Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
S_1_10_fixed.doc
Скачиваний:
276
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
35.14 Mб
Скачать

Биологический смысл детства

Глава XVI детство человека и животных

Мало есть объектов в природе, которые бы в большей степени вызывали всеобщее сочувствие, чем молодые животные. Беспомощность, незрелость и комичность этих созданий одновременно заинтересовывают, влекут к себе и забавляют. При этом возникает даже смутное ощущение интимного родства, ибо самый факт детства предстает перед человеком как нечто такое, что объединяет его почти со всеми живыми существами, кроме самых низших форм.

В дни литографированных изданий два автора выпустили в свет работу, озаглавленную «Первые шаги». Живописные иллюстрации показывают птенца перед вылетом из гнезда, щенка, неуверенно расставляющего лапы и человеческого детеныша, ковыляющего по садовой дорожке. И каждый раз поблизости присутствует бдительная мать. Изображение человеческого материнства естественно преобладает, но им одним картина не исчерпывается. Эти сцены семейной жизни на своем старомодном языке говорят нам о всеобщем значении детства.

Возросший интерес к проблеме происхождения человека придал новую остроту всему вопросу о поведении животных. Изучение детства у животных приобретает значение в силу того, что оно способно пролить свет на процессы человеческого развития; неизбежно возникают при этом вопросы сравнительного характера.

Древнегреческий философ Протагор провозгласил учение, что человек—мера вещей. Он учил, что человек является мерой всех вещей и что смысл вещей определяется их значением для человека. Мы вряд ли можем избежать в своих научных построениях исследований, относящихся к до-человеческому интеллекту; всякое истолкование будет здесь неизбежно совершаться в категориях наших собственных переживаний. Уйти из-под власти доктрины Протагора не в силах даже тот, кто помещает человека и животных в абсолютно различных планах бытия.

В какой степени поведение животных является аналогом человеческого поведения—это вопрос, рассмотрение которого требует весьма большой осторожности. Наличие всяких тайных и явных предубеждений в этом вопросе заставляет нас с особенной тщательностью подходить к установлению параллелей между человеческим ребенком и звериным детенышем. В настоящей главе мы сознательно подбираем черты, характерные именно для человеческого детства, и подчеркиваем ошибочность воззрений, переоценивающих сходство в поведении человека и животных.

1. Природа детства

Настроившись на философский лад, можно пожалуй задать вопрос: почему собственно должны столь многие представители животного царства проходить через беспомощную фазу желторотого детства, в то время как например Афина вышла в полном вооружении из головы Зевса? Беглый обзор всех проявлений жизни заставляет однако думать, что «беспомощная фаза детства» встречает со стороны природы весьма благосклонное отношение. Детства лишены простейшие животные, вроде одноклеточной парамеции, между тем как приматы имеют продолжительное детство. Для того чтобы вырасти, требуется время, и детство как раз и является этим временем. Миф об Афине-Палладе остается в конце концов только мифом, а учение об эволюции делает совершенно невероятным представление о мгновенном созидании чего бы то ни было.

Детство—это период роста и незрелости, стремящийся к удлинению по мере усложнения организма. Хотя детство само по себе обозначает состояние незаконченности и несовершенства, оно является тем не менее определенным выигрышем в процессе эволюции; мы получаем в качестве парадоксального результата, что детство ярче всего выражено и обладает наибольшей длительностью у видов, стоящих на наивысших ступенях биологической лестницы.

Детство в самом широком смысле этого слова должно поэтому стать предметом сравнительного изучения. Должны быть сформулированы некоторые самые общие законы развития применительно ко всем позвоночным, от рыбы до человека включительно. Несмотря на огромное разнообразие форм поведения у молодых особей различных видов, нет ничего невероятного в том, что существует определенный, общий им всем, тип последовательного развертывания. Более того, можно даже представить себе, что в результате систематического изучения с точки зрения экономики развития обширной группы видов появится возможность количественного и качественного сопоставления соответствующих моментов поведения.

Многочисленные проявления развития могут быть сравнены в смысле их отношения к возрасту. Беременность, роды, продолжительность жизни, величина тела, созревание форм поведения резко разнятся в их временных отношениях у различных видов. Эти особенности изменяются в свою очередь в зависимости от биохимических различий. Однако, с другой стороны, наблюдается поразительная тождественность биохимизма у отдельных видов. J. Huxley подчеркивает, что в том случае, когда желательно продемонстрировать влияние щитовидной железы на головастика, нет необходимости прибегать к щитовидной субстанции лягушки или даже вообще амфибии. Совершенно такой же эффект может быть получен применением щитовидной железы быка или барана. Именно поэтому щитовидная железа овцы применяется часто для того, чтобы улучшить развитие человеческого ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]