Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антропология культуры. Учебный комплекс по культурологии.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
24.16 Mб
Скачать

ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) — отечественный ученый, естествоиспытатель и мысли­ тель, разрабатывающий философские и методологиче­ ские проблемы научного познания, этику научного творчества, теорию ноосферы. Вернадский — предста­ витель русского космизма — направления в культуре, объединившего в себе не только ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Основные культурологиче­ ские идеи высказаны автором в работах «Начало и веч­ ность жизни» (1922), «Научная мысль как планетарное явление» (1938).

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НООСФЕРЕ

<...>В гуще, в интенсивности и в сложности со­ временной жизни человек практически забывает, что он сам и все человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связаны с биосферой — с оп­ ределенной частью планеты, на которой они живут. Они геологически закономерно связаны с ее материаль­ но-энергетической структурой.

Вобщежитии обычно говорят о человеке как

освободно живущем и передвигающемся на нашей планете индивидууме, который свободно строит свою историю. До сих пор историки, вообще ученые гумани­ тарных наук, а в известной мере и биологи, сознательно не считаются с законами природы биосферы — той земной оболочки, где может только существовать жизнь. Стихийно человек от нее не отделим. И эта не­ разрывность только теперь начинает перед нами точно выясняться.

Вдействительности, ни один живой организм

всвободном состоянии на Земле не находится. Все эти

Вольф Каспар

Фридрих

(1733-1794), один из

основоположников

эмбриологии.

Ньютон Исаак

(1643—1727), англий­ ский физик и матема­

тик, основатель клас­ сической механики.

Декарт Рана

(1596-1650), фран­ цузский философ и матеметик.

Ламарк Жан Батист (1744-1829), фран­ цузский естествоис­ пытатель, предшест­ венник Ч. Дарвина.

Зюсс Эдуард

(1831-1914), австрий­ ский геолог.

Гюйгенс Христиан

(1629-1695), нидер­ ландский ученый

Павлов Александр Петро­

вич (1854-1929), со­ ветский геолог, осно­ ватель Московской научной школы.

организмы неразрывно и непрерывно связаны — преж­ де всего питанием и дыханием — с окружающей их ма­ териально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать не могут.

Замечательный петербургский академик, всю свою жизнь отдавший России, Каспар Вольф в год Ве­

ликой

французской революции ярко

выразил это

в книге,

напечатанной по-немецки

в Петербурге

«Об особенной и действенной силе, свойственной рас­ тительной и животной субстанциям». Он опирался на Ньютона, а не на Декарта, как огромное большинство биологов в его время.

Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли — с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту.

Понятие «биосферы», т. е. «области жизни», введено было в биологию Ламарком в Париже в нача­ ле XIX в., а в геологию Э. Зюссом в Вене в конце того же века.

Внашем столетии биосфера получает совершен­ но новое понимание. Она выявляется как планетное яв­ ление космического характера.<... >

Вархивах науки, в том числе и нашей, мысль

ожизни как о космическом явлении существовала уже давно. Столетия назад, в конце XVII в. голландский ученый Христиан Гюйгенс в своей предсмертной рабо­ те, в книге «Космотеорос», вышедшей в свет уже после его смерти, научно выдвинул эту проблему.

Книга эта была дважды, по инициативе Петра I, издана на русском языке под заглавием «Книга мироззрения» в первой четверти XVIII в.

Гюйгенс в ней установил научное обобщение, что «жизнь есть космическое явление, в чем-то резко отличное от косной материи». Это обобщение я назвал недавно «принципом Гюйгенса». <...>

Исходя из геологической роли человека, А. П. Павлов в последние годы своей жизни говорил об

антропогенной эре, нами теперь переживаемой. Он не учитывал возможности тех разрушений духовных и ма­ териальных ценностей, которые мы сейчас переживаем вследствие варварского нашествия немцев и их союзни­ ков, через десять с небольшим лет после его смерти, но он правильно подчеркнул, что человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей.

Эта геологическая сила сложилась геологически длительно, для человека совершенно незаметно. С этим совпало изменение (материальное прежде всего) поло­ жения человека на нашей планете.

В XX в., впервые в истории Земли, человек уз­ нал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земли, расселился по всей ее поверхно­ сти. Человечество своей жизнью стало единым целым.

Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. Наше пребыва­ ние в 1937-1938 гг. на плавучих льдах Северного по­ люса это ярко доказало. И одновременно с этим, благо­ даря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгно­ венно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно. Перелеты и перевозки достигли скорости нескольких сот километров в час, и на этом они еще не остановились. <.. .>

В ярком образе экономист Л. Брентано иллюст­ рировал планетную значимость этого явления. Он под­ считал, что если бы каждому человеку дать один квад­ ратный метр и поставить всех людей рядом, они не за­ няли бы даже всей площади маленького Боденского озера на границе Баварии и Швейцарии. Остальная по­ верхность Земли осталась бы пустой от человека. Та­ ким образом, все человечество, вместе взятое, пред­ ставляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом.

В геологической истории биосферы перед чело­ веком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление.

Брантано Луйо

(1844-1931), немец­ кий экономист.

Геологический эволюционный процесс отвечает

биологическому единству и равенству всех людей

Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus

идр., потомство которых для белых, красных, желтых

ичерных рас — любым образом среди них всех — раз­ вивается безостановочно в бесчисленных поколениях. Это — закон природы. Все расы между собой скрещи­ ваются и дают плодовитое потомство.

Висторическом состязании, например в войне такого масштаба, как нынешняя, в конце концов побе­ ждает тот, кто этому закону следует. Нельзя безнака­ занно идти против принципа единства всех людей как закона природы. Я употребляю здесь понятие «закон природы», как это теперь все больше входит в жизнь

1в области физико-химических наук, как точно установ­ ленное эмпирическое обобщение.

Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества ин­ тересы народных масс — всех и каждого — и свобод­ ной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливо­ сти. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью

итрудом, становится вопрос о перестройке биосферы

винтересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера». <.. .>

Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится

крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, мо­ жет быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету.

Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять мате-

риальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен. Его поставил впервые, сколько я знаю, аме­ риканский ученый, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог.

Как правильно сказал некогда Гёте — не только великий поэт, но и великий ученый,— в науке мы мо­ жем знать только, как произошло что-нибудь, а не по­ чему и для чего.

Эмпирические результаты такого «непонятного» процесса мы видим кругом нас на каждом шагу.

Минералогическая редкость — самородное желе­ зо — вырабатывается теперь в миллиардах тонн. Нико­ гда не существовавший на нашей планете самородный алюминий производится теперь в любых количествах. То же самое имеет место по отношению к почти бесчис­ ленному множеству вновь создаваемых на нашей плане­ те искусственных химических соединений (биогенных культурных минералов). Масса таких искусственных ми­ нералов непрерывно возрастает. Все стратегическое сы­ рье относится сюда.

Лик планеты — биосфера — химически резко ме­ няется человеком сознательно и главным образом бес­ сознательно. Меняется человеком физически и химиче­ ски воздушная оболочка суши, все ее природные воды.

В результате роста человеческой культуры в XX в. все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана. Че­ ловек должен теперь принимать все большие и боль­ шие меры к тому, чтобы сохранить для будущих поко­ лений никому не принадлежащие морские богатства.

Сверх того человеком создаются новые виды

ирасы животных и растений.

Вбудущем нам рисуются как возможные сказоч­ ные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероят­ но, выйдет.

Внастоящее время мы не можем не считаться с тем, что в переживаемой нами великой исторической трагедии мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере.<...>

Лотка Альфред Джеймс (1880-1949),

американский мате­

матик и биофизик.

гуКакивпринципы, шпо мнению авто­ ра, должнылежать в основевзаимоот­ ношений человека сприродой

*\Какое определешнивдает автор понятию «ноосфе­ ра»

I авторграницы свободы современно­ го человека

Ноосфера — последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории — со­ стояние наших дней. Ход этого процесса только начи­ нает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах.

Вернадский В. И. Несколь­ ко слов о ноосфере // Фило­ софские мысли натурали­ ста. М., 1988. С. 503-512