Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антропология культуры. Учебный комплекс по культурологии.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
24.16 Mб
Скачать

ЗИГМУНД ФРЕЙД

Тайлор Эдуард Бер­ нетт (1832-1917),

английский этнограф, исследователь пер­

вобытной культуры.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) — австрийский врач-психиатр, психолог, философ, основоположник психоанализа. Разнообразие его интересов — изучение сновидений и феномена остроумия, творческого про­ цесса и элементов архаичной культуры — свидетельст­ вует о стремлении внедрить психоанализ в культурный контекст. Накануне Первой мировой войны (1913 год) появляется книга Фрейда «Тотем и табу», в которой древний культ тотемизм и феномен ничем не мотиви­ рованного запрета — табу вписаны в мифологическую картину мира, характерную не только для архаичного мировосприятия.

АНИМИЗМ, МАГИЯ

И ВСЕМОГУЩЕСТВО МЫСЛИ

Анимизмом, в тесном смысле слова, называется учение о представлениях о душе, в широком смысле — о духовных существах вообще. <...> Название ани­ мизм, применявшееся прежде к определенной фило­ софской системе, получило, по-видимому, свое настоя­ щее значение благодаря Э. Тайлору.

Повод к предложению этого названия дало зна­ комство с крайне замечательным пониманием явлений природы и мира известных нам примитивных народов как исторических, так и живущих теперь. Они населя­ ют мир огромным количеством духов, благосклонных к ним или недоброжелательных; этим духам и демонам они приписывают причину явлений природы и полага­ ют, что они одушевляют не только животных и расте­ ния, но и все неодушевленные предметы мира. Третья, и может быть, самая важная часть этой примитивной «натурфилософии» кажется нам гораздо менее стран-

ной, потому что мы сами еще не очень далеко ушли от нее, между тем как существование духов мы очень ог­ раничили и явления природы мы объясняем теперь гипотезой безличных физических сил. Примитивные народы верят в подобное одушевление также и отдель­ ного человека. Каждый человек в отдельности имеет душу, которая может оставить свое обиталище и пере­ селиться в других людей. Эти души являются носите­ лями душевной деятельности и до известной степени независимы от «тел». Первоначально существовало представление, что души очень похожи на индивидов, и только в течение длительного развития они освободи­ лись от материальных признаков, достигнув высокой степени «одухотворенности».

Большинство авторов склонны допустить, что эти представления о душе составляют первоначальное ядро анимистической системы, что духи соответствуют только ставшим самостоятельными душам, и что души животных, растений и предметов аналогичны челове­ ческим душам.

Каким образом примитивные люди дошли до это­ го странного основного дуалистического миросозерца­ ния, на котором зиждется эта анимистическая система? Полагают, что этот дуализм выработался благодаря стремлению объяснить себе эти так близко интересую­ щие каждого состояния; прежде всего — проблема смер­ ти стала, вероятно, исходным пунктом для образования этой теории. Для примитивного человека продолжение жизни — бессмертие — является чем-то само собой по­ нятным. Представление о смерти возникает позже и очень постепенно, оно и для нас является чем-то бессо­ держательным и невоплотимым. О том, насколько дру­ гие наблюдения и опыт участвовали в образовании ос­ новных анимистических учений, как, например, сновиде­ ний, теней, зеркальных отражений и т. п., об этом имели место очень оживленные дискуссии, не приведшие, од­ нако, к определенному заключению.

Если примитивный человек реагировал на фено­ мены, возбуждающие его мысли, образованием пред­ ставления о душе и перенес его на объекты внешнего

Гипотем — научное предположение.

Вундт Вильгельм

(1832-1920), немец­ кий психолог, фило­

соф и исследователь культуры с точки зре­

ния психологии.

Iмира, то поведение его считается при этом совершенно естественным и не загадочным. Принимая во внимание

тот факт, что одинаковые анимистические представле­ ния одинаково появлялись у самых различных народов и в разные времена, Вундт полагает, что эти представ­ ления «являются необходимым психологическим про­ дуктом мифотворческого сознания, и примитивный анимизм может считаться духовным выражением есте­ ственного состояния человека, поскольку оно вообще доступно наблюдению <.. .>.

Анимизм представляет собой философскую сис­ тему, он не только дает объяснение отдельного фено­ мена, но и дает возможность понять весь мир как еди­ ную совокупность, исходя из одной точки зрения. Если соглашаться с авторами, то человечество создало три таких философских системы, три великих миросозер­ цания: анимистическое, религиозное и научное. Из них первым явилось анимистическое, может быть, самое последовательное и исчерпывающее, полностью, без остатка объясняющее сущность мира. Это первое ми­ росозерцание человечества представляет собой психо­ логическую теорию. В наши намерения не входит пока­ зать, сколько из этого миросозерцания сохранилось в современной жизни, или в обесцененном виде в фор­ ме суеверия, или в жизненном, как основа нашего язы­ ка, веры и философии.

Указывая на эти три последовательно развив­ шиеся миросозерцания, говорят, что сам анимизм ещё не религия, но содержит предпосылки, на которых строится в дальнейшем религия. Вполне очевидно так­ же, что миф основан на анимистических предположе­ ниях; подробности взаимоотношений между мифом и анимизмом кажутся, однако, в существенных пунктах невыясненными.

<...> Мы не удивляемся поэтому, когда узнаем, что рука об руку с анимистической системой идет еще что-то другое,— указание, как поступать, чтобы полу­ чить власть над людьми, животными, предметами или их душами. Это указание, известное под именем «колдовст-

ва и магии», С. Рейнах называет стратегией анимизма; я предпочел бы <.. .> сравнить их с техникой анимизма.

Можно ли различать понятия колдовство и ма­ гия? Это оказывается возможным, и если с некоторой вольностью пренебречь неточностями языка, тогда колдовство по существу означает искусство влиять на духов, обращаясь с ними так, как при таких же услови­ ях поступают с людьми, то есть, успокаивая их, прими­ ряя их, проявляя готовность их запугать, лишая их мо­ гущества, подчиняя их своей воле теми же средствами, которые оказались действительными по отношению к живым людям. Но магия — нечто другое; она в своей сущности игнорирует духов и пользуется особыми средствами, а не банальными психологическими мето­ дами. Нам нетрудно будет понять, что магия является первоначальной и более значительной частью аними­ стической техники, потому что среди средств, с помо­ щью которых нужно обращаться с духами, имеются также и магические. И магия находит себе применение также и в тех случаях, когда, как нам кажется, одухо­ творение природы не имеет места.

Магия должна служить самым разнообразным целям, подчинить явления природы воле человека, за­ щитить индивида от врагов и опасностей и дать ему си­ лу вредить врагам. Принцип же, из которого исходит магическое действие,— или, вернее, принцип магии — до того очевиден, что признается всеми авторами. Ко­ роче всего можно его выразить, если не считаться с прилагаемой оценкой, словами Тайлора: «Ошибочное выдвигание идеального перед реальным. <...>» или, как это почти в тех же словах выразил Фрэзер, люди ошибаются, принимая ряд своих идей за ряд явлений природы, и отсюда воображают, что власть, которая у них имеется или, как им кажется, у них есть над их мыслями, позволяет им чувствовать и проявлять соот­ ветствующую власть над вещами. <...>

Мотивы, заставляющие прибегать к магии,— это желание человека. Нам стоит только допустить, что у примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности все, что он творит

Фрейд дает в тексте ссылку, в которой приводит пример: ес­ ли криком и шумом прогоняют какого-то духа, то это воздейст­ вие посредством чис­ того колдовства; если его подчиняют, за­ владев его именем, то против него пуще­ на в ход магия.

Фрэзер Джеймс Джордж (1854-1941), английский этнограф и антрополог, автор книги «Золотая ветвь».

л В чем видит ав-

( торразличиекол­ довстваи магии

л Можно липровес-

шти параллельме­ жумагическими практиками и совре­ менными техноло­ гиями ПР

лКаковместоза-

нимает анимизм в мифологической кар­ тинемира

магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет. Таким образом, первоначально под­ черкивается только желание. <.. .>

Кажется, что именно магическое действие, бла­ годаря своему сходству с желанием, приводит к его ис­ полнению. На ступени анимистического образа мыслей еще нет возможности объективно доказать истинное положение вещей, но, несомненно, такая возможность появляется на более поздних ступенях, когда еще со­ вершаются все подобные процедуры, но уже становит­ ся возможным психический феномен сомнения, как вы­ ражения склонности к вытеснению. Тогда люди согла­ шаются с тем, что заклинание духов ни к чему не приводит, если в этом не принимает участия вера, и что чародейственная сила молитвы оказывается бессиль­ ной, если она не диктуется набожностью. <.. .>

Резюмируя, мы можем сказать: принцип, господ­ ствующий в магии, в технике анимистического образа мыслей, состоит во «всемогуществе мыслей».

Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб., 1997. С. 103-108, 113-116.