включает разделы, главы и статьи, что помогает понять систему УПП и ориентироваться в нем.