Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 2. Производственные отношения рабовладельческого общества

Рабовладельческая форма эксплуатации. Собственность рабовладельцев на средства производства и рабов

Рабовладельческий способ производства покоился на собственности рабовладельцев не только на все вещественные условия производства (землю, орудия и предметы труда), но и на самого производителя – раба. Весь производимый продукт являлся собст­венностью рабовладельцев. Из общей массы созданных продук­тов на долю рабов выделялась некая часть, едва достаточная для полуголодного существования. Рабочая сила рабов быстро истощалась.

Раб считался вещью, а не личностью. В древнем Риме раба называли «говорящим» орудием в отличие от «мычащих» орудий и неодушевленных орудий труда. Раб совершенно не был заин­тересован в результатах своего труда. Он не имел никаких материальных стимулов к труду, к повышению его производительности. Он трудился только потому, что его принуждали к труду.

Для рабовладения характерен специфический способ соединения средств производства с рабочей силой: прямое насильственное принуждение работника к труду. Рабство было первой в истории и самой грубой формой эксплуатации.

Кроме рабовладельческого производства, основанного на труде рабов, существовало производство свободных крестьян и ре­месленников, которое в первый период существования рабовладельческого общества играло большую роль в общественном

производстве. По мере развития рабовладельческого способа производства это мелкое производство ремесленников и крестьян хирело, разорялось. Одни свободные крестьяне и ремесленники попадали в долговую кабалу и превращались в рабов, другие пополняли ряды нищенствующих слоев городского населения — античного люмпен-пролетариата.

Рабовладельческое производство было подчинено цели создания прибавочного продукта. Для этого рабовладельцы стремились «выжать из человеческого скота (human cattle) возможно большую массу труда в возможно меньший промежуток времени».

Стремление рабовладельцев увеличивать присваиваемый ими прибавочный продукт порождало самые жестокие варварские методы эксплуатации.

Диодор Сицилийский, характеризуя эксплуатацию рабов в золотодобывающей промышленности, писал: «...здесь нет места снисхождению и пощаде по отношению к больным, калекам, старикам, к женской слабости. Все должны работать, принуж­даемые к этому ударами бича, и только смерть кладет конец их мучениям и нужде.

Чрезмерная интенсификация труда, сокращение потребления рабов ниже уровня, необходимого для поддержания их рабочей силы в нормальном состоянии, приводили к быстрому износу рабочей силы рабов, высокой смертности и короткой средней продолжительности жизни. Поэтому сохранение рабовладельче­ского способа производства требовало постоянного массового об­новления армии рабов через довольно короткие промежутки вре­мени. Необходимость постоянного притока новых рабов обуслов­ливалась также тем, что увеличение массы прибавочного про­дукта осуществлялось главным образом путем увеличения коли­чества эксплуатируемых.

Экономическая основа и содержание простой кооперации труда рабов

Рабовладельческие отношения господства и подчинения, базировавшиеся на собственности рабовладельцев на средства производства и на непосредственных производителей — рабов, создавали возможность организации труда в форме простой кооперации.

Рабовладельческие производственные отношения, исключав­шие наличие у производителей материальных стимулов к труду и предполагавшие прямое принуждение их к труду, обусловли­вали в общественно-экономическом смысле именно такую про­стейшую, наиболее доступную, естественную для рассматривае­мой эпохи форму организации массового, объединенного труда, какой была простая кооперация труда рабов. Сама же необхо­димость широкого и организованного применения объединенного массового труда производителей, обеспечивающего дальнейшее развитие производства, органически вытекала из состояния и уровня производительных сил этой эпохи.

Следовательно, простая кооперация принудительного труда рабов являлась своеобразным выражением единства произво­дительных сил и производственных отношений общества, сложившегося на данном этапе исторического развития человече­ства.

Степень развития орудий труда была такова, что для дости­жения существенного производственного результата требовалось применение не единичного, а массового рабского труда. Только в этом случае производился прибавочный продукт, достаточный для удовлетворения все возраставших потребностей рабо­владельцев.

Насильственное принуждение рабов к труду требовало содержания многочисленных надсмотрщиков. А это могло себя оправдывать опять-таки лишь в условиях применения совмест­ного труда значительной массы рабов. Тысячи рабов были за­няты на обработке земли в огромных латифундиях римских рабовладельцев. Широко применялась в крупных масштабах кооперация труда и на строительных работах. Использование такой формы организации труда, как простая кооперация труда рабов, обеспечивало рост производства во всех его отраслях. Весьма совершенными для своего времени были созданные руками рабов на основе простой кооперации ирригационные системы в Вавилоне, Египте и других странах.

Простая кооперация труда была унаследована рабовладель­ческим обществом от предшествующего первобытнообщинного строя. Однако в отличие от первобытной кооперации труда, объ­единявшей людей равноправных, свободных от эксплуатации, хотя и находившихся на крайне низкой ступени экономического развития, рабовладельческая кооперация объединяла произво­дителей, угнетенных эксплуататорами и не заинтересованных в результатах своей работы. Это определяло противоречивый характер рабовладельческой кооперации.

Натуральный характер рабовладельческого производства

Рабовладельческое производство носило натуральный характер. Продукты производились в основном для потребления внутри хозяйства.

К. Маркс отмечал, что идеалом древних было самодовлею­щее хозяйство, где все необходимое для потребления создава­лось здесь же, внутри хозяйства.

Превращение свободного человека в раба совершалось в рабовладельческом обществе, как правило, в результате акта прямого насилия. Купля-продажа рабов была средством перераспределения имеющейся уже в наличии рабочей силы, при­обретенной рабовладельцами путем прямого захвата рабов в результате войны, военного набега или разбоя. Рабовладельцы и их идеологи считали такие источники пополнения рабочей силы, как война и морской разбой, вполне нормальными, естественными явлениями.

К. Маркс, специально подчеркивавший специфический для рабовладельческого строя характер присвоения рабочей силы непосредственных производителей, указывал: «Самый рынок рабов постоянно получает пополнение своего товара-рабочей силы — посредством войн, морского разбоя и т.д. А весь этот разбой, в свою очередь, обходится без посредства процесса обращения, представляя собой натуральное присвоение чужой рабочей силы путем прямого физического принуждения».

Одна из важнейших особенностей рабовладельческого хозяй­ства, в которой проявлялся его натуральный характер, состояла в том, что значительная часть прибавочного продукта расходо­валась на непроизводительные цели: на создание пышных двор­цов правителей и богатых рабовладельцев, сооружение грандиозных религиозных храмов, организацию торжественных празднеств в честь побед рабовладельческих государств дельных полководцев, проведение различных игр и зрелищ.

Основной экономический закон рабовладельческого общества

При рабстве прибавочный продукт, создававшийся принудительным трудом рабов, шел главным образом на удовлетворение личных потребностей эксплуататоров. В силу низкого уровня производительности рабского труда прибавочный продукт, создававшийся одним работником, не был зна­чительным. Тем не менее богатства некоторых рабовладельче­ских государств и их правителей, храмов и отдельных рабовла­дельцев достигали огромных размеров. Это объясняется тем, что во владении государства и отдельных рабовладельцев нахо­дилась большое количество рабов.

С развитием рабовладельческого производства возрастало паразитическое потребление господствующего класса. Это влек­ло за собой повышение степени эксплуатации рабов. Стремясь получить от эксплуатации раба максимально возможный резуль­тат, рабовладельцы присваивали не только прибавочный про­дукт, но и некоторую часть необходимого продукта посредством применения самых жестоких методов эксплуатации и ухудше­ния условий существования рабов. Прибавочный продукт и часть необходимого выколачивались рабовладельцами из рабов таки­ми зверскими методами насилия, что это приводило к массовому вымиранию рабов.

Постоянно действующим побудительным мотивом к усилению эксплуатации рабов являлось распространение и развитие то­варно-денежных отношений, ибо товарный обмен расширял потребности рабовладельцев, включал в их жизненный обиход все более утонченные и дорогостоящие блага.

Как и во всяком классовом обществе, цель рабовладельче­ского производства диктовалась интересами эксплуататоров — рабовладельцев, поскольку им, как собственникам, принадлежали и средства производства, и сами производи­тели.

Исходя из анализа основных черт и особенностей рабовла­дельческого способа производства основной экономический за­кон рабовладельческого общества можно сформулировать следующим образом:

Основной экономический закон рабовладельческого общества состоял в объективной необходимости и возможности производ­ства прибавочного продукта для паразитического потребления рабовладельцев путем прямого физического принуждения к тру­ду находившихся в их собственности непосредственных про­изводителей рабов.

Воспроизводство в условиях рабовладельческого способа производства

Рабовладельческому способу производства был свойствен крайне медленный рост производства.

Конечно, в рабовладельческую эпоху, как в любую другую историческую эпоху, производство не стояло на месте. Развивались производительные силы и производствен­ные отношения, увеличивалось население, возрастали потребно­сти людей, значит, по необходимости росло и производство. Однако рост этот был настолько медленным, что он становился более или менее ощутимым на протяжении жизни не одного, а многих поколений людей того времени.

Основной причиной медленного роста производства было паразитическое потребление рабовладельцами прибавочного продукта, производимого рабами. На дальнейшее развитие про­изводства или вообще не обращалось никакой части прибавоч­ного продукта, или обращалась крайне незначительная его часть. Это лишало производство материальной основы для расширения.

«Но древние и не помышляли, — писал К. Маркс, — о том, чтобы превращать прибавочный продукт в капитал. Во всяком случае, если и делали это, то только в незначительной степени. (Широко практиковавшееся ими собирание сокровищ в собственном смысле слова показывает, как много прибавочного про­дукта лежало у них без всякого употребления)».

Преобладающая часть потребностей рабовладельца удовлет­ворялась продуктами, произведенными рабами в его собствен­ном хозяйстве.

Преобладающая часть прибавочного продукта, создававше­гося прибавочным трудом рабов, не принимала товарной формы; она непосредственно потреблялась рабовладельцами.

«...Если в какой-нибудь общественно-экономической форма­ции преимущественное значение имеет не меновая стоимость, а потребительная стоимость продукта, — писал К. Маркс, — то прибавочный труд ограничивается более или менее узким кругом потребностей, но из характера самого производства еще не вытекает безграничная потребность в прибавочном труде».

Поскольку потребности рабовладельца не были безгранич­ными, постольку само стремление к увеличению прибавочного – труда рабов имело известные границы.

При рабовладельческом строе общественный продукт целой страны состоял из совокупности продуктов, созданных в рабо­владельческих хозяйствах и хозяйствах свободных производи­телей — мелких собственников — крестьян и ремесленников. Он делился уже на средства производства и предметы потребле­ния. Однако вследствие неразвитости общественного разделения труда производство средств производства еще не отделилось четко от производства предметов потребления. Часто те и дру­гие производились в одном и том же замкнуто-натуральном по своему характеру хозяйстве. Это относится как к крупным хо­зяйствам богатых рабовладельцев, так и к хозяйствам мелких собственников — крестьян и ремесленников.

Рабовладельческие производственные отношения — отноше­ния между рабовладельцами, владеющими рабами и средствами производства, и рабами, находящимися в их полной собственно­сти, — постоянно воспроизводились.

Важнейшую роль играло в условиях рабовладения воспроиз­водство непосредственных производителей — рабов. Это было связано с тем, что при застойном состоянии рабовладельческой техники увеличение масштабов производства, да и сохранение прежних масштабов могло осуществляться главным образом за счет вовлечения в производство новых масс рабов.

Пополнение состава рабов взамен умерших не могло пол­ностью осуществляться внутри рабовладельческих стран. Так как рабы лишь в редких случаях имели семьи, то этот естественный источник поступления новых рабов был незначителен.

Разорение мелких производителей и обращение их в рабство через систему долговой кабалы также являлось второстепенным, сравнительно незначительным источником притока новых

рабов.

Основным источником пополнения рабов были войны. Рабо­владельческие государства древнего Востока, такие, как Египет, Ассирия, Персия и др., а также древняя Греция (Афины и Спар­та) и Рим, вели бесчисленные захватнические и междоусобные войны. Войны в рабовладельческую эпоху велись прежде всего с целью захвата рабов, которыми становились плененные солда­ты побежденной армии и часть населения завоеванной страны, а также для политического подчинения и экономического ограб­ления новых территорий.

Ф. Энгельс указывал, что с переходом к рабовладельческому, способу производства происходит «вырождение древней войны... в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение этой войны в регуляр­ный промысел...».

Важными источниками пополнения рабов служили также ра­боторговля и пиратство.

Таким образом, при рабовладельческом строе воспроизводство непосредственных производителей — рабов было органичес­ки связано с насильственными, внеэкономическими мерами. Это характерная черта процесса воспроизводства в рабовладельче­ском обществе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]