Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 2. Ссудный процент и закономерности его движения

В условиях капитализма, как отмечалось, деньги обладают способностью функциони­ровать, как капитал. Капитал-собствен­ность становится своеобразным товаром. Это своеобразие сво­дится к следующим моментам.

В отличие от продажи обычных товаров потребительная сто­имость товара капитала, переходя из рук ссудного капитали­ста в руки функционирующего, не исчезает в процессе потреб­ления, а, напротив, сохраняется, ибо она как раз и выражается в способности капитала приносить прибавочную стоимость.

При продаже обычных товаров владелец товара, получив за него деньги, теряет право собственности на товар. Ссудный капиталист сохраняет право собственности на товар-капитал и тогда, когда он отчужден, т. е. отдан другому лицу. И поэтому при отчуждении товара-капитала его владелец не получает эк­вивалент стоимости. Он получает только процент, определенную оплату за использование его денежного капитала. Таким образом, отчуждение ссудного капитала как товара особого рода не является обычным актом купли-продажи. Это отчуждение происходит в форме ссуды.

В качестве своеобразного товара ссудный капитал продается на рынке и имеет цену. Рынок, на котором происходит отчуждение ссудного капитала, — это денежный рынок. Ценой ссудного капитала как товара, является ссудный про­цент. Однако процент не обычная, а весьма своеобразная фор­ума цены. Ведь цена — это денежное выражение стоимости то­вара. Ссудный капитал сам имеет денежную форму, и полу­чается, что цена последнего есть денежное выражение или де­нежная форма самих денег! Поэтому К. Маркс назвал про--.цент иррациональной формой цены ссудного капитала. Ссудный -процент, уплачиваемый должником кредитору, в отличие от цены -обычного товара выражает не стоимость ссудного капи­тала, а его потребительную стоимость. В форме цены ссудного капитала выступает часть прибавочной стоимости, выплачиваемая денежному капиталисту.

Поскольку цена ссудного капитала не выражает его стои­мость, постольку и движение этой цены не может управляться законом стоимости. В отличие от обычных товаров, цена которых колеблется вокруг их стоимости, являющейся их регулятором, цена ссудного капитала как товара целиком и полно­стью регулируется соотношением спроса и преднакления ссуд­ного капитала. Если спрос на ссудный капитал возрастает, а предложение остается прежним, процент растет. Спрос сокращается, процент падает. Однако Увеличение или уменьшение размера процента под влиянием спроса и предложения имеет свои границы. Верхней границей процента является средняя норма прибыли. Если уровень про­цента превышал бы среднюю прибыль, то регулярное пользо­вание кредитом стало бы для капиталистов бессмысленным. С другой стороны, уровень процента не может понизиться до нуля, ибо ссудная сделка в этом случае потеряла бы всякий смысл для владельца товара-капитала.

Существенное влияние на уровень процента оказывают раз­личные фазы промышленного цикла— кризис, депрессия, ожив­ление, подъем. В период кризиса, когда происходит перепроиз­водство товаров, капиталисты не имеют возможности реализо­вать имеющиеся у них товары, а поэтому ощущают недостаток в деньгах. Они не только не могут продолжить процесс произ­водства, но и не имеют возможности расплатиться по долговым обязательствам. Спрос на ссудный капитал резко возрастает, а предложение сокращается, поскольку задерживается превраще­ние капитала из товарной формы в денежную. Уровень ссудного процента достигает в период кризиса максимальной величины, превышая иногда даже среднюю прибыль.

Иначе складывается положение в фазе депрессии, наступаю­щей после кризиса и характеризующейся тем, что процесс про­изводства поддерживается на понизившемся уровне. Капитали­сты, не выдержавшие ' ударов кризиса, разорились. Капита­листы, которым удалось избежать банкротства, сокращают объем производства. Спрос на ссудный капитал снижается вви­ду сокращения объема производства и торговли. .В то же время происходит высвобождение части функционирующего капитала в денежной форме, и поэтому увеличивается предложение ссуд­ного капитала. Большое сокращение спроса на ссудный капитал при одновременном росте его предложения вызывает падение процента до минимального уровня. В период оживления изме­нения в спросе и предложении ссудного капитала примерно соответствуют друг другу, а в период бурного подъема, непо­средственно предшествующего кризису, спрос на кредит ра­стет значительно быстрее предложения, поэтому ссудный процент повышается.

Существующая в каждый данный момент на денежном рынке ставка ссудного процента в течение года под влиянием колебании соотношения спроса и предложения ссудного капитала может повышаться и понижаться. Напри­мер, в США средняя рыночная ставка ссудного процента в 1963 г. составляла в 1 квартале 2,91%, а в IV—3,5%; в Англии та же ставка в январе 1964 г. равнялась 3,72%, а в августе — 4,65 %; в ФРГ в том же году и на те же месяцы—2,64 к 3,63%; в Голландии— 2,31 и 3,74% и т. д.

Следовательно, один и тот же ссудный капитал в течение года может приносить в виде процента различные суммы дохода. Если капитал ссужается на короткие сроки, например на 3 или 6 месяцев, то при каждой сделке он будет приносить различный доход. Допустим, что в. январе капитал в 10 тыс, долл. был ссужен из расчета рыночного уровня процента —6% сроком на 6 месяцев. Через 6 месяцев он принесет доход, равный 300 долл. {половина годовой суммы процента). Предположим далее, что в июне этот же капитал ссужен тоже сроком на 6 месяцев, но уже из расчета 4%-годовых. К концу года этот капитал принесет еще 200 долл. дохода. Общая сумма процентов, полученных в течение года, будет равна 300 долл. плюс 200 долл., а всего 500 долл. Годовая норма процента будет равна для данного капитала норма процента, исчисленная за более или менее длитель­ный период, называется средней нормой процента.

С развитием капитализма средняя норма процента имеет тенденцию к понижению. Это объясняется рядом причин. Во-первых, процент есть часть средней прибыли, а средняя норма прибыли имеет тенденцию к понижению. Поэтому с понижением нормы прибыли неизбежно понижается и норма процента. Во-вторых, с развитием капитализма растет слой рантье — лиц, живущих за счет ссуды своих денежных капиталов. Это вызы­вает увеличение предложения ссудного капитала и соответствен­но понижение нормы процента. В-третьих, все более разви­вается кредитная система, собирающая свободные денежные средства всех слоев населения, а не только функционирующих капиталистов, что еще более усиливает предложение ссудного капитала.

В результате действия указанных факторов объем денеж­ного ссудного капитала растет быстрее, чем объем промышлен­ного капитала. Так, в США с 1900 по 1954 г. промышленное производство расширилось в 6,8 раза, а величина ссудного ка­питала, мобилизованного банками, возросла в ценах 1900 г. в 8,1 раза; за период 1955—1965 гг. рост составил соответственно 48,5 и 75,5%.

Опережающий рост ссудного капитала по сравнению с про­мышленным капиталом в конечном итоге вызывает понижение нормы ссудного процента.

Следующие данные убедительно показывают тенденцию нормы процента к понижению. Средняя процентная ставка Эмиссионного банка США «Федерал резерв бэнк оф Нью-Йорк» составляла: 1914—1919 гг.— 5%, 1920—1928 гг.— 4,37%, 1929—1938 гг. —2,26%, 1940—1960— 1,8%, В последующие годы в связи с конъюнктурными условиями проводилась политика ограничения кредита путем резкого повышения процентной ставки (за 1960—1965 гг. сред­няя ставка составила 3,5%), и тем не менее за весь период. 1940—1965 гг. ее уровень составил 2,14%, т. е. был ниже предшествующего периода.

Многие вульгарные буржуазные экономисты, выражающие интересы денежных капиталистов, ссудного капитала стремятся скрыть истинную сущность ссудного процента тала и процента. Американский экономист Фишер объявил ссудный процент «справедливым вознаграж­дением» капиталиста за то, что он, ссудив деньги, вынужден отсрочить личное потребление. Согласно утверждениям австрийского экономиста Бем-Баверка ссудный капиталист обменивает якобы «блага», существующие в настоящее время, на «будущие блага». А человек, по мнению этого экокомнста, склонен оценивать «блага настоящие» выше «благ, будущих». Поэтому за деньги, отданные в ссуду сегодня, капиталисту полагается получить через год большую сумму. По Кейнсу, процент есть «вознаграждение за расстава­ние с ликвидностью», т е. с возможностью немедленного использования на­личных денег их владельцем для своих нужд. Все эти рассуждения носят явно апологетический характер и направлены на оправдание существования самой паразитической прослойки, класса капиталистов.

Поскольку ссудный капитал и процент являются категориями, имманент­но присущими капиталистическому способу производства, постольку нелепа сана постановка вопроса, об их «справедливости» или «несправедливости». Пока существует капитализм, ссудный капитал и процент неизбежны. Нелепо говорить и об отсрочке потребления капиталиста, о его ожидании превра­щения «благ будущих» в «блага настоящее», о расставании с «ликвидностью», поскольку речь идет о капиталисте, для которого деньги являются средством возрастания стоимости, т. е. капиталом, а не средством обеспечения личного потребления или гарантией ликвидности (гарантией возможности использова­ния своего личного накопления). И если даже на минуту принять все эти вымышленные обоснования необходимости «вознаграждения» ссудного капи­талиста, то и в этом случае мы не получим ответа на вопрос: что является источником ссудного процента, кто создает ту сумму стоимости, которая в форме процента присваивается капиталистом-собственником? Не получим ответа потому, что подобные «теоретические» объяснения не имеют иного назначения, кроме прикрытия действительной, эксплуататорской сущности ссудного капитала и процента.

Другая группа вульгарных буржуазных экономистов, например Федер Н Зомбарт, не будучи в состоянии скрыть факт паразитического характера ссудного капитала, признают нетрудовой характер доходов ссудных капита­листов. Они «осуждают» ссудный процент, но при этом всячески стремятся оправдать промышленный капитал и промышленную прибыль. Промышленный капитал признается «полезным», ибо он содействует развитию производитель­ных сил общества. Предпринимательский доход объявляется справедливым вознаграждением капиталистов за их усилия по организации производства руководству промышленными предприятиями. Подобные рассуждения имеют двоякое назначение: с одной стороны, оправдывается и увековечивается капиталистическая эксплуатация наемного труда, осуществляемая в про­цессе производства, а с другой стороны, теоретически обосновывается необ­ходимость снижения ссудного процента в интересах увеличения предпринима­тельского дохода промышленников.

Эта группа буржуазных экономистов в отличие от ранее рассмотренной защищает интересы промышленного капитала и только с этих позиции атакует идеологов ссудного капитала. Следовательно, разногласия между этими буржуазными экономистами носят частный характер. Они отражают ту борьбу, которую ведут между собой промышленные и ссудные капиталисты из-за дележа прибавочной стоимости, и представляют собой поиски новых способов апологии капитализма и его спасения.

Противопоставление ссудного капитала как паразитического функциони­рующему капиталу как производительному и потому, мол, весьма «полез­ному» для общества, осуждение на этой основе ссудного процента, призывы к уничтожению «процентного рабства» являлись основным содержанием со­циальной демагогии германского фашизма, главным «теоретиком» которого в области политической экономии являлся упомянутый Федер.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]