Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия 2 вариат.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
5.04 Mб
Скачать

4. Общая формулировка задания

Мы ставим себе задачу — наладить производство живой рабочей силы так же, как существуют для нас десятки других производственных задач.

Однако мы не можем допустить здесь полной аналогии. В других производственных задачах мы берем в обработку весь материал во всех его проявлениях и подчиняем его исключительно производственным зада­чам. По отношению к живому работнику мы этого сделать не можем, ибо сегодня он выступает перед нами как производственно-рабочая сила, завтра — как воин, послезавтра — как участник игры, далее — как социаль­ный борец. Мы можем все же утверждать, что мир трудовых про­цессов и приемов, составляющий половину сознательной жизни человека, волей-неволей становится определяющим. Далее, если, например, в машине-орудии мы прежде всего бьемся за материал, то с работником, в общем, нам приходится работать на базе данного материала.

В новейшей индустрии получила огромное распространение машин­ная (станочная) установка, в мелочах предопределяющая работу ин­струмента и делающая универсальный станок полуавтоматом. Мы берем этот институт установок и применяем его к живой рабочей машине, созда­вая для нее особую механическую установку, соответствующую среду, обеспечивающую полное физиологическое и психологическое питание, и, наконец, вводим особые упражнения, создающие благоприятные фи­зиологические и психологические предпосылки, вплоть до особых актив­ных возбудителей.

5. Конкретная задача

Берем типичную операцию: слесарную операцию — рубку зубилом. Надо научиться снимать стружку толщиной до 3—4 мм, шириной до 5— 6 мм по прямой, по намеченной линии (риска) или же без наметки.

Режущим инструментом должно быть слесарное зубило, ударно-прессующим— молоток весом до двух фунтов. Зубило надо держать левой рукой в обхват, правой ударять молотком, развивая ударную силу до 30—40 фунтов и более.

Рубку зубилом, повторяем, мы выдвигаем, как типичную ударную операцию, типичную для целой серии слесарных и кузнечных операций и аналогичную ударным работам в деревообделочном и других производ­ствах.

6. Общая картина учебной тренировки

После анализа трудовых движений, характерных для рабочего, мы ставим задачу не только научить такой работе новичка, но самой систе­мой обучения рационализировать приемы. Мы должны изловчиться при минимальных затратах сразу поставить обучающегося в благоприятный режим, создать благоприятную среду, дать наиболее удобную статику живой машины и приступить к обработке ее динамики.

7. СРЕДА

П од средой мы должны понимать создание благоприятного для обу­чающегося баланса его энергии, притом, конечно, в таких формах и в таком размере, которые не могли бы в нашей обстановке запугать ни сво­ей стоимостью, ни своей сложностью. Мы обеспечиваем место обучения светом и здоровой чистотой воздуха, все же учебное помещение должно быть наполнено только тем, что необходимо для обучения, причем все

необходимое должно быть разложено в целесообразном порядке. Мы создаем, одним словом, учебное рабочее место, заполняемое тем обору­дованием, какое потребуется в различных стадиях обучения, причем весь учебный инструмент в последовательном порядке укрепляется на доске.

При развертывании самого метода мы увидим, как возникает необхо­димость в особом «учебном» приноровлении обстановки. Но теперь же отметим, что требуется создание особого учебного верстака (никаких приспособлений — лишь определенный порядок), лучше всего разграфлен­ного в клетку (рис. 1). Мы считали бы также необходимым создание осо­бой учебной камеры с тремя разграфленными плоскостями: пола и двух смежных стен (правой боковой по отношению к работнику и тыловой) для ориентации работника как при установке, так и при трудовых дви-

Жениях. Для наиболее демонстративного определения стйтики работника могут быть сделаны особые учебные шаблоны, для трудовых движений — учебные кондуктора.

Для наиболее благоприятного физиологического и психологического состояния обучающегося мы создаем особые учебные инструменты, при­способляемые в наиболее дешевой и легко сменяемой их части.

Здесь же заметим, что при известных недорогих приспособлениях мы вводим и особые учебные станки (обучение работе на машинах).

Из всего вышесказанного видно, что для питания живой рабочей обучающейся машины создаются благоприятные усло­вия, которые определяют наи­более экономное расходование рабочей энергии. В порядке бла­гоприятного усиления этих усло­вий мы создаем особый учеб­ный режим, состоящий в пра­вильном чередовании мелких рабочих нагрузок с мелкими от­дыхами. Чтобы не вводить из­лишнего разнообразия, мы, во всяком случае, проводим минут­ную работу с последующим за ней полминутным отдыхом, уве­личивая как нагрузку работы, так и величину отдыха к концу пе­риода обучения, когда работа обучаемого уже совпадает с на­туральной работой. Отдых мы даем в форме перерыва работы в спокойном сидячем положении с опорой для спины и рук (рис. 2)Само рабочее место и место отдыха не совпадают, а находится в двух шагах друг от друга. Такой системой отдыхов мы разрешаем три задачи: физиологическую (обеспечиваем питание работающих мышц и тела), психологическую (вно­сим успокоение в нетренированный организм, уничтожая в корне так называемую оторопь) и, наконец, организационную (точно отделяем ра­боту от отдыха, квалифицируя их во времени).

Подготовка инструмента, материала, сама хватка инструмента для работы точно отделены во времени от самой работы; они не входят ни в чистую работу, ни в чистый отдых.

Здесь мы автоматически разрешаем вопрос о дисциплине, которая вводится не средствами субъективного надоедливого воздействия, а путем перестановки работника с рабочего места на место отдыха, причем, конечно, инструмент оставляется на рабочем месте.

Необычайно интересен вопрос об особых трудовых возбудителях, будут ли они физиологического или психологического свойства. Можно скептически относиться к вспрыскиванию «антикинотоксинов», но решить очень простую задачу — элементарного и, конечно, умеренного питания перед работой — мы в состоянии. Это приобретает тем большее значе­ние, что, как это будет видно из дальнейшего, мы выдвигаем чрезвы­чайно короткие по времени учебные упражнения (от 1 часу до 3-х в день). Сытый организм не только дает больше топлива для мышц, он создает максимальную психологическую стойкость ра­ботника, уверенность в силе, в движении.

Говоря о нарочитом воздействии на работника, нельзя не упомянуть о слуховом воздействии. Вопрос о специальной музьже мы устраняем просто как пра­ктически невыполнимый, но выдвигаем такой простой инструмент, как метроном (рис. 3), создающий извест­ную психологическую приподнятость, приучающий к обычному ритму работы и освобождающий нервную систему от напряжения активного импульса.

Субъективное воздействие на обучаемого мы все­цело возлагаем на инструктора. Он должен быть акти­вен, он должен быть в работе; это тот человек, кото­рому поручена обработка живой машины. Кроме обыч­ных качеств — добросовестности и внимания, мы предъ­являем к нему требование уметь демонстрировать все приемы, а также шаблоны и кондуктора. Так как объяс­нения приобретают, хотя и ограниченную, но все же ответственную роль, мы от них требуем особой, выразительной лаконичности языка, как например: «к тискам», «отдых», если их нельзя

8. СТАТИКА

Под статикой работника мы разумеем ту основную установку тела работника, которая служит к созданию наиболее благоприятного положе­ния «станины» живой машины: ног и туловища. При установке человече­ской машины мы создаем такое положение, при котором бы создавалась наибольшая устойчивость центра тяжести и устанавливалось максималь­ное сопротивление всего тела при ударе (речь идет о рубке зубилом). Чистой статики, лишенной мышечной работы, нет; однако чем меньше удар, чем меньше размах, тем меньше работы для статических мышц; и, наоборот, чем больше размах и тяжелее удар, тем все более и более статические мышцы превращаются в динамические. Эта градация идет последовательно от удара инструментальщика через удар машинострои­тельного слесаря к удару кузнеца и молотобойца, удару, в котором даже мышцы ступни являются динамическими мышцами. Этот переход стати­ческого положения в динамическое в сильных ударных движениях заме­тен не только в мышцах, но и в костных рычагах. Так, при сильном ударе молотобойца при замахе тяжесть тела приходится на правую ногу, левая лишь корректирует корпус, при самом же ударе вся тяжесть переходит на левую ногу.