Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антропология культуры. Учебный комплекс по культурологии.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
24.16 Mб
Скачать

ЛЕКЦИЯ 8

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ

Ключевые термины: теология, сакральность, мистика, ересь, символ, догма, канон, воображение, университет, готика.

1.Западноевропейское средневековье как мо­ дель традиционной культуры.

2.Особенности сознания верующего человека.

3.Формирование понятия «личность» в рамках традиционной культуры.

1. Как и человек архаичной культуры, обладаю­ щий определенным типом сознания — мифологиче­ ским, человек традиционной культуры являлся носите­ лем религиозного сознания. Попробуем смоделировать этот тип сознания на примере средневековой западно­ европейской культуры V-XIII вв. Приговор гумани­

стов, просветителей и ученых XIX века был прост и су­ ров: Средневековье — безвременье, темные столетия, косное, глухое, застойное время. А его культура, по меткому замечанию Арона Гуревича,— это «культура безмолствующего большинства».

Воспользовавшись идей «патетической кривой», можно условно выделить три периода в эпохе средне­ вековья и дать им характеристику:

Раннее средневековье (V-XI века):

-появление религии — христианства;

-развитие ТЕОЛОГИИ — богословия;

-создание первых УНИВЕРСИТЕТОВ, что в дословном переводе с латыни означало «со­ вокупность» разрозненных школ Права;

-формирование группы романских языков;

-распространение романского архитектур­ ного стиля;

-существование литературы в виде средне­ векового ЭПОСА — песенной истории

народа.

Высокое средневековье (XII век):

-вытеснение романского архитектурного сти­ ля ГОТИКОЙ — архитектурным стилем,

ставшим визитной карточкой средневековья и синтезирующим духовную и светскую жизнь человека;

-зарождение и распространение рыцарской культуры.

Позднее средневековье (XIIIнач. XIVвека.):

-появление МИСТИКИ (с греч. таинствен­ ный) как переживания в экстазе непо­

средственного единения с богом;

-распространение ЕРЕСИ — инакомыс­ лия, что в то время означало веру в иную небожественную истину.

Очевидно, что эпоха средневековья обладает соб­ ственной логикой и собственным видением мира: идея Бога и вера в Бога становятся высшими ценностями средневековья как модели традиционной культуры.

2. Миросозерцание верующего человека отли чается цельностью. Мир двумерен, и в то же время — един, так как для верующего не существовало границы между естественным и сверхъестественным, реальным и воображаемым, видимым и невидимым. Центром рели­ гиозного мироздания был Бог. Частное в таком миро­ представлении всегда свидетельствовало о всеобщем, иначе говоря, микрокосм был дубликатом макрокосма.

Так любая деталь готического храма выражала архитек­ тонику грандиозного сооружения, а глава богословского трактата — конструктивный принцип всей теологии.

Теперь мы можем обозначить особенности рели­ гиозного сознания. Их три.

Во-первых, религиозное сознание символично. СИМВОЛ есть знак, через частное представляющий всеобщее. По мнению Августина Блаженного, мир состо-

ит из знаков-символов и вещей, то есть материальных предметов и реалий жизни — артефактов, как сказали бы мы сегодня. Одновременно, эти вещи выступают как знаки (суть!) чего-то им соответствующего в сфере бо­ лее высокой, сакральной. Поэтому мыслить, согласно средневековой традиции, значит открывать эти скры­ тые значения, «расшифровывать». Язык символов — это иностранный язык (Э. Фромм), умение понимать который позволяет соприкоснуться с глубинными уровнями нашей собственной личности.

Во времена средневековья символикой были пронизаны все сферы жизнедеятельности человека. Можно говорить о символике изобразительной и гра­ фической, символике цвета и числа.

Ярче всего символичность как особенность ре­ лигиозного сознания выступила в практике средневе­ кового искусства, цель которого — максимально иска­ зить представления человека о реальном мире. Отно­ шение к искусству раннехристианских теологов было неоднозначным. С одной стороны, они полагали, что искусство находится под покровительством двух дья­ волов: страсти и вожделения, с другой,— не могли обойтись без его текстов и способности искусства ак­ тивно воздействовать на мир чувств человека.

Главным архитектурным сооружением средневе­ ковой Европы становится ГОТИЧЕСКИЙ СОБОР. Прорезные окна, многочисленные ниши и арки дают представление о господстве вертикали как линии, соеди­ няющей человека и Бога. Цветные витражи устанавли­ вают новые отношения между человеком и миром. А ор­ ган, являющий собой «пучок вертикалей», не позволяет увидеть исполнителя и создаёт иллюзию голоса небес — Бога. Готический собор представляет собой совершенное подобие и наглядное воплощение божественного космо­ са. Отсюда его полифункциональность и способность со­ вместить в единое целое все виды искусства: скульптуру, находящуюся в нишах, и архитектуру, полифоничность музыки и орнаментальность декора.

Язык средневекового искусства нуждается в де­ кодировании. Об этом свидетельствует и древнерус­ ская архитектура.

Фромм Эрих

(1900-1979),

немецко-американ­ ский философ и гу­

манист XX века, пси­ хоаналитик.

Андреев Леонид

(1871-1919), рус­ ский писатель, ав­ тор рассказов, сати­ рических пьес и фельетонов.

Князь Евгений Тру­ бецкой (1863-1920), один из крупнейших представителей рус­ ской религиозно-фи­ лософской мысли XX века.

Во-вторых, религиозное сознание догматично, иными словами — категорично. Это сознание однознач­ ного решения: «или — или». Оно не любит полутонов и оттенков, сомнений и колебаний. Если язычники при­ знавали как добрых, так и злых богов, то для верующего человека имеет смысл разграничивать мир на черное и белое, на полюсах помещать добро и зло. И вот уже за­ гораются костры инквизиции в средневековой Европе, создаётся знаменитейший текст монахов-инквизиторов «Молот ведьм», представляющий собой своеобразную инструкцию по выявлению еретиков. А о том, как слож-

| но порой отличать добро от зла и поступать праведно размышляет вся русская классическая литература. Обра­ тите, например, внимание на рассказ Л. Андреева «Пра­ вила добра».

В-третьих, религиозное сознание — канонично. Канон — это закон, трафарет. Каноничным для верую­ щего является представление о времени и пространстве. Время в религии линейно и однонаправлено: от сотворе­ ния мира до конца света или от рождества Христова до второго пришествия Христа. Трехмерное пространство заменено плоскостью. Попробуем рассмотреть эту осо­ бенность сознания на примере иконописи.

I ИКОНА — умозрение в красках (Е. Трубецкой), книга для неграмотных или, в переводе с греческого,— образ (вспомните, как на Руси называют иконы — об- раза). Сюжет в иконе каноничен. Чаще всего мы встре­ чаемся с изображением Спаса (Спасителя или Иисуса Христа), Девы Марии (почитание Богоматери на Руси привело к сосуществованию двух типов-канонов в её изображении: Одигитрия — путеводительница и моля­ щаяся — Оранта), Троицы и праздников, понимаемых

( как вехи на пути человеческого спасения: Рождество, Благовещение, Сретение, Крещение, Пасха...

Аверинцев Сергей

(1937-2004), яркий современный иссле­ дователь, чьи инте­ ресы лежали в об­ ласти меходисципли­ нарных исследова­ ний.

Русский мастер строго следовал веками вырабо­ танному изобразительному канону, опираясь на тради­ цию, обретал тем самым не только мастерство, но и ху­ дожественную свободу. Поэтому так бесконечно разно­ образны русские иконы одного типа. Сравнивая русскую и готическую икону, Сергей Аверинцев отме­ чал, что для русского мастера икона является святыней,

причем святость иконы и святость иконописца взаимополагают друг друга. И в то же время, иконописец, яв­ ляя собой инструмент в руках Бога, не выражает себя личностно. Он, если можно так сказать, растворяет се­ бя в каноне, желая постичь истину — Бога.

Надо сказать, что сознание верующего человека тесно связано со сферой ВООБРАЖЕНИЯ. Составная часть восприятия, воображение представляет собой воплощение развитой субъективности (И. Кант). Оно, как часто полагают, не всегда связано с игрой фантазии, выдумкой или грезой. Воображение позволя­ ет нам перейти из плоскости внешнего, самого неглу­ бокого опыта, в план внутренний. Следовательно, мож­ но рассматривать воображение как продуктивную способность познания. Рассудок бездуховен. Вообра­ жение позволяет раздвинуть «горизонты возможного»

инаделяет «воображаемое силой реальности» (Ж. Старобинский). Так «искусство огня и дыма», оживляю­ щее русскую икону, способствует не только чувству умиления, возникающему при встрече со святыней, но

иоткрывает для верующего человека путь к истинной действительности идеала. Как говорит Библия: имею­

щий уши да слышит.

Кант Иммануил

(1724-1804), фило­ соф, родоначальник немецкой классиче­ ской философии.

Старобинский Жан

(род. 1920), всемир­ но известный швей­ царский филолог и историк культуры, профессор Женев­ ского университета.

3.

В рамках традиционной культуры начинает скла­

дываться понятие «ЛИЧНОСТЬ». Человеческое «Я» еще

 

не стало центром миропонимания (не будем забывать о

 

геоцентризме религиозной картины мира), но личность це­

 

нят как представителя сословия, как часть целого. Кро­

 

ме того, в период позднего средневековья начинает склады­

 

ваться проторенессансное мировоззрение, основой которо­

 

го станет идея человекатворца.

 

Попробуем рассмотреть этот тезис на материале

 

«Комедии» Данте. Автор, находясь в рамках религиоз­

 

ной картины мира, не может выйти за пределы диктуе­

 

мых ею канонов. Так, в качестве сюжета использован ка­

 

нонический жанр «хождения» в загробный мир и «виде­

 

ние» посмертных человеческих душ. На всех уровнях

Данте Алигьери

текста (как содержательном, так и формальном) реализу­

(1265-1321), италь­

ется символика числа три: 3-х частная структура загроб­

янский поэт эпохи

ного мира соответствует 3 частям поэмы, написанных

Возрождения.

Гиппократ (ок. 460-370 до н. э.), древнегреческий врач, с именем кото­ рого связаны пред­ ставления о врачеб­ ной этике.

Джотто ди Бондоне (ок. 1266-1337), итальянский живо­ писец, вопреки су­ ществовавшему ка­ нону изображения «вернувший» в жи­ вопись трехмер­ ность пространства.

Франциск Ассиз­ ский (ок. 1181-1226), италь­ янский проповедник, автор религиозных поэтических произ­ ведений.

терцинами — 3-х строчными строфами. Но повествова­ ние ведется от первого лица, и этим персонажем оказы­ вается сам Данте — человек, чьи неустанные поиски ис­ тины лежат за пределами схоластических представлений. Античная мудрость, выступая в виде перечня знамени­ тых имен (Сократ, Аристотель, Гиппократ и др.) не дает читателю возможности представить отдельных её персо­ нажей. Но стремление автора обнаружить иную — не бо­ жественную — истину, актуализируясь в главном герое, делает привлекательным этот текст, написанный более 7 веков назад, даже для современного читателя.

■и* Время Средневековья мы можем рассматри­ вать и как закономерный этап развития культуры — культурную эпоху, и как составную часть традицион­ ной культуры, основой которой является религиоз­ ная картина мира.

■и* Человек, находящийся в рамках религиозной картины мира, является носителем определенного типа сознания — религиозного, которое характеризуется символичностью, догматичностью и канонично­ стью. Игра воображения является неотъемлемой ча­ стью представлений людей о мире, что нашло отраже­ ние в практике средневекового искусства.

Поиски иной небожественной истины приве­ ли к возможности разговора о мире человека (Данте, живописец Джотто, Франциск Ассизский, основатель ордена нищенствующих монахов...) как самодостаточ­ ном и индивидуально выраженном целом. И хотя «открытие человека» будет принадлежать иной эпо­ хе — Возрождению — именно Средневековье, давая целостное представление о мире, четко обозначает то место, которое принадлежит в нем человеку.

Литература к теме:

1. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Соч. в 3-х т., т. 1. М.,1995.

2.Барт Р. Воображение знака // Барт Р. Избр. раб. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

3.Старобинский Ж. К понятию воображения: ве­ хи истории // Новое литературное обозрение, 1996, № 19.