Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антропология культуры. Учебный комплекс по культурологии.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
24.16 Mб
Скачать

Яеви-Строс Клод (род. 1908), фран­ цузский этнолог и антрополог.

Барт Ролан (1915-1980), фран­ цузский литературо­ вед. Одна из основ­ ных книг — «Мифо­ логии».

Кафка Франц (1883-1924), авст­ рийский писатель, автор книг «Про­ цесс», «Замок».

Джойс Джеймс (1882-1941), англий­ ский писатель, соз­ давший первое про­ изведение литерату­ ры «потока созна­ ния» («Улисс»).

Льюис Клайв Стейплз (1898-1963), англий­ ский филолог и фи­ лософ, романист, член Британского королевского обще­ ства.

Мелетинский Елеазар (род. 1918), ли­ тературовед, иссле­ дующий проблему мифа.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

СОВРЕМЕННОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО

Дикая мысль подчиняется той же логике, что и наша

К. Леви-Строс

«Поскольку миф является словом, все, о чем можно говорить, может стать мифом» (Р. Барт). Любо­ пытна судьба мифа в культуре XX века. Казалось бы, чем более просвещенным и расчетливо-рациональным стано­ вится мир, тем меньше места должно занимать в нем ми­ фотворчество. Однако факты свидетельствуют обратное: век начинается с сознательного обращения к мифу как отдельных художников (Ф. Кафка, Д. Джойс, Клайв С. Льюис и др.), так и целых художественных направлений:

символизм,

сюрреализм, дадаизм...

Возвращение мифа

в культуру

XX века исследователи

(Е. Мелетинский,

Э. Кассирер, М. Элиаде) связывают и с появлением новых идей в философии, психологии, этнографии, и с многочис­ ленными социальными потрясениями начала века. И если эволюция культуры осуществлялась в направлении «де­ мифологизации», то есть отказа от мифа, то на рубеже XX века потребность в мифе актуализируется настолько, что можно говорить уже о «ремифологизации», то есть возврате к мифу.

Насколько велик интерес современной культуры к мифотворцам и порождаемым ими реалиям? Способен ли миф вторгнуться в сферу рационализма и соперничать с концептуальным знанием? Не является ли мифологиче­ ская репрезентация формой повседневного (бытового) знания о мире и человеке? Попробуем дать ответы.

Согласно Эрнсту Кассиреру, потребность в ми­ фе возрождается во все критические моменты чело­ веческой социальной жизни. В этом ряду XX век не яв­ ляется исключением. Анализируя тексты политических мифов, немецкий ученый выделяет основные состав­ ляющие современного мифа:

—> персонифицированное желание группы;

-> аура веры;

—> магическое слово;

—> ритуал.

Современный миф имеет свою типологию. Можно говорить о явном присутствии в современной культуре следующих групп мифов:

Идеологические мифы. Например, миф о Про­ грессе, понимаемом как неустанное движение вперед. Придавая большое значение фактору перемен, люди, на­ ходящиеся в рамках этого мифа, исключали из сферы своих интересов настоящее время. А, игнорируя настоя­ щее, они абсолютизировали будущее: визуализацией это­ го мифа может служить скульптурная композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» или музыкальная за­ рисовка Георгия Свиридова со знаковым названием «Время, вперед!». О том, что этот миф не изжит оконча­ тельно, свидетельствуют и неумение современного чело­ века жить в настоящем времени, в «здесь» и «сейчас», и явная популярность астрологических прогнозов как од­ ного из способов существования в мире.

Политические мифы. Миф о государстве рас­ сматривает Норбер Рулан, известный французский ученый-юрист. По его словам, в этом мифе государство выступает гарантом фундаментальных ценностей об­ щества, защитником граждан. И в данной функции оно стремится занять место в сознании человека, ранее при­ надлежавшее Богу. Естественно, что в этом мифе скла­ дывается такое представление о государстве, которое в наибольшей степени соответствует государственным же интересам.

К политическим мифам можно отнести, очевид­ но, и многочисленные «советские мифы», официально одобряемые и поддерживаемые средствами массовой информации. Это миф о советском человеке — самом читающем человеке в мире; миф о счастливом детст­ ве или миф о советском балете, что «впереди планеты всей» Посетив нашу страну в 1932 году, немецкий журналист Клаус Менерт напишет: «Новый миф родил-

Кассирер Эрнст

(1874-1945), немец­

кий философ и тео­ ретик языка.

Репрезентация —

очевидность чего-либо.

Мухина Вера

(1889—1953), скульп­

тор и художник вре­

мен советского тота­ литаризма.

Свиридов Георгий

(1915-1998), компо­ зитор, автор музыки к кинофильму «Ме­ тель».

Рулан Норбер, фран­ цузами уче­ ный-юрист, основа­ тель Французской ас­ социации юрццической антропологии.

Харизма (с греч.) — божественный дар.

Высоцкий Влади­ мир (1938-1980), русский поэт и музы­ кант, актер Театра на Таганке.

Бродский Иосиф (1940-1988), боль­ шой русский поэт трагической судьбы. Родился в России, умер в Америке. Лауреат Нобелев­ ской премии.

Сахаров Андрей (1921-1989), выдаю­ щийся физик и об­ щественный дея­ тель. Нобелевский лауреат.

ся в России, миф творения мира человеком. Вначале был хаос, капитализм. Потом пришли Маркс, Ленин

иКрасный Октябрь. Хаос был преодолен в ходе ожес­ точенной борьбы пролетариата. Теперь при помощи пятилетнего плана Сталин создаёт порядок, гармонию

ивсеобщую справедливость».

Кстати, благодарный материал для изучения со­ ветского мифотворчества (и это справедливо отмечают многие исследователи),— песни и поэзия страны Сове­ тов. Каждая отдельно взятая строчка может представлять собой небольшой мифосюжет:

«Я другой такой страны не знаю, где так воль­ но дышит человек».

«Ленин и теперь живее всех живых».

«Кто был никем, тот станет всем».

Персональные мифы. В эту группу мифов вой­ дут все сюжеты, связанные с харизматическими лично­ стями: это и вожди тоталитаризма Ленин, Сталин, Гит­ лер; и выдающиеся персоны мира литературы и искус­ ства: Высоцкий, Бродский; и не менее значимые персонажи мира науки, техники, спорта:

Сахаров, Эйнштейн, Пеле. Одна из возможных со­ ставляющих персональных мифов — «гонимость», не­ признание, помноженные на одержимость какой-либо идеей, приобретающие со временем силу пророчества. Можно обратиться к текстам Ролана Барта, исследующе­ го эту проблему на примере мифа «Мозг Эйнштейна».

Любопытно, что люди, обладающие харизмой, са­ ми заинтересованы в создании личного мифологического пространства. Например, Владимир Высоцкий умело вы­ строил такой персональный мир, в котором время обра­ тимо (военные песни поэта создают иллюзию личного воинского опыта автора), а пространственных границ во­ все не существует. В этом Мифе о поэте легко прочиты­ ваются все структурные составляющие.

Желание толпы видеть не просто поэта — пророка. Магия текстов, строчек, отдельных слов, высту­ пающих в функции своеобразного пароля: «идёт охо­

та», «я, конечно, вернусь», «все не так, ребята!»...

Мифопоэтический образ, включающий не толь­ ко незабываемый тембр голоса и его интонации, но и детали костюма, сценический имидж «человека с ги­ тарой», которым нельзя было не верить.

Ритуализация, понимаемая как схема действий: поэт-глашатай и ведомая им толпа.

Девиз мифа — «жизнь на краю» — понимается если не как руководство к действию, то, по крайней ме­ ре, как его возможность.

Рекламные мифы и мифы рекламы. Эта груп­ па мифов составляет едва ли не самый внушительный пласт в повседневном сознании. Кратковременность существования рекламных мифов и клиповость их вос­ приятия не позволяют сложить целостную картинку присутствия мифов в сознании отдельно взятого персо­ нажа. Другое дело — мифы рекламы. Наиболее распро­ страненными в этой области являются Миф о рекла­ ме двигателе торговли и Миф о соответствии рек­ ламы качеству продвигаемого товара.

Мифы образования. Ремифологизация сознания современного человека особенно ярко проявилась в той области, которая предельно тесно связана с рациональ­ ностью — области образования. Трансляция знания из поколения в поколение предполагает строгость и одно­ значность понятийного языка, доказательность знания и его непротиворечивость, то есть все то, что принято на­ зывать классической рациональностью. Такие мифы, как

миф о бесплатности и всеобщей доступности образова­ ния или миф о гарантированности высокого социально­ го статуса при получении престижного образования, или миф о необходимости введения американских стан­ дартов в отечественную систему образования свиде­ тельствуют о массовой утрате здравого смысла и дове­ рии к самым абсурдным обещаниям. А так же о разруше­ нии принципов классической рациональности: мысль | движется по сложным ассоциативным траекториям, ис­ тина непредсказуема и недоказуема.

Экономические мифы. В обществе, характери­ зующемся дестабилизацией всех сфер жизнедеятельно­ сти человека, не является исключением и область собст- I

Эйнштейн Альберт

(1879—1955), физик-теоретик, ав­ тор теории относи­ тельности. Нобелев­ ский лауреат.

Пеле (род. 1940), ко­ роль футбола, бра­ зильский футболист.

Рациональность —

разумность.

Статус (от лат.) —

положение.

Штамп — речевой

трафарет.

венно экономическая. В причинах возникновения эконо­ мических мифов и манипуляциях сознанием с их помощью разобраться не так-то просто. Представляется верной, хотя и излишне полемически заостренной мысль «о склонности сознания современного человека к гипостазированию», то есть приписыванию абстрактным понятиям самостоятельного существования. Так, в соз­ нании обывателя первоначально смутное представление о приватизации наполняется конкретночувственным содержанием и обретает вполне мифологическую маску. К рассматриваемой области мифотворчества можно от­ нести мифы о приватизации, о финансовых пирамидах, об экономике, которая «должна быть экономной»...

Далеко не полно представленная типология совре­ менного мифа дает, тем не менее, возможность предпо­ ложить, что процесс ремифологизации в культуре

XXвека активно разрушает ту картину мира (речь

орационализме пойдет в дальнейших лекциях), которая

сложилась в сознании человека Нового времени. Современный миф представляет собой уютное

социокультурное пространство, обеспечивающее человеку и своеобразную психологическую защиту, и иллюзорную возможность участия в преобразова­ нии мира. Говоря на языке штампов и апеллируя к чув­ ствам отнюдь не высокого плана, миф выстраивает ил­ люзию коммуникативного пространства (прежде всего в системе: человек — общество).

Миф включается в структуры повседневности и является сегодня одним из альтернативных миров. Поскольку художественная практика (а миф, еще раз напомним, есть область слова) способна опережать те или иные проявления повседневности и даже модели­ ровать их, есть смысл прислушаться к голосу мифа.

Литература к теме:

1.Барт Р. Мифологии. М., 1996.

2.Мелетинский Е. Миф и двадцатый век // Мелетинский Е. Избр. статьи. Воспоминания. М.,1998.

3.ПочепцовГ ПР для профессионалов. М.,1999.