Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
S_1_10_fixed.doc
Скачиваний:
276
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
35.14 Mб
Скачать

2. Экспериментальное изучение процессов созревания

Одним из способов приблизиться к проблеме развития поведения является изучение созревания. Феномены созревания в их отношении к функции и упражнению позволяют до известной степени судить о мощности внутренних факторов роста. Под созреванием понимается врожденная тенденция, стремящаяся довести растущий организм до законченного состояния. Это более узкое понятие, чем развитие, оно призвано обозначать собою те изменения, которые зависят не от внешних факторов, а главным образом от хода времени и доставки питательных веществ.

Остроумное экспериментальное исследование проблемы созревания было произведено Кармайкелем (Carmichael). Он изолировал некоторое количество лягушек и саламандр на время их раннего развития от влияния внешних раздражителей. Метод его состоял в следующем. Эмбрионы были разделены на две группы; контрольной группе была предоставлена возможность нормально развиваться в воде аквариума; подопытная группа на ранней стадии образования головы и хвоста была погружена в наркотизирующий раствор. Отравленные эмбрионы пребывали в неподвижности, не реагируя даже на непосредственное прикосновение. Находясь в состоянии анестезии, они не начали плавать в предназначенное природой время. Контрольные эмбрионы реагировали между тем на прикосновение и вволю наслаждались плаванием, когда пришел их срок.

Затем отравленные эмбрионы были денаркотизированы путем простого перенесения их в воду аквариума. И они стали плавать, хотя никогда раньше до этого не плавали. Некоторые саламандры плавали вскоре настолько хорошо, «что их едва можно было отличить от контрольных экземпляров, которые наслаждались плаванием в течение пяти дней». Плавательные реакции не были однако вполне совершенны уже при первой попытке; тут имелся беспрерывный ряд все более усложняющихся реакций от начальных подергиваний до безукоризненной координации.

Экспериментатор не делает из этих поразительных наблюдений того вывода, что функция и упражнение играют второстепенную роль в области развития. Наоборот, он считает, что результаты «указывают на взаимодействие среды и наследственности в деле определения функционального развития индивидуума». Он соглашается с Чайльдом (Child) в том, что «живая протоплазма функционирует без перерыва, и что развитие есть процесс функционально-конструктивный; начавшись с данной структуры и с данной функции, развитие приводит в результате беспрерывно продолжающейся функции к видоизменению морфологического субстрата, этот последний в свою очередь модифицирует функцию и т. д.».

Проблема созревания в целом подвергнута была тщательно изучению Когиллем (Coghill) в его работе «Анатомо-физиологические исследования развития нервной системы у амфибий». Работа эта базируется на бесчисленных систематических срезах из нервной системы и точных описаниях невронов на различных уровнях развития.

Когилль нашел, что основная структура нервной системы определяется процессами внутреннего созревания и что функция или упражнение даже не могут ускорить времени наступления различных реакций. Он утверждает, что специфичность нервных структур, обусловливающая данный вид поведения, определяется внутренними законами роста.

Но он отмечает также, что чистые процессы созревания способны дать только стереотипные формы поведения, что даже в такой элементарной функции как плавание «переход от ассоциативных невронов к двигательным механизмам вносит в поведение элементы неожиданного». Это создание механизма из ассоциативных систем в эмбрио-неврологическом отношении эквивалентно приобретению навыков и условных рефлексов.

Хотя развитие нервной системы у позвоночных не совершается по однородному типу, однако с самого начала имеется по-видимому тенденция обеспечить целостность индивидуума. Изолированные рефлексы не вырастают независимо друг от друга для того, чтобы позже слиться в одно целое; «они возникают скорее в результате дробления первоначально целостного типа развития». Легко представить себе, что целостность ребенка обеспечивается тем же способом, что и целостность амблистомы [соврем. назв. амбистомы – род хвостатых земноводных, насчитывающий около 20 видов; распространены в Северной и Центральной Америке; личиночная стадия – аксолотль. – А. А.]. Нет оснований думать, что возрастающая сложность детского поведения может быть отнесена за счет слияния более мелких поведенческих единиц.

Мы должны брать понятие роста не в его традиционном и несколько механистическом толковании. Благодаря росту происходит по-видимому включение опыта в созревающую нервную систему. Танзи и Кахаль (Tanzi and Cajal) указывали на то, что функция и упражнение активируют рост нервных клеток. Когилль считает, что нервные клетки растут благодаря заложенным в них внутренним факторам, но что в процессе роста нервные механизмы становятся носителями определенных поведенческих возможностей.

Данное понимание развития имеет ту немалую заслугу, что оно оказывает оздоровляющее влияние на антитетическое противопоставление среды и наследственности. Врожденная потенция роста делается фактом первостепенного значения, но детальная реализация этой потенции отнюдь не предопределена. Опыт и среда включаются в самый процесс развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]