Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Личность в психологии - Оллпорт.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
2.18 Mб
Скачать

Конформизм

Хотя авторитарный стиль определенно существует, не следует думать, что в нем заключается единственная причина предрассудков. «Предрассудок как проявление конформизма» проистекает из предрасположенности людей следовать местным традициям и легендам, идеологическим установкам своего класса (7). Если фанатизм витает в воздухе, они фанатики; если в ходу терпимость, они терпимы. Возможно, около половины нашего населения попадает в эту категорию. Поскольку предрассудки достаточно распространены в нашем обществе, особенно в южных штатах, эта часть населения, видимо, будет поступать в соответствии е существующими предубеждениями.

То, что мы называем авторитарным синдромом, обуславливает одно и то же количество людей, склонных к предрассудкам, и в северных, и в южных штатах, в то же время предрассудков как проявления конформизма значительно больше на Юге (8).

Синдром жертвы

Те, кто является жертвами предрассудков, не могут оставаться безразличными к своему положению; они должны постоянно защищать себя от нападок и оскорблений. В одном из исследований было установлено, что 50 процентов негров, находясь в обществе белого, ожидают, что он «забудется и скажет о неграх что-нибудь плохое» (9). И, даже не ожидая оскорбления, представитель меньшинства обычно планирует собственное поведение внутри определенных расовых или этнических рамок.

Помимо этой повышенной чувствительности, можно отметить и другие психологические реакции на преследование; среди них — апатия, лицемерие и коварство, шутовство, отрицание своей группы — или, наоборот, формирование более тесных внутригрупповых отношений, покорность, невротизация, симпатия к другим меньшинствам, преувеличенная старательность, воинственность (10). Хотя, конечно, не все представители меньшинства будут демонстрировать все эти типы реакций.

Ликвидация предрассудков

Кто-то сказал, что легче разбить атом, чем предрассудок. В случае глубинного функционального фанатизма это утверждение может 6ыть верным. И, тем не менее, изменения в области предрассудков действительно происходят, они определенно произошли и в Америке после Второй мировой войны. Предрассудки меняются, когда в их изменении eсть социальный, экономический и личностный смысл. Не все люди неизлечимо слепы в отношении своего собственного нелогичного и вредного стиля мышления. С чрезмерной генерализацией и упрощением борется образование, а поскольку уровень образования возрастает, мы обнаруживаем снижение стереотипности мышления (11). Также мы знаем, что развитие самосознания и интенсивное самопознание ослабляют склонность к предрассудкам (12). В этом направлении работают психогигиена и психопрофилактика. Более того, воинственные протесты привлекают наше внимание к необходимости реформ и вызывают симпатию потенциально демократической части населения. Для исследования этих тенденций были разработаны различные способы измерения предрассудков, существует даже методика изучения скрытого фактора человечности внутри популяции (13).

Любой прогресс в редукции предрассудков будет встречен громогласным сопротивлением функциональных фанатиков. И, тем не менее, даже в том случае, когда наблюдается всплеск насилия, этот прогресс очевиден. Антидискриминационные законы, пересмотр учебных планов школ и их успешная десегрегация, повышение уровня образования, открытые дискуссии и просвещение, ненасильственные протесты, привлекающие внимание и вызывающие симпатию, — все это работает в одном и том: же направлении. Читателю также следует иметь в виду тот факт, что данная проблема изучалась и обсуждалась людьми доброй воли за последние 20 лет намного больше и серьезнее, чем за все предыдущие тысячелетия человеческой истории. Недавние исследования этнических предрассудков были очень плодотворны и информативны (14). Результаты этих исследований ярко продемонстрировали, что социальные науки мощное оружие в борьбе против фанатизма.

Примечания

1. G. W. Allport, The Nature of Prejudice, New York: Doubleday Anchc Books, 1958, стр. 77.

2. В. Bettelheim and M. Janowitz, Social Change and Prejudice, Glencoe II

Free Press, 1964, стр. 11.

3. D. В. Harris, H. G. Gough, W. E. Martin, «Children's ethnic attitudes:. Relationships to parental beliefs concerning child training», Child Developmer 1950 21, 169—181. Также, D. P. Ausubel, Ego Development and the Personalii Disorders, New York: Grune and Stratton, 1962.

4. В. Bettelheim and M. Janowitz, цит. произв., стр. 57.

5. Там же, стр. 29—34.

6. Т. W. Adorno, E. Frenkel-Brunswik, D. J. Levinson, and R. N. Sanfon The Authoritarian Personality, New York: Harper, 1950.

7. G. W. Allport, «Prejudice: Is societal or personal?» Journal of Social Issue

1961, 18, 120-134. . ,. ,-

8. Т. E. Pettigrew, «Regional differences in anti-Negro prejudice», Journs

of Abnormal and Social Psychology, 1959, 29, 28—36.

9. R. M. Williams, Jr., Strangers Next Door, New York: Prentice-Hall, 196-S

10. G. W. Allport, The Nature of Prejudice, New York: Doubleday Ancho

Books, 1958,глава 9.

11 С H Stember, Education and Attitude Change, New York: Institute о

Human Relations Press, 1961. Также, H. G. Stetler, Attitudes Toward Racia Integration in Connecticut, Hartford: Commission on Civil Rights, 1961.

12. R. M. Jones, An Application of Psychoanalysis to Education, Springfield

111.: Charles C. Thomas, 1960.

13. H. Schuman and J. Harding, «Sympathetic identification with th<

underdog», Public Opinion Quarterly, 1963, 27, 230—241.

14. В. Berelson and G. A. Steiner, Human Behavior: an Inventory of Scientific Findings, New York: Harcourt, Brace & World, 1964.

РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДРАССУДКОВ

Парадоксальный факт: с одной стороны, религия благоприятствует развитию и усилению предрассудков, а с другой стороны, редуцирует или даже ликвидирует их. В данной работе рассматриваются те характеристики, которые отличают пропредрассудочные и антипредрассудочные тенденции в структуре религии. Эти характеристики объединены в три категории: теологические, социокультурные и психологические,

Эта работа может играть пропедевтическую роль по отношению ко многим эмпирическим исследованиям, поскольку она фактически выявляет двойное направление религии — порождение предрассудков и их искоренение.

Работа была представлена на конференции в теологической семинарии Принстона; опубликована в «Гредьюэйт джорнал» Университета Texаса (Graduate Journal, Vol. 7, 1966) и в «Джорнал фо зе саентифик стади.оф релиджен» (Journal for the Scientific Study of Religion, Vol. 5, 1966).

***

Ткань любой религии соткана из двух категорий — братства и нетерпимости. Я говорю о религии реальной, существующей исторически и культурально в жизни конкретных мужчин и женщин, большая часть которых придерживается религиозных убеждений и принадлежит к той или иной конфессии. И если рассматривать религию не в идеальном смысле, мы отметим и те тенденции, которые порождают предрассудки, и те, которые препятствуют их развитию. Именно эту парадоксальную ситуацию я хочу обсудить в данном разделе.

В социальных науках давно известен тот факт, что в те наши coграждане, которые посещают церковь, демонстрируют большее количество расовых, этнических и религиозных предрассудков, чем те, кто церковь вообще не посещает. Нет необходимости говорить, что это обстоятельство и удивляет, и неприятно поражает истинных верующих, но его подтверждают как многочисленные опросы общественного мнения, так и эмпирические исследования (1). Результат всегда один и тот же: прочность ткани терпимости придает не религия, а секуляризм. Говоря словам Стоффлера, «среди посещающих церковь больше нетерпимых к ... инакомыслящим ... чем среди тех, кто церковь не посещает». Это соотношение остается верным и тогда, когда «принимаются в расчет такие факторы, как образование, возраст, религия, тип сообщества» (2).

Хотя мы не знаем, имеет ли место подобная закономерность в других странах и существовала ли она в прошлые века, мы можем предположить это с достаточной степенью уверенности. По крайней мере, нам известно, что большинство преследований и актов жестокости самых зловещих и постыдных для человечества, совершались именно на религиозной почве.

Мы можем тут же возразить, что сегодня, как и в прошлом, многие борцы за гражданские права, за социальную справедливость, за терпимость и признание равноправия руководствовались именно религиозными идеями. Перечень этих духовных героев длинен, он включил бы и самого Христа, и многих его последователей — Тертуллиана, Папу Римского Геласиуса I, Раймонда Луллия, который боролся и против крестовых походов и против усиления инквизиции, кардинала Куза, Себастьяна Кастельо, Швенкфельда и иреницистов, а в этой стране Роджера Вильямса, Джона Вулмана и таких наших современников, как отец Джон Лафарж и Мартин Лютер Кинг. И жизненная философия Махатмы Ганди, который не был христианином, также определялась его религиозными воззрениями. Идеи расовой справедливости и братства золотыми словами записаны почти в каждой религии.

Все эти доказательства убедительны. Но они не отменяют того факта, что прихожане христианских церквей в нашей стране в среднем более склонны к предрассудкам, чем те, кто церковь не посещает. Поскольку доказательства с обеих сторон неопровержимы, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, которая требует тщательного анализа.

Этот анализ будет проведен в соответствии с тремя религиозными аспектами, которые, как мне кажется, скрывают в себе зерна нетерпимости:

1. Теологический аспект.

2. Социокультурный аспект.

3. Личностно-психологический аспект.