Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
S_1_10_fixed.doc
Скачиваний:
276
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
35.14 Mб
Скачать

Глава VIII развитие нормальное и задержанное

Существует достаточно расплывчатой трюизм, гласящий: «Все дети похожи друг на друга, ибо все они в сущности только дети». Это общее место весьма благодушно, но оно также и весьма поверхностно. Когда его видоизменяют в том смысле, что между детьми больше сходства, чем между взрослыми, оно кажется более приемлемым, но все же дальше отстоит от истины, чем утверждение, что дети разнятся между собой в такой же степени, как и взрослые.

Если бы удалось подвергнуть испытанию и измерению специальную одаренность у маленьких детей, то там открылась бы вероятно картина значительно большего разнообразия, чем можно предполагать, судя по более или менее однотипным проявлениям. Еще большее значение имеют различия в характере развития ребенка. То, как развивается человек, является в известном смысле самым основным и самым широким его отличием от других. Тип развития связан с первичными биологическими чертами индивидуума, он определяется наследственностью и физиологической структурой ребенка. Питание, болезни, среда организуют и видоизменяют в дальнейшем комплекс развития. Каждый индивидуум представляет неповторимый комплекс развития, ибо невозможно представить себе абсолютно полное повторение данной совокупности биологических, патологических и культурно-бытовых факторов. Однако все решительно типы развития подчинены некоторым основным законам роста.

В этой и в следующих главах мы предлагаем вниманию читателя этюды индивидуального развития, иллюстрирующие различные типы роста. <...>

Глава XI рисование как показатель развития

1. Генетическая последовательность отдельных фаз рисования

Быть может правильней было бы вместо «рисования» говорить об «обращении ребенка с карандашом и бумагой». Ибо момент, когда ребенок начинает, рисовать в прямом смысле этого слова, еще собственно не установлен. В сущности говоря, карандаш в руках ребенка является сам по себе прекрасным регистрирующим инструментом; нужно только снабжать ребенка карандашом больших размеров, которому не угрожает опасность быть проглоченным.

Шкала реакций, которыми ребенок отвечает на карандаш и бумагу, начиная с первого месяца жизни и вплоть до конца дошкольного периода, изумительным образом подтверждает закономерное наступление последовательных фаз развития. В сотнях детских рисунков нам редко удавалось найти что-нибудь неожиданное и исключительное. Ребенок с поразительным постоянством держится как раз на уровне характерной для его возраста психомоторики; дети, достигшие одинаковой ступени нервно-мышечной зрелости, чрезвычайно напоминают друг друга своими рисунками. Существуют понятно и любопытные индивидуальные различия, но гораздо более глубокое впечатление производит обнаруживающаяся в каждом отдельном случае детерминированность развития. Получается впечатление, что совершенствование детского рисунка в гораздо большей степени отвечает внутренним законам психического развития, чем влиянию среды или нашим логическим ожиданиям. Представляется, например, вполне «логичным», чтобы ребенок 18 месяцев в процессе подражательного рисования делал горизонтальный штрих с такой же легкостью как и вертикальный; однако фактически этого не происходит.

Нижеследующая таблица рисует последовательный прогресс в обращении с карандашом и бумагой:

0—1 месяц. Рефлекторно зажимает карандаш в руке, но не глядит на него.

1—3 Реагирует на карандаш все более усложняющимися движениями ручек, но не глядит на него.

3—5 Нарастающая координация глаза и руки. Зажимает бумагу (между ручками). Поднимает карандаш под влиянием осязательного стимула.

6—9 Тянется к карандашу, завидя его. Размахивает им и стучит. Мнет бумагу. Еще не водит карандашом по бумаге. Тянет ручку в рот.

9—12 Бьет карандашом по бумаге и, задевая ее, оставляет на ней легкие штрихи. Смотрит, но очень недолго, на то, как экспериментатор чертит на бумаге каракули.

12—18 Чертит штрихи, подражая экспериментатору. Судорожно двигает карандашом; получившиеся на бумаге штрихи привлекают на мгновение его внимание.

18—21 Спокойно рисует каракули. Грубая попытка провести вслед за экспериментатором вертикальную черту. Различает прямую и круговую линии.

24—-30 Проводит в процессе подражательного рисования вертикальную черту. Способен заниматься рисованием более продолжительное время.

30—36 Подражая рисованию креста, делает несколько штрихов и каракуль, но не может дать пересечение линий.

36 —48 Проводит в подражание экспериментатору горизонтальную черту. Пытаясь вслед за экспериментатором нарисовать крест, пересекает линии. Копирует с предложенного образца круг.

48—60 Срисовывает крест. Срисовывает квадрат. Рисует «человека». При срисовывании с образца начинает отличать прямой крест от косого.

Приведенная таблица, в сжатом виде рисующая картину последовательного прогресса в рисовании, не должна пониматься в том смысле, что развертывание этого вида поведения совершается скачкообразным путем. Мы имеем, наоборот, постепенный переход от одной ступени к другой, частичное покрывание друг друга рядом лежащими возрастами. Переход носит настолько постепенный характер, что потребуется еще немало дополнительных исследований, чтобы установить точно градуированную шкалу реакций, которая бы имела достаточную диагностическую ценность. Кроме того самая техника применения тестов на рисование представляется далеко не простой и плохо поддающейся стандартизации. Много усилий потребуется также для того, чтобы научиться определять возможное влияние среды и упражнения. Но даже и в настоящем своем виде наша система тестов на рисование оказалась в силу своей объективности и постоянства результатов весьма полезной в клиническом отношении. Рисунки какого-либо ребенка, расположенные в хронологическом порядке, дают часто правдивое изображение общего направления и темпа его развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]