Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

Глава 15

ЗАКОН ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ И ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ КАПИТАЛИЗМА

Простая кооперация, мануфактура и крупное машинное производство являются историческими этапами развития про­изводительных сил, обобществления производства и роста про­изводительности труда. Вместе с тем они являются этапами развития и утверждения капиталистического способа произ­водства и его основного закона — закона прибавочной стоимо­сти. С развитием производительных сил производство относи­тельной прибавочной стоимости возрастает. Но не исчезают и методы производства абсолютной прибавочной стоимости. Оба метода производства прибавочной стоимости существуют в единстве.

§ 1. Единство и различие абсолютной и относительной прибавочной стоимости

Единство абсолютной и относительной прибавочной стоимости Необходимое условие производства прибавочной стоимости — определенный уровень производительности труда. Только с достижением определенного уровня производительности труда создается возможность того, чтобы труд од­ного человека становился условием праздного существования другого. Имея это в виду, К. Маркс писал: «...капиталистиче­ские отношения возникают на экономической почве, представ­ляющей собой продукт длительного процесса развития. Налич­ная производительность труда, из которой капитал исходит как из своей основы, есть не дар природы, а дар истории, охва­тывающей тысячи веков».

Однако какой бы высоты ни достиг уровень производитель­ности труда, сам по себе он не является причиной возникнове­ния прибавочной стоимости. И действительно, если при самом высоком уровне производительности труда рабочий день огра­ничить необходимым рабочим временем, то никакой прибавоч­ной стоимости не возникнет. Для производства прибавочной стоимости рабочий день должен быть продлен за границы необходимого рабочего времени, что предполагает принуждение к прибавочному труду. При капитализме это — экономическое принуждение. Наемный рабочий здесь лишен средств произ­водства и может купить себе позволение трудиться для под­держания собственного существования лишь, как говорит К. Маркс, при помощи прибавочного труда на капиталиста. Капиталистические производственные отношения позволяют удлинять рабочий день за пределы времени, необходимого для обеспечения существования самого рабочего, эксплуатировать его, выжимать из него прибавочную стоимость.

С этой точки зрения разницы между абсолютной и относи­тельной прибавочной стоимостью не существует. И та и дру­гая форма предполагает, с одной стороны, определенный уро­вень производительности труда, с другой, — абсолютное увели­чение рабочего времени за пределы необходимого. В этом смысле абсолютная прибавочная стоимость относительна, так как она предполагает такое развитие производительности труда, которое позволяет ограничить необходимое рабочее время частью рабочего дня. В то же время относительная прибавочная стоимость абсолютна, так как она предполагает абсолютное удлинение рабочего времени за пределы необходимого.

Различие между абсолютной и относительной прибавочной стоимостью

Различие между двумя формами прибавочной стоимости дает о себе знать, когда дело касается повышения нормы прибавочной стоимости, разных методов ее повышения. В одном случае увеличение степени эксплуатации наемных рабочих достигается за счет удлинения рабочего дня при неизменной производительности труда, в дру­гом случае — за счет повышения производительности труда при рабочем дне неизменной продолжительности.

Эти разные методы производства прибавочной стоимости по-разному сказываются и на положении рабочего класса. Производство абсолютной прибавочной стоимости прямо и непосредственно ухудшает положение рабочих, отнимая у них свободное время и расхищая их рабочую силу. При производ­стве же относительной прибавочной стоимости ухудшение поло­жения рабочего класса обнаруживается в конечном счете: ра­стет безработица, снижается в силу этого цена рабочей силы и т.п.

Различие между абсолютной и относительной прибавочной

стоимостью проявляется и в том, что каждая из них преобладает на разных исторических стадиях развития капитализма. В мануфактурный период капитализма основным был метод

производства абсолютной прибавочной стоимости. Производство относительной прибавочной стоимости господствует со времен промышленного переворота.

Производство абсолютной прибавочной стоимости образует всеобщую основу и исторически исходный пункт производства относительной прибавочной стоимости. Производство относительной прибавочной стоимости развивается из производства абсолютной прибавочной стоимости. Само производство относительной прибавочной стоимости покоится на тех основах эксплуатации наемного рабочего, которые возникли вместе с производством абсолютной прибавочной стоимости.

Методы производства абсолютной и относительной прибавочной стоимости тесно переплетаются и взаимодействуют на всех стадиях развития капиталистического производства. В простой кооперации и мануфактуре преобладали методы производства абсолютной прибавочной стоимости, но в то же время простая кооперация и мануфактура, повышая производительность труда, сами выступали как методы производства относительной прибавочной стоимости. Крупное капиталистическое машинное производство — это по сути своей производство относительной прибавочной стоимости. Однако и в эту эпоху не исчезает производство абсолютной прибавочной стоимости как специфический метод увеличения нормы эксплуатации путем прямого удлинения рабочего дня. Крупное машинное производство воспроизводит, порождает вновь и вновь ту всеоб­щую основу, из которой развилось и на которой существует производство относительной прибавочной стоимости — произ­водство абсолютной прибавочной стоимости.

Проявляется это двояким образом. В первый период рас­пространения машин капиталисты удлиняли рабочий день до 16—18 час. Это был своеобразный рекорд продолжительности рабочего дня при капитализме. Кажется историческим пара­доксом тот факт, что именно машина, открывающая широкие возможности сокращения рабочего дня, в руках капиталистов явилась средством его максимального удлинения. В своем стремлении к максимально быстрому возмещению стоимости машины капитал принуждал рабочего к гибельной трате рабо­чей силы.

В результате длительной борьбы рабочий класс добился значительного законодательного сокращения продолжитель­ности рабочего дня и рабочей недели. И тогда капитал широко развил систему сверхурочных работ. Она стала типичным яв­лением современного капитализма.

Некоторые данные о сверхурочных работах в ряде стран были уже приведены в главе 12. Очень широко применяются сверхурочные работы в Италии. Так, в обувной промышленности Неаполя 30 тыс. рабочих работает по 12—16 час. в день. На туринском заводе «Морандо» фактическая ра­бочая неделя 80% рабочих составляет 55—60 час, а иногда даже 72 часа. На металлургическом заводе в г. Корнильано рабочий день, как правило, продолжается 10 час, а на судостроительных верфях «Ансальдо» в Генуе — от 10 до 12 час. В Японии сверхурочные работы — обычное явление, осо­бенно в судостроительной промышленности, где 30% рабочих работает в день по 9—10 час, 37% рабочих — 10—11 час. и 13% рабочих — более 11 час.

Интенсификация труда

В интенсификации труда как способе производства прибавочной стоимости сочетается производство абсолютной прибавочной стоимости и производство относительной прибавочной стоимости.

Возьмем сначала такой случай, когда интенсивность труда растет на отдельном предприятии, превышая общественно нор­мальный уровень.

Допустим, что на том или ином предприятии за счет уплотнения рабочего времени увеличилась выработка каких-то товаров в 2 раза. Обществен­ная стоимость каждой единицы этого вида товара осталась прежней. Следо­вательно, величина всей новой стоимости, созданной на рассматриваемом предприятии, увеличилась вдвое. Так как количество рабочих и стоимость рабочей силы не изменились, то во всей вновь созданной стоимости доля сто­имости рабочей силы относительно уменьшилась, а доля прибавочной стои­мости соответственно увеличилась. Если, например, прежде половина вновь созданной стоимости воспроизводила переменный капитал, то теперь на пере­менный капитал приходится только вновь созданной стоимости. Масса же прибавочной стоимости увеличилась в 1,5 раза, а доля ее в новой стои­мости — с до .

В этом случае результат, достающийся капиталисту вслед­ствие роста интенсивности труда, тот же, что и в случае роста производительности труда. С этой точки зрения интенсифика­ция труда напоминает производство избыточной прибавочной стоимости как разновидности относительной прибавочной стои­мости.

Однако по методу получения избыточная прибавочная стои­мость, возникающая вследствие роста интенсивности труда, существенно отличается от избыточной прибавочной стоимости как разновидности относительной прибавочной стоимости.

Рост производительности труда на отдельном предприятии, как мы знаем, ведет к тому, что индивидуальная стоимость единицы товара падает. Капиталист — хозяин данного предприятия — выигрывает на разнице между индивидуальной и общественной стоимостью. Более производительный труд по­добно сложному труду создает в единицу времени больше об­щественной стоимости. Более интенсивный труд также подобно сложному труду создает в единицу времени больше обществен­ной стоимости. Но индивидуальные затраты труда на единицу товара в этом случае остаются прежними.

Увеличение количества товаров, выпускаемых в единицу времени, достигнуто в условиях нашего примера за счет уси­ленного расходования рабочей силы, за счет увеличения затрат труда в единицу времени. В силу этого фактически возросла и индивидуальная стоимость товаров, произведенных за это время.

Следовательно, здесь происходит фактическое (правда, скрытое) удлинение рабочего дня. А это означает, что возни­кающая здесь избыточная прибавочная стоимость по методам ее производства есть абсолютная прибавочная стоимость.

До сих пор речь шла о росте интенсивности труда на отдель­ном предприятии. Когда же повышается общественно нор­мальный уровень интенсивности труда, то это означает и повышение производительности общественного труда. Последняя всегда предполагает определенный уровень интенсивности труда как свой составной элемент. В случае повышения обще­ственно нормального уровня интенсивности труда обществен­ная стоимость товаров падает. В данном случае также происходит уплотнение рабочего времени по сравнению с предыдущим периодом, но поскольку это носит всеобщий ха­рактер, изменяются сами общественно нормальные условия производства, изменяется и мера общественно необходимого рабочего времени. Это сокращение общественно необходимого времени касается и отраслей, производящих предметы потреб­ления рабочих, вследствие чего снижается стоимость этих товаров и, следовательно, стоимость рабочей силы. Теперь все капиталисты получают возможность увеличить прибавочное рабочее время в пределах того же рабочего дня. Налицо ус­ловия для производства относительной прибавочной стоимости.

Растущая интенсификация труда — явление, типичное для капиталистического машинного производства, особенно для со­временных капиталистических предприятий.

Одним из результатов работы на износ является преждевременная не­трудоспособность. Интенсификация труда ведет к росту производственного травматизма. В США каждые 3 минуты 1 рабочий гибнет или становится калекой и каждые 11 секунд 1 рабочий получает увечье. В ФРГ ежедневно про­исходит 8 тыс. несчастных случаев на производстве, из них 16 смертельных.

Чрезмерная интенсификация труда ведет к прямому рас­хищению рабочей силы — основной производительной силы общества. В этом проявляется звериная человеконенавистниче­ская сущность капитала.

Двум способам увеличения прибавочной стоимости, если их рассматривать отдельно, соответствуют и две разные формы подчинения труда капиталу — формальное и реальное. «По­добно тому, — писал К. Маркс, — как производство абсолютной прибавочной стоимости может рассматриваться как материаль­ное выражение формального подчинения труда капиталу, так производство относительной прибавочной стоимости может рассматриваться как выражение реального подчинения труда капиталу».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]