Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Spirkin_Osnovy_filosofii.doc
Скачиваний:
118
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
3.83 Mб
Скачать

Преемственность в развитии

Возникающее новое не может утвердить себя как без отрицания, так и без сохранения, преемственности. Развитие есть там, где новое прерывает существование старого, вбирая из него все положительное, жизнеспособное. А это удержание положительного и есть «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии. Развитие характеризуется преемственностью, последовательностью, направленностью, необратимостью и сохранением достигнутых результатов. Мир в каждый его настоящий момент есть плод прошедшего и семя будущего. За настоящим тянется шлейф прошедшего, а будущее, по словам Л. И. Герцена, носится над событиями настоящего и возьмет из них нити в свою новую ткань, из которой выйдут саван прошедшему и пеленки новорожденному. Прошлое нельзя рассматривать бесследно уходящим в реку времени по принципу: что было, то прошло, и нет ему возврата. Оно все время участвует в созидании настоящего, образуя живую связь времен в виде традиций. Традиция есть социальная форма передачи человеческого опыта. Люди каждого последующего поколения включаются в жизнь, в мир предметов и отношений, в мир знаков и символов, созданный предшествующими поколениями. В философском смысле традиция представляет собой определенный тип отношения между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в новое и продуктивно «работает» в нем, способствуя его прогрессивному развитию. Жизнеспособная традиция, то есть такая, которая содержит в себе животворные силы к созиданию и способствует ему, и выступает как необходимая связь, преемственность.

1 Гегель. Соч., т. 4, с. 2.

252

Говоря о роли традиции в художественном творчестве, Гёте подчеркнул: «Когда видишь большого мастера, обнаруживаешь, что он использовал лучшие черты своих предшественников и что именно это сделало его великим» 1.

Достигнутое каждым поколением в области материальной и духовной деятельности есть драгоценное наследие, рост которого является результатом сбережений всех предшествующих поколений. Прошлое величие и ныне играет живыми красками актуальности. Отсюда требование бережного отношения к нему. Оно есть показатель меры культуры. Бережное отношение не означает музейной бережности, а предполагает и требует новаторства, означающего прогрессивное развитие традиции. Разумность в наследовании традиций прошлого в сочетании с новаторством ведут к ускоренному прогрессивному развитию общества. Почему же так значима связь традиции и новаторства? Потому что, не зная истории, нельзя правильно понять и оценить настоящее, а следовательно, и предвидеть перспективы будущего развития, то есть сознательно действовать на основе познанных закономерностей.

Поступательный, прогрессивный, спиралевидный характер развития. Критерии прогресса

Развитие материи идет не по одному какому-либо пути, а по бесчисленному множеству направлений. Его нельзя представлять себе в виде прямой линии. В своем развитии природа, по словам А. И. Герцена, как бы «бросается во все стороны и никогда не идет правильным маршем вперед». Этим и обусловливается бесконечное многообразие форм существования материальных тел и явлений. Так, развитие органической материи пошло по сотням тысяч направлений, давшим все богатство видов растительного и животного царств, поражающих нас многообразием своих форм и красок. Эволюция человека — лишь одна из линий прогресса живого на планете. История общества также знает гигантский разброс человеческих культур с их неповторимыми судьбами.

Уже в глубокой древности был метко схвачен принцип, согласно которому в развитии наблюдаются круговые движения, повторения и возвраты к прошлому на новом уровне бытия. Веками умами людей владела идея круговорота в мироздании. Она нашла свое глубинное выражение в превращениях первоначал сущего: в том, из чего все происходит и во что в конечном счете все обращается, — тут конец смыкается с началом. Признание круговорота — это признание одной из реально существующих граней развития. Но одного этого недостаточно, ибо признание только круговорота с необходимостью приводит к выводу,

1 Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. М., 1981, с. 194.

253

что мир замкнут и все в нем нескончаемо повторяется: ничто не ново под Луной. Эта концепция развития связана с определенным пониманием времени, в котором будущее суть лишь проекция прошлого. В ней кристально ясно просматривается смысл абсолютной предопределенности: весь процесс развития обращен в прошлое и, по аналогии с каруселью, возвращает его через грядущее к настоящему. Такое понимание развития ведет к утверждению, будто то, что существует ныне, уже некогда было и снова вернется на круги своя. В этой концепции проявилось метафизическое понимание сути развития.

Но развитие — это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков. Тут причудливым образом сочетается поступательное движение с движением по кругу. В процессе развития происходит как бы возврат к ранее пройденным ступеням, когда в новой форме как бы повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Но это уже не простое возвращение к первоначальной форме, а качественно новый уровень развития. История представляет собой витки расширяющейся спирали — движение «вширь» и «вверх». Каждый последующий цикл развития не повторяет старого, а представляет собой новый, более высокий уровень. Такова объективная направленность в бесконечной смене явлений и процессов, в неустанной борьбе нового и старого, нарождающегося и отмирающего, таков диалектический путь прогрессивного, поступательного движения сущего.

Существуют ли объективные критерии такого развития и если да, то каковы они? Прежде всего, общим критерием прогресса является совершенствование, дифференциация и интеграция элементов системы — элементарных частиц, атомов, молекул, макромолекул. Помимо этого объективными критериями являются усложнение связей внутри системы и усложнение отношений между системами; увеличение информационной емкости системы; расширение диапазона реальных возможностей дальнейшего развития. Все это ведет к повышению устойчивости и жизнеспособности систем. Данные критерии являются общими для любого уровня организации материи, применительно же к отдельным из них они конкретизируются в соответствии с их спецификой. Так, для биологических форм критерием прогресса выступает уровень развития организации, прежде всего нервной системы, адаптационных способностей, выражающихся в богатстве взаимоотношений организма со средой, уровень развития психики, отражения и поведенческих актов. Для общества таким критерием является уровень развития производительных сил и производительности труда, а также характер общественных отношений, что кон-

254

центрируется в едином критерии: уровень развития общества определяется мерой возвышения им человека.

Еще одним универсальным критерием прогрессивного развития является нарастание его темпов. Применяя этот критерий к общественному развитию, Ф. Энгельс сравнивал поступательное развитие общественной жизни «со свободно, от руки начерченной спиралью, изгибы которой отнюдь не отличаются слишком большой точностью. Медленно начинает история свой бег от невидимой точки, вяло совершая вокруг нее свои обороты; но круги ее все растут, все быстрее и живее становится полет, наконец, она мчится, подобно пылающей комете, от звезды к звезде, часто касаясь старых своих путей, часто пересекая их, и с каждым оборотом все больше приближается к бесконечности» 1. Следовательно, существует общий принцип: по мере перехода от низших к высшим формам организации материи темп развития возрастает.

Методологическая значимость закона отрицания отрицания состоит в том, что он дает надежный критерий определения направления развития систем и объектов как природного, так и социального мира, позволяя правильно оценить масштабы, возможности и темпы этого развития.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 41, с. 27.

255

ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Глава VII О СУЩНОСТИ И СМЫСЛЕ ПОЗНАНИЯ

1. Что значит знать?

Теория познания и ее предмет

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность — одна из идеальных движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Познание, таким образом, носит социально детерминированный характер. Только через призму усвоенной культуры мы получаем знания о реальности. Прежде чем продолжать дело предшествующих поколений, необходимо освоить уже накопленное человечеством знание, постоянно соотнося с ним свою познавательную деятельность, — это категорический императив развивающегося знания.

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания, человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого

256

вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе анализировали проблемы теории познания.

Теория познания, или гносеология (от греч. gnosis — знание, познание), оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, и потому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые порождаются в области других наук и общественной практики, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знание сущности вещей позволяет человеку использовать их в соответствии со своими потребностями и интересами, переделывать имеющееся и создавать новое. Знать, следовательно, и означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]