Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антропология культуры. Учебный комплекс по культурологии.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
24.16 Mб
Скачать

ЛЕКЦИЯ 9

РЕНЕССАНСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МИРА:

СПОР О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ

Ключевые термины: гуманизм, Ренессанс, мо­ дель человека, универсальная личность, титанизм.

1.Пафос гуманизма как основа культуры Ренес­ санса.

2.Итальянское Возрождение и модель Homo universalis.

3.Homo natura — представление о человеке «се­ верных гуманистов».

1. В развитии человеческого духа Возрождение или Ренессанс занимает особое место. Термином РЕ­ НЕССАНС принято обозначать те культурные собы­ тия, которые проходили на территории Италии (Италь­ янское Возрождение) и других стран Западной Европы: Германия, Испания, Англия, Франция, Нидерланды (Се­

верное Возрождение) с XTV по XVI века. Главным от­ крытием культуры этой эпохи становится человек. Но поскольку пути итальянских и северных гуманистов были различны, различными получились и созданные ими модели человека. Под МОДЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕКА мы будем понимать эталонное представление об инди­ виде, сложившееся в рамках культуры. Модель чело­ века предполагает разговор о системе взаимоотношений с природой, обществом и самим собой.

Итак, путь Италии — это путь возрождения ан­ тичных традиций и поиск иной, не божественной исти­ ны, что повлечет за собой развитие естественнонаучно­ го знания. Италия создаст модель идеального человека, главным критерием которого станет долженствование, способность выступить творцом самого себя. Формой I воплощения такой модели человека выступит искусство. I

Гегель Георг Виль­ гельм Фридрих (1770-1831), немец­ кий философ, автор трудов по филосо­ фии истории, фило­ софии религии, эс­ тетике.

Пико дела Мирандола (1463-1494), итальянский мысли­ тель эпохи раннего Возрождения.

Мистика-религиозный и интуитивный путь при­ ведет представителей Северного Возрождения к созда­ нию модели естественного человека, «сущего», раз­ мышляющего о своей природе. Воплотится такая мо­ дель человека в философских трактатах и текстах искусства.

Естественно, что между этими моделями много общего. Созданные в рамках традиционной культуры, они не выходят за пределы религиозного мироощуще­ ния, но человек (по гегелевскому определению) высту­ пает как «свободный художник собственной индивиду­ альности». Иными словами, фактически становится в качестве творца равным Богу.

Со временем Возрождение получает статус эпохи ГУМАНИЗМА, то есть культуры, в рамках которой раз­ говор о человеке представляется не только предметом осмысления, но и высшей (наряду с Богом) ценностью. Интересно, что в свое время термин гуманизм имел не­ сколько иной смысл: гуманистами называли людей, кото­ рые посвятили себя изучению и преподаванию «studia humanitatis» — дисциплин, противостоящих системе тео­ логического образования и связанных с традициями ан­ тичной культуры. Первые гуманисты изучали граммати­ ку, риторику, поэтику, историю и моральную философию (этику), что составило круг гуманитарных дисциплин.

2. Впервые гуманистический проект модели чело века был представлен в «Речи о достоинстве человека» Пи­ ко делла Мирандолы. Попробуем изложить 900 тезисов этого программного документа в виде трех основных:

• Бог — творец. Он создал мир и человека. Но человеку предоставлено право быть творцом са­ мого себя. Вот как говорится об этом в «Речи»: «Я соз­ дал тебя существом не небесным, но и не только зем­ ным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чу­ ждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательный свой образ. Тебе дана возмож­ ность пасть до степени животного, но также и возмож­ ность подняться до степени существа богоподобного исключительно благодаря твоей внутренней воле».

Возможность самому, собственной волей выко­ вать свой образ не снилась даже самым смелым антич­ ным умам. И мы можем представить в виде формул уже сложившиеся в культуре и вновь созданную мо­ дель человека:

Античность —> человек « богам: он часть Космоса. Сильнее только власть рока.

Средневековье —> человек — раб божий.

Возрождение —> человек = Богу через творчество.

Цель человека — самоформирование и само­ совершенствование, достигаемые, прежде всего, с помо­ щью образования. Вспомним титанов античной мифоло­ гии: сверхсильные в физическом плане существа, но внешне не оформленные и вне — человечные. И вот лю­ ди Возрождения — те же титаны, но по силе мысли, страсти и характеру, по учености и образованности. Эго

изнавший наизусть дантовскую «Божественную коме­ дию» Микеланджело, и врач, юрист, архитектор, напи­ савший сказку о королях-великанах, Рабле, и Леонардо, «знавший и умевший все, что знало и умело его время».

Насколько велики возможности человека? Пределов самосовершенствованию нет. Позволим вмешаться в эти рассуждения Лоренцо Великолепному, одному из лидеров Итальянского Возрождения: «ведь что-то одно не может удовлетворять потребностям на­ шей жизни и разнообразию человеческих склонно­ стей». Так складывается в культуре понятие Homo universalis — универсальной личности, предполагаю­ щей разнообразие интересов и одновременно цель­ ность натуры.

Реальным прототипом универсального человека стал художник, а главным жанром искусства порт­

рет. Лица крупным планом создают ощущение порт­ ретной галереи, в которой нет места пейзажу или реа­ лиям быта, есть лишь разнообразие человеческих «Я».

Художник представлял человечество не в виде толпы или скопления людей, а в том совершенном максиму­ ме, который находится внутри всего: «человечество — в Сократе — оно Сократ, и в Платоне — Платон. Право

Образование — со­

циокультурный ин­ ститут, обеспечи­

вающий трансляцию

культурного насле­ дия.

Микеланджело

Буонаротти

(1475-1564), италь­ янский скульптор («Давид», «Пиета»), живописец (роспись плафона в Сикстин­ ской капелле), поэт (сонеты).

Рабле Франсуа

(1494-1553), фран­

цузский писательгуманист, автор ро­

мана «Гаргантюа

и Пантагрюэль».

Леонардо да Винчи (1452-1519), титан эпохи Возроедения,

воплотивший свои дарования в таких областях, как живо­ пись, музыка, инже­ нерное дело, естест­ венные науки и др.

Лоренцо (Медичи) Великолепный (1449-1492), поэт, меценат, в течение 20 лет фактически руководил Флорен­ цией, оставаясь при этом частным ли­ цом.

Кузанский Николай (1404-1464), фило­ соф, теолог, ученый, автор книг «Об уче­ ном незнании», «Об охоте за мудро­ стью» и др.

Роттердамский Эразм (1469-1536), глава «северных гу­ манистов», фило­ лог, автор сатириче­ ской книги «Похвала глупости».

Монтень Мишель (1533-1592), фран­ цузский философ-гуманист. Главная книга — «Опыты».

художника выбирать из человечества только Сократов и Платонов» (Ник. Кузанский). Можно подумать, что искусство Возрождения чуждо проблеме Бога. Но, как говорит тот же кардинал Кузанский, «Бог может рас­ крыться только в индивиде», но люди, при этом, долж­ ны рассчитывать на себя.

Упорно избегая современных сюжетов и пользу­ ясь мифологической призмой, итальянские художники современное возвышали до «вечного», житейское — до героического, а реального человека до богоподобного. Однако, надо заметить, что во всех портретах, выпол­ ненных великими итальянцами, прослеживается отча­ янная холодность людей-индивидуалистов, не умею­ щих вырваться за пределы своей самодостаточности. Достигшие земного совершенства, они отчуждены как друг от друга, так и от самих себя. Можно сказать, что, открыв ценность человеческого «Я», Итальянское Воз­ рождение не открыло значительности «ТЫ». Открытие человеческих связей окажется по силам Северному Возрождению.

3. Верой в человеческий разум и в человека ка вершину творения освещена культура Северных гума­ нистов. И хотя главой движения по праву считают Э. Роттердамского, попробуем представить северный вариант модели человека через призму «Опытов» Ми­ шеля Монтеня.

Человек есть «театр для себя самого». В этом театре он исполняет разные роли, стремясь, при этом, быть чем-то иным и не желая или не умея вникнуть

всвое естество. «Нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать, что это всего-навсего роль, которую нам поручили» (М. Монтень).

Научиться не только играть разнообразные роли, но и иметь способность, не презирая своего естества, вовремя снимать маски,— вот достоинство человека.

Оценивать «естество» человека нужно не по его достижениям и рангам (насколько проще было в этом отношении гуманистам Италии!), но по его внут­ ренним качествам, то есть по нему самому. «Измеряй-

те человека без ходулей. Пусть он отложит в сторону свои богатства и звания и предстанет перед вами в од­ ной рубашке»,— советует Монтень. Кстати, сам автор, чтобы лучше понять себя — человека, уединяется в башне-библиотеке и ставит над собой эксперимент, ре­ зультатом которого и является выход в свет книги «Опыты».

«Естественный человек» Монтеня призван ре­ шить одну из главных антропологических проблем: по­ нимание собственной природы и ее принятие требует понимания и принятия природы = естества другого человека. И вот появляются в тексте Монтеня весьма фантастические примеры: он пишет о людях без рта, питающихся лишь запахами, людях-оборотнях и суще­ ствах, ловко воюющих только в воде. За всей этой экзо­ тикой скрывается большая добрая мысль: человек мо­ жет и должен понимать другое существо (католик — гугенота, верующий — атеиста, король — сапожника). Так Северное Возрождение открывает планету «ТЫ», мир другого, не похожего человека и пытается выстро­ ить диалог между «Я» и «ТЫ».

• Одним из препятствий на пути познания че­ ловеком самого себя и принятия «другого» является религия, точнее — авторитет церкви. Монтень не только сам не приемлет церковные догматы, но и убе­ дительно разоблачает их перед прилежными прихожа­ нами. Власть Бога не подвергается сомнению, но не от­ рицается и факт практического соперничества с ним че­ ловека. Вероятно, Монтень, верный духу религии и воспринимающий католицизм как обычай и этикет, был, прежде всего, сторонником веротерпимости.

Таким образом, создавая модель «естественного человека», Монтень определял и тот путь, которому он должен следовать: это путь разума, путь освобожде­ ния от авторитета церкви и обращения к природе.

Открытия северных гуманистов были зафиксиро­ ваны и в текстах искусства. Человек в его повседневной естественности и изменчивости становится предметом живописи Альбрехта Дюрера. А «парадные» автопортре­ ты художника (например, «Автопортрет в одежде, отде- I

Гугеноты — фран­

цузское наименова­ ние протестантов.

Веротерпимость —

лояльное отноше­

ние к той или иной

религии.

Дюрер Альбрехт

(1471-1528), немец­ кий живописец и гра­ фик. Широкую из­ вестность принесли ему гравюры под об­ щим названием «Апокалипсис».

Шекспир Уильям

(1564-1616), англий­ ский поэт и драма­ тург, чьи пьесы ста­ вятся во всех теат­ рах мира.

Сервантес

(1547-1616), испан­ ский писатель, ав­ тор знаменитого романа-пародии «Дон Кихот».

Босх Иероним

(ок. 1460-1516), ни­

дерландский живо­

писец, в чьем стиле слились фантасти­

ческий вымысел и реализм.

Брейгель Старший или «Мужицкий» Пи­ тер (ок. 1525-1569),

нидерладский живо­

писец, автор изобра­ зительных притч

«Слепые», «Кале­ ки».

данной мехом») — не что иное, как диалог на равных с Богом. Встретив 1500 год, год ожидания конца света, очередным автопортретом, Дюрер придает своему лицу идеальные пропорции, напоминающие лик Христа.

Человек, борющийся с самим собой и миром, становится главным персонажем трагедий и комедий Шекспира. В основе всех сюжетов английского драма­ турга, включая лирические, лежит конфликт непонима­ ния. Не рок, Бог и не злые чары являются причиной че­ ловеческих трагедий. Причина — в несовершенстве са­ мого человека.

Современники Шекспира — Сервантес и Рабле, Босх и Брейгель — представляют часто суетный и глу­ пый мир человека в диалоге с миром природы как жи­ вым и разумным организмом. Лишь развитая интуиция да разум позволят человеку начать разговор с собой и миром — вот вывод, к которому приходят северные гуманисты.

А мы сделаем собственные выводы:

Эпоха, открывшая ценность человека и полу­ чившая статус гуманистической, поставила все даль­ нейшее развитие культуры перед вопросом: что есть че­ ловек?

Антропологический опыт Италии создал вели­ кое искусство, но не привел к созданию этики. Разговор о человеке и его достоинстве носит весьма обобщен­ ный и отвлеченный характер. Открыв ценность челове­ ческого «Я», итальянцы не вышли на разговор о значи­ мости «другого» — назовем его «ТЫ». Мы имеем дело с культурой вынужденного индивидуализма, чье духов­ ное достоинство основано на осознании полного оди­ ночества.

Напротив, модель «естественного человека», оформленная в этико-философских трактатах северных гуманистов, предполагает, во-первых, разрушение ил­ люзии о всемогуществе человека и возможности гармо­ нии между ним и миром; а во-вторых, осознание соб­ ственного несовершенства и стремление жить соглас-

но разуму и природе. Культура Северного Возрождения демонстрирует возможности диалога, основой которо­ го является стремление к пониманию: «Я» — «ТЫ».

|«+Познание — пожалуй, так можно определить ведущий принцип взаимоотношений человека эпохи Возрождения с природой, обществом и самим собой. Познание, воплотившееся в великих естественнонауч­ ных и инженерных открытиях эпохи, неизбежно вело к проблеме понимания. «Не альтернативы для нас, а альтернативы нам самим» (Клиффорд Герц) — так могли бы сформулировать северные гуманисты свой подход к ее решению.

Эпоха Ренессанса предоставляет культуре пра­ во выбирать между абстрактным гуманизмом н гу­ манизмом без иллюзии. В дальнейшем мы увидим, смо­ жет ли культура использовать эту возможность.

Литература к теме:

1.Баткин Л. Итальянское Возрождение в поис­ ках индивидуальности. М.,1989.

2.Гринблатт С. Формирование «Я» в эпоху Ре­ нессанса: от Мора до Шекспира. Новое литературное обозрение. № 35 (1999. № 1).

3.Ортега-и-Гассет X. Человек в XV столетии // Ортега-и-Гассет X. Избранные работы. М., 2000.