Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антропология культуры. Учебный комплекс по культурологии.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
24.16 Mб
Скачать
Наука — сфера че­ ловеческой деятель­ ности по получению знания и результат этого знания.

ЛЕКЦИЯ 10

РАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА.

НАУКА И ЧЕЛОВЕК

Ключевые термины: рациональность, наука, знание, истина, сциентизм, технология, научная школа, научное сообщество, социокультурный институт.

1.Знание как основа рациональной картины мира.

2.Наука и этапы ее становления.

3.Плюсы и минусы рациональности как типа сознания.

1. К XVII веку в Европе складывается современ­ ный тип культуры, который принято связывать с разви­ тием научного знания. Религиозная картина мира посте­ пенно замещается рациональной, в ценностной иерархии которой одно из важных мест занимает знание.

ЗНАНИЕ есть отражение свойств предметов и явлений действительности, переработанное в ка­ тегориях человеческого опыта. Просматривается тес­ нейшая связь между понятиями знание — познание — понимание. Очевидно, что получаемое в процессе со­ циализации знание первоначально носит ярко выра­ женный эмоциональный характер. Актуальность позна­ ния (хочу все знать) обеспечивает и личностность зна­ ния (присвоение + ассоциативность), и иллюзию понимания. Стоит обратить внимание на мысль, оформленную еще в древности: «я знаю, что я ничего не знаю». Знание все время находится в принципиально переходном состоянии. И там, где знание не находится в состоянии производства другого знания, мы — вне науки, вне познания (М. Мамардашвили).

Великие восточные культуры древности — Еги­ пет, Месопотамия, Индия, Китай — накопили колос­ сальный объем знаний. Так, Китай дал миру порох, изо­ брел компас и механические часы, освоил технику кни-

Метод — способ

теоретического ис­ следования.

гопечатания и железного литья. Однако, можем ли мы назвать эти знания научными? И чем отличаются соб­ ственно научные знания от внеили донаучных?

История науки свидетельствует: для того, чтобы стать научным, человеческое знание должно было ото­ рваться от практики. Донаучное знание сориентировано на результат и теснейшим образом связано с опытом,

накопленным человеком. Научное знание представляет собой теоретическую деятельность, в процессе кото­ рой новые знания накапливаются благодаря освоенному методу. Цель научного познания и высшая ценность — ИСТИНА. В переводе с латыни истина — veritas — зна­ чит «настоящее», то, что противоположно ложному. Па­ вел Флоренский определял истину как «сущее», подлин­ но существующее, то, что «есть». Можно сказать, исти­ на — это знание, которое имеет смысл.

Критерии истинности знания определялись, прежде всего, содержанием той культурной эпохи и той картины мира, в рамках которой осуществлял научную деятельность человек. Так, существуя в мифе, знание считалось истинным, если отвечало требованиям не­ противоречивости, краткости, простоты и красоты доказательства.

Религия вносит коррективы в представление ис­ тинности знания и выдвигает на первое место практи­ ческую пользу. Подтверждением тому — алхимические опыты по превращению неблагородных металлов в зо­ лото и созданию эликсира вечной жизни — «философ­ ского камня». В наши дни знание синонимично скоро­ сти получения информации. Американский футуролог Элвин Тоффлер говорит о все более ускоряющемся процессе приобретения знаний, которые являются своеобразным «топливом» перемен. Перемены проис­ ходят так быстро и неотвратимо, что вчерашние исти­ ны вдруг оказываются фикцией, и большинство при­ знают, что справляться с лавиной новых знаний даже в очень узкой области чрезвычайно трудно (Э. Тоф­ флер). По мнению автора, человек эпохи рационализма должен как можно чаще приводить в соответствие с требованиями современности свою систему знаний.

Школа Пифаго­ ра — союз учителя
и учеников, которые проводили в процес­ се совместного обу­ чения 15 лет.
Академия — Пла­ тон обучал учеников в роще героя Академа. Так в культуру входит понятие ака­ демия.
Лицей — Аристо­ тель по примеру учителя (Платона) организовал свою школу. В роще Аполлона Ликейского собирал он своих учеников.
Дифференциа­ ция — разделение.
Интеграция — объ­ единение.

Говоря об изменчивости критериев истинности знания, мы должны будем признать, что наука есть не просто сумма знаний. Содержащая в себе «элемент возможного», наука есть постоянное расширение способа восприятия человеком мира и себя в нем (М. Мамардашвили).

2. Основные этапы в развитии науки соотносят­ ся со сменой исторических типов культур: архаиче­ ской, традиционной, современной.

В тот момент, когда объектом познания становят­ ся не реальные предметы, а их идеальные заместители, и возникает наука как форма культуры. Пифагор, напри­ мер, считает число инструментом построения Космоса и полагает, что с помощью четных и нечетных чисел мож­ но объяснить феномен мира. Единственным способом существования науки в эпоху мифа была школа — при­ мером тому Пифагорейский союз, академия Платона и лицей Аристотеля. О том, что знание было синкретич­ ным, говорит набор учебных дисциплин, который осваи­ вали ученики Пифагора: математика, музыка, учение о переселении душ. Цель, к которой стремилась архаич­ ная наука — познание природы.

Кстати, заметим, что знания, накопленные вос­ точными культурами, так и не трансформировались в науку. Но сосредоточенный на познании себя, а не внешнего мира, Восток породил многочисленные рели­ гии (индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство).

На рубеже XVI-XVII веков меняется цель, к кото­ рой устремлена научная деятельность человека. Теперь важным становится не столько познание мира и самого себя, сколько преобразование природы. Место школы занимает научное сообщество, то есть сообщество лю­ дей, профессионально занимавшихся наукой. Подготовку научных кадров осуществляют Академии наук, происхо­ дит регулярный обмен информацией, что было бы невоз­ можно без издания научных журналов и альманахов. Знание становится дифференцированным.

Очередной этап в развитии науки связан с XX ве­ ком. Наука выступает как социокультурный институт,

Барбур Иен Грэм (род. 1923), амери­ канский ученый-богослов, деятельность кото­ рого связана с мате­ матической физикой и философией. Лау­ реат Templeton пре­ мии 1999 года «За прогресс в религии».

Иванов Вячеслав (род. 1929), доктор филологии, автор более 1500 научных трудов по семиотике и истории культуры.

Ортега-и-Гассет Хосе (1883-1955), испанский философ, изучавший пробле­ му сознания челове­ ка «массового обще­ ства».

Декарт Рене (1596-1650), фран­ цузский математик, физик, физиолог. По словам Гегеля, отец всей современ­ ной философии.

обладающий властными полномочиями. Как вы уже до­ гадались, целью научного познания становится поко­ рение природы, власть над природными и социальными процессами. А поскольку проблемы, встающие перед об­ ществом, все чаше носят глобальный характер, для их решения необходима интеграция знания.

О путях развития науки в XXI веке и тех собст­ венно антропологических и культурных проблемах, ко­ торые неизбежно возникают в связи с ее безудержным ростом, размышляют сегодня представители всех ви­ дов гуманитарного знания. Как связаны между собой наука и человеческие ценности? (Иен Барбур, Мераб Мамардашвили). Существуют ли альтернативы науч­ ному знанию и насколько сильна власть науки? (Вяч. Вс. Иванов). Все ли открытия науки хороши и жела­ тельны? (Элвин Тоффлер). Отвечая на эти и многие другие вопросы, связанные с научно-техническим про­ грессом, прислушаемся к мнению Николая Бердяева: философия — власть человека над миром через творче­ ство, наука — власть через послушание.

3.Переход человека от веры в то, что истина —

вБоге, к вере, что истина тождественна науке, челове­ ческому разуму есть переход от христианского миросо­ зерцания к рационализму (Хосе Ортега-и-Гассет). РАЦИОНАЛИЗМ — это тип мышления, ориентиро­ ванный на разум и практическую деятельность.

В основе современного рационализма лежит фи­ лософия Декарта. Пожалуй, нет человека, которому бы­ ло бы не известно знаменитое высказывание философа: coqito erqo sum (мыслю, следовательно, существую). Мысль, по Декарту, есть внутреннее движение челове­ ка. Поэтому, он не должен полагаться на чужие мнения и тем более суждения, принятые когда-то на веру. Зна­ ние должно быть достоверным. Движение мысли считал Декарт одной из важнейших характеристик че­ ловека. Здесь, кстати, надо отметить, что во времена Декарта рационализм предполагал движение мысли че­ рез ряд жестко связанных понятий. Современная ра­ циональность позволяет мысли двигаться по случай-

ным траекториям. Ассоциативность становится доми­ нирующей чертой мышления.

Принимая во внимание факт востребованности человека-прагматика и реалиста современным миром, отметим то положительное начало, которое заложе­ но в рационализме как типе мышления. Рациона-

лизм обеспечивает устойчивое равновесие и постоян­ ство мира в восприятии (Э. Кассирер). Наука начина­ ется с поиска простоты. Ее задача — ответить на вопрос «как?». Однозначность языка науки (язык поня­ тий) и использование законов логики приводят к пони­ манию. В этом смысле наука выступает как система ал­ горитмов (В. Косарев), которая «легко» поддается трансляции.

Однако, было бы ошибкой считать науку панаце­ ей. На почве сциентизма рождается миф о всесилии науки, которая способна решать проблемы любого пла­ на. В рамках этого мифа отдельно взятый человек не представляет интереса и может быть принесен в жертву «всеобщей идее». Извечный вопрос «тварь я дрожащая или право имею»? не всегда находит ответ в современ­ ной науке. В связи с этим можно понять озабоченность многих исследователей, обращающих внимание на эти­ ческую сторону рационализма.

Минусы рационалистического типа мышления.

Во-первых, рационализм формален. Наука про­ ще, чем миф, религия или искусство объясняет мир, по­ скольку обращается к разуму. Исследуя только внеш­ ний мир, наука забыла о природе человека. Человек, напомню, есть триединство. И игнорировать его внут­ ренний мир, то есть мир чувств (душа) и мир смыслов и представлений (дух), значит отражать мир частично, отражать лишь физическую реальность бытия.

Во-вторых, рационализм технологичен. Он фор­ мирует инженерное отношение к природе и обществу, что ведет к отчуждению человека от самого себя. В ка­ честве примера обратимся к отечественной культуре начала XX века. Крах традиций и распад духовности, составляющих суть культуры предшествующих веков,

Сциентизм (от лат. scientia = знание) — абсолютизация роли науки в системе культуры.

Технология — это эмпирическая дея­ тельность, накапли­ вающая новые зна­ ния опытным путем.

Бёлль Генрих

(1917-1985), немец­ кий писатель, лауре­ ат Нобелевской пре­

мии.

Булгаков Михаил

(1891-1940), писа­

тель, автор романа «Мастер и Маргари­

та».

Зощенко Михаил

(1896-1958), рус­

ский писатель, ав­ тор сатирических

рассказов.

Шукшин Василий

(1929-1974), рус­

ский писатель, ре­

жиссер, актер.

не помешал идеям прогресса и просвещения сохранить свое лидирующее положение в ценностной иерархии. Однако содержание этих идей выхолащивается и пони­ мается формально.

Просвещение — это взрослое состояние челове­ чества (И. Кант). В ходе культурной революции за пар­ ты сели люди, духовно не готовые к процессу освоения знаний. В своей тотальной распространенности (за обя­ зательным начальным образованием последует всеоб­ щее среднее) образование вело к усредненности и стан­ дартизации человека, к нивелированию личности. Но­ сители полуобразованности становились социальной базой диктатуры и тоталитаризма, участвовали в актах насилия. Это о них, людях, «травмированных образова­ нием» (Г. Белль), писали М. Булгаков, М. Зощенко, позднее — В. Шукшин. Так образование, которое по определению должно быть связано с принятием чело­ веком «ОБРАЗА», изменяющим его сознание, превра­ щается в самоцель, становится лишь социальной мас­ кой, «мифологией для народа».

В-третьих, рационализм чужд творчеству. Не все исследователи разделяют точку зрения, согласно кото­ рой деятельность, направленная на создание алгорит­ мов (наука),— это деятельность продуктивная. И если системе алгоритмов можно обучить, обучить человека творчеству невозможно. Иначе говоря, рациональное мышление по определению должно отличаться систе­ матичностью, внутренней логикой и архитектоникой в целом. Творчество, напротив, есть раскованная и воз­ вышенная игра независимого ума, свободного от узко понимаемой «полезности». Но обратим внимание и на другую точку зрения. Наука, как и искусство, содер­ жит в себе элемент «возможного» и впервые, только однажды устанавливающегося. В этом зазоре размеща­ ется творчество новых форм, которые со временем об­ ретут статус законов и норм.

Что бы ни говорили ученые по поводу преиму­ ществ и явных недостатков рациональности, именно она определяет тип мышления современного человека, I «позволяет внести определенный порядок в хаос, рас-

пад повседневной жизни, вырваться за пределы сти­ хийных отношений к миру и себе подобным» (М. Ма­ мардашвили). А теперь — наши выводы.

>«* Рациональная картина мира, складываю­ щаяся в современной культуре, в качестве высшей ценности объявляет разум, призванный установить порядок в динамических аспектах действительности.

Основной формой современного типа куль­ туры и одним из главных источников меняющихся представлений о мире и о нашем месте в нем становит­ ся наука, понимаемая как система алгоритмов. Нау­ ка призвана ответить на вопрос: каков мир сам по себе, вне знаковых и символических систем, вне верований и представлений. Стремясь к объективности, наука го­ ворит на однозначном языке понятий и сориентирована на поиск истины, то есть сущностного знания, зна­ ния, имеющего смысл.

■и* Находясь в рамках рациональной картины ми­ ра, современный человек выстраивает определенную систему взаимоотношений с природой, обществом и самим собой. Основой этих взаимоотношений стано­ вится отчуждение. Виной тому наука или сам человек? Ответить на этот вопрос вместе с крупнейшими пред­ ставителями гуманитарной мысли нам предстоит в сле­ дующей лекции.

Литература к теме:

1.Кассирер Э. Наука // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

2.Мамардашвили М. Наука и культура // Мамар­ дашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.

3.Ортега-и-Гассет X. Истина как согласие че­ ловека с самим собой // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 2000.