Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия 2 вариат.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
5.04 Mб
Скачать

5. Описание движений

Такое выражение, как «описание», считается не требующим ника­ких предварительных пояснений. A между тем, если его не определить, то мы будем вносить сюда огромный субъектизм. Если бы, принимая во внимание все предыдущее, описание движений мы строили не только грубо эмпирически, a аналитически, то оно могло бы быть нор­мализованным описанием. Мы могли бы тогда сказать, к какому типу относится описываемое движение, далее—мы могли бы узнать, в ка­ком ряде движений оно значится, и, наконец, попробовать описать его по элементам. Следовательно, предыдущая аналитическая работа и та квалификация, o которой только что было сказано, поможет нам c ла­бораторной ясностью описывать движения. Не разрешив эту задачу описания, мы вообще были бы совершенно беспомощны в каких бы то ни было попытках подбора людей к избранной профессии. B последнее время в психотехнике центр тяжести всей работы переносится на эти описания. Но, к сожалению, это описание не может быть пока прове­дено чисто лабораторным путем; однако его можно сделать более точным именно тогда, когда мы создаем определенные нормали типов, рядов и элементов движений.

6. Методические построения

Такая, казалось бы, простая операция, как рубка зубилом, увлекала все больше и больше Центральный Институт Труда в его работе. Ввиду того что эта рубка зубилом нам представляется своего рода делегатом целого мира движений, она проливает свет и на все другие виды дви­жений. Надо сказать, что в педагогической области мы подходим к этой работе как чистые прикладники. Мы хотели ее разложить на элементы и ряды и при помощи их построить способ обучения. Почти в самом начале работы Института мы уже дали первую инструкцию обучения работе. Мы не выпустили ее в свет, a напечатали на правах рукописи. Даль­нейшая отделка инструкции повела к тому, что мы выработали уже практическую инструкцию, которую разбили на отдельные параграфы и разделы и которая пущена в обращение на наших курсах инструк­торов производства. Ввиду того что эта инструкция должна быть опре­деляющей для всех видов труда, мы должны были заняться предваритель­ной ее обработкой. Фиксация внимания на конструктивной стороне этой инструкции привела нас к тому, что мы построили огромное количество инструкций для всех удapных работ и всех работ нажимных. Составлено несколько инструкций для работ, и разработана программа монтажа. Но именно потому, что эта практическая работа широко развер­нулась, мы должны были себя чувствовать все время неустанными кон­структорами. Мы должны были все время работать с над основным шаб­лоном метода, и даже больше — над тонкими калибрами этого метода, и поэтому отделка инструкций по рубке зубилом проводилась нами все c большей и большей настойчивостью и скрупулезностью.

7. Комментарии k графику

B результате большого количества экспериментов и практики на курсах нам удалось составить огромные ряды движений, которые уло­жились в форму так называемого аналитического графика. Этот анали­тический график'... только для одной рубки зубилом состоит из 66 уста­новок, последовательно усложняющих друг друга. Весь график состоит из 6 разделов: предварительная гимнастика, конструкция удара, темп, меткость, сила и так называемые сложные упражнения. Сложное упраж­нение есть не что иное, как координированное движение.

Во главу угла аналитического графика, как это можно было заме­тить и по предыдущему изложению, поставлена конструкция движения.

Следующим наиболее важным разделом мы считаем скорость движения и, наконец, третьим, венчающим, — уплотнение движения (коор­динация). Конструкция движения, как мы уже сказали, поставлена во главу угла. Мы думаем, теперь найдется очень мало людей, которые 6ы не придавали значения движению как таковому. После того как появились такие блестящие исследования трудовых движений, как иссле­дования Сеченова, после того, как появилась такая гениальная школа, как павловская, после того, как вся современная психология стала исследовать движения и интересоваться именно моторной стороной реакций, нам кажется, много говорить o том, что во главу угла при изучении труда и обучении ему нужно ставить движение, т. e. именно моторный рисунок реакции, было бы даже излишне. Мы только хотели 6ы оттенить, что построение конструкции движения имеет значение не только как таковое. Оно нам представляется отправным пунктом для формирования вообще всей моторной деятельности человека. Там же, где мы имеем дело с так называемыми трудовыми движениями, где особенно выпукло выступает их нервно-мышечная сторона и, следова­тельно, их нервно-мышечные отложения, создающие нервно-мышечные автоматы, значение конструкции движений является совершенно неоспоримым.

Так называемая предварительная гимнастика имеет целью постро­ить особые двигательно-гимнастические ряды, которые представлялись бы введением к натуральным рядам движений, которые выражены в разделе конструкции. B будущем нам представляется особая гимна­стика (двигательная культура), которая будет уже иметь отношение не только к этому ряду, а к целому комплексу рядов.• в издании 1924 г, здесь была ссылка на опущенный в настоящем издании подробно описываемый в этой главе «аналитический установочный график» для рубки зубилом, за­нимавший весь следующий параграф.

КЕРЖЕНЦЕВ ПЛАТОН МИХАЙЛОВИЧ

Керженцев Платон Михайлович (настоящая фамилия - Лебедев) (4.8.1881, Москва - 2.6.1940), партийный и государственный деятель. Сын врача, депутата 1-й Государственной думы.

Учился на историко-филологическом факультете Московского университета (не окончил). В 1904 вступил в РСДРП, большевик. Вел партработу в Нижнем Новгороде. Петербурге. Киеве. Дважды арестовывался. В 1912 уехал в эмиграцию в Великобританию, затем в США и Францию. В 1918 вернулся в Россию, сотрудник, затем зам. главного редактора газеты "Известия".

В 1919-20 ответственный руководитель РОСТА (Российское телеграфное агентство). В 1920 входил в состав советской делегации на переговорах с Финляндией, затем - в центральном аппарате Наркомата иностранных дел: зав. отделами романских стран и печати.

С 1921 полпред в Швеции. В 1923-25 пред. секции научной организации труда при Наркомате рабоче-крестьянской инспекции СССР.

С 1925 полпред СССР в Италии. В 1926-27 пред. редакционного совета ОГИЗа, один из создателей системы советской цензуры. В 1927-28 зам. управляющего Центрального статистического управления СССР.

В 1928-30 зам. зав. агитпропотделом ЦК ВКП(б). В 1930 зам. пред. Президиума Коммунистической академии и директор Института литературы, искусства и языка. С дек. 1930 управляющий делами СНК СССР.

С марта 1933 по окт. 1936 пред. Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР. В 1934 выпустил апологетическую книгу "Жизнь Ленина".

17.1.1936 одновременно возглавил Комитет по делам искусств при СНК СССР, а 5.12.1936 введен в состав СНК СССР. Под его руководством развернута пропагандистская кампания против "врагов народа", которыми были объявлены конкуренты И.В. Сталина. Руководил гонениями на работников искусства, поддерживая лишь верных сторонников сталинской линии, в т.ч. на его ответственности лежит разгром советской кинематографии.

19.1.1938 снят с поста. В 1939-40 зам. главного редактора Большой и Малой советских энциклопедий.