Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 2. Возмещение торгового капитала и торговая прибыль

Если не считать некоторых производственных операций, таких, как транспортировка товаров, их расфасовка, упаковка, хранение, роль торгового капитала сводится к превращению товарной формы стоимости в денежную. В этой роли торговый капитал не создает ни новой стоимости, ни прибавочной стои­мости и не переносит на товар своей собственной стоимости. Тем не менее торговый капиталист должен не только возме­стить (вернуть) затраты своего капитала, но и получить при­быль на этот капитал. В условиях свободной конкуренции нор­ма этой прибыли должна быть такой же, как средняя норма промышленной прибыли. В противном случае торговый капи­талист оставил бы торговлю и перевел бы свой капитал в дру­гую сферу.

В торговом капитале можно выделить три составные части: капитал обращения, авансируемый на приобретение товаров; капитал, авансируемый на дополнительные издержки обраще­ния; капитал, авансируемый на чистые издержки обращения. Необходимо выяснить, каким образом возмещаются эти части торгового капитала и каким путем каждая из них возвращается к торговцу, обросшая, так сказать, прибылью. Рассмотрим вначале наиболее простой вопрос — о возмеще­нии дополнительных издержек обращения и присвоении прихо­дящейся на них торговой прибыли.

Так называемые дополнительные издержки Возмещение обращения не отличаются, как мы знаем от издержек производства. Это расходы на перевозку товаров, их хранение, расфасов­ку, упаковку и т. д., связанные с продолжением процесса про­изводства в сфере обращения. Для осуществления этих опера­ций авансируется постоянный и переменный капитал. Труд ра­бочих, выполняющих эти операции, является производительным трудом, он создает новую стоимость, в том числе прибавочную стоимость, и переносит на продукт стоимость потребленных средств производства. Следовательно,, к созданной ранее в сфере производства стоимости товаров c + v-+m присоединяется дополнительная стоимость, также состоящая из с + v + m. Стои­мость товаров увеличивается, и соответственно возрастает их продажная цена.

Продав товары по цене, равной их полной стоимости, торго­вец вернет дополнительные издержки обращения и присвоит созданную прибавочную стоимость. Поскольку дополнительные издержки обращения идентичны издержкам производства, ради упрощения стоящей перед нами проблемы можно предполо­жить, что капитал на эти издержки авансирует промышленный капиталист и что они входят в состав издержек производства. Однако не всякие издержки по транспортировке и хранению товаров идентичны издержкам производства. Издержки по пе­ревозкам, вызываемые ожесточенной конкурентной борьбой, хранению излишних запасов товаров в целях спекуляции, а также вследствие трудностей сбыта, издержки, не обусловлен­ные необходимостью обеспечивать непрерывность производст­венного и личного потребления товаров, следует рассматривать как чистые издержки обращения.

Собственно торговый капитал, или капитал Собственно обращения, расходуемый торговцем на приобретение товаров у промышленного капиталиста, не увеличивает стоимость то­варов. Чтобы вернуть авансированную сумму денег, торговцу достаточно продать купленные товары по той же, покупной, цене. Но для того чтобы получить прибыль на капитал обраще­ния, продажная цена товаров должна быть выше их покупной цены. Это прямо следует из формулы Д — Т — Д', выражаю­щей движение торгового капитала.

Торговец покупает товары у промышленника по одной цене, а продает по другой, более высокой. Разница между продажной и покупной ценой составляет торговую прибыль. Надбавка в цене товара является необходимым средством для извлечения торговой прибыли. Отсюда и вульгарное представление, будто прибыль возникает в обращении, появляется из продажи. На самом деле купля и продажа товара представляют собой лишь смену форм стоимости и, следовательно, никакой новой стои­мости не создают.

Извлечение торговой прибыли путем надбавки к цене то­вара выражает лишь перераспределение уже созданной стои­мости. В форме торговой прибыли часть совокупной прибавоч­ной стоимости, создаваемой в процессе производства, достается торговым капиталистам. Они, таким образом, участвуют в де­леже прибавочной стоимости, созданной промышленным капи­талом.

Распределение прибавочной стоимости между промышленным и торговым капиталом можно проиллюстрировать следующим примером.

Продавая свои товары купцу в общем по этой цене, промышленный капиталист возмещает издержки производства и присваи­вает среднюю прибыль.

А что делает купец? Прибавляя к сумме цен купленных у промышленника товаров—1062 величину средней прибыли, приходящейся на его капитал,— 18 (18% от 100), купец реализует установленную таким путем продажную цену—1080, возмещая свой капитал обращения в 100 и присваивая среднюю прибыль в 18.

Продажная цена устанавливается, как вы видим, на дру­гом уровне, чем продажная цена в сделках между промыш­ленными и торговыми капиталистами. Таким уровнем является, говорил К. Маркс, действительная цена производства. В об­щественном масштабе она равна стоимости товаров.

Таким образом, оседание части прибавочной стоимости в сейфе купца совершается потому, что он покупает товары по ценам ниже их стоимости (действительной цены производства), а продает по ценам, которые в общей сумме равны стоимости действительной цене производства), а не выше ее.

Вместе с тем участие торгового капитала в образовании средней прибыли усложняет весь процесс образования цен про­изводства, которые в условиях развитого капитализма непос­редственно определяют движение рыночных цен. Например, чтобы торговая прибыль постоянно притекала к торговцам, необходимы такие взаимоотношения между тор­говыми и промышленными капиталистами, при которых обра­зовался бы особый центр тяготения рыночных цен, складываю­щихся при продаже товаров промышленниками торговцам. Вокруг этого центра под влиянием спроса и предложения мо­гут происходить колебания цен. Таким центром является цена производства промышленного капитала. Это, по словам К. Маркса, цена производства «в более тесном смысле». Коли­чественно она равна издержкам производства промышленного капитала плюс средняя прибыль, которая образовалась при участии торгового капитала.

В отличие от цены производства промышленности конечная, или, действительная, цена производства равна цене производ­ства промышленного капитала плюс торговая прибыль, (средняя прибыль па торговый капитал). Сумма этих цен производства равна сумме стоимостей товаров.

Следовательно, обособление товарного капитала в торговый капитал предполагает возникновение двух разных по своей величине цен производства, двух разных центров колебания рыночных цен. Им соответствуют и два разных вида цен на один и тот же товар — оптовые и розничные цены. Розничные цены всегда выше оптовых.

На практике между начальной и конечной (полной) ценой производства могут возникать и промежуточные цены произ­водства и соответствующие им рыночные цены. Это объясняется многозвенностью торговой сети. Между производством и по­треблением существует не одни, а несколько посредников, каждый из которых применяет свой капитал, притягиваю­щий при прочих нормальных условиях соответствующую при­быль.

Однако множественность цен производства одного и того же товара вовсе не означает действия многих и разных принци­пов ценообразования. Во всех звеньях капиталистической ры­ночной сферы действует один и тот же принцип (закон) цено­образования, выражаемый ценой производства: затраченный капитал должен быть возмещен и принести среднюю прибыль Множественность же цеп производства отражает лишь то, что в процессе своего формирования цена производства каждого товара проходит ряд этапов.

Чистые издержки обращения являются, как нам известно, непроизводительными ^ затратами капитала, связанными с превра­щением товарной формы капитала в де­нежную и денежной формы в товарную. Они не увеличивают стоимость товаров и в этом отношении аналогичны капиталу обращения. Тем не менее чистые издержки возмещаются, а ка­питал, авансированный на эти издержки, приносит среднюю прибыль. Иное- положение противоречило бы практике и сущно­сти капитала.

Что касается прибыли на эту часть торгового капитала, то она может быть лишь, частью прибавочной стоимости, создан­ной в производстве. Иных нормальных источников для нее нет. Как и капитал обращения, капитал, расходуемый в виде чистых издержек обращения, участвует в дележе прибавочной стои­мости, ничего не добавляя к ее общей массе. Это ведет к сниже­нию средней нормы прибыли и создает возможность увеличить массу прибыли, улавливаемой торговым капиталистом.

Такой вывод противоречил бы закону стоимости и вытекаю­щим из него условиям теоретического анализа. Возмещение чи­стых издержек обращения должно быть объяснено на основе -законов стоимости и цены производства, а не в обход их. А это значит, что «нормальным» источником покрытия чистых издер­жек может быть только прибавочная стоимость. Однако это по­крытие не может происходить за счет средней прибыли, достаю­щейся торговцу. Это ставило бы его в неравное положение с -промышленным капиталистом, который не возмещает своих издержек за счет средней прибыли. Речь, очевидно, может идти только о возмещении за счет прибавочной стоимости в целом путем уменьшения средней нормы прибыли. По этому поводу К .Маркс писал: «Следовательно, купец получает, во-первых, возмещение этого капитала и, во-вторых, прибыль на него. Таким образом, вследствие того и другого происходит сокращение прибыли промышленного капиталиста». Каким же путем совершается переход в руки торговца части прибавочной стоимости для возмещения чистых издержек?

Часть прибавочной стоимости, равная величине чистых из­держек обращения, ходом конкурентной борьбы исключается вообще из процесса образования средней прибыли.

Как мы видим, торговец делает накидку на покупную цену товара, и эта накидка обеспечивает ему получение средней при­были на весь его капитал плюс возмещение чистых издержек без нарушения законов стоимости и цены производства.

Исключение части прибавочной стоимости из процесса урав­нения прибылей- в среднюю прибыль — это результат конку­ренции между промышленным и торговым капиталом, ведущий к снижению средней нормы прибыли. Торговый капитал оказы­вает давление на промышленный капитал и вынуждает его про­давать товары по более низкой цене производства. Если тор­говцы не возмещали бы свои чистые издержки, они бросили бы торговлю. Но тогда промышленные капиталисты были бы вынуждены расходы на чистые издержки обращения взять на себя. И эти расходы были бы выше, чем у особого вида капи­тала, специализированного на торговле. Класс капиталистов в целом как бы удовлетворяется более низкой нормой прибыли, выделяя всякий раз нз совокупной прибавочной стоимости не­которую ее часть на покрытие непроизводительных расходов торгового капитала.

Но дело не только в этом. Трудности реализации товаров, особенно сложные в "условиях современного монополистиче­ского капитализма, ведут к чудовищному разбуханию чистых издержек обращения, особенно расходов на рекламу. Расходы на рекламу в 1927 г. составляли свыше 1,5 млрд. долл., в 1951 г. 6,4 млрд. долл., а в 1965 г. они достигли 15 млрд. долл. Общие издержки обращения (без расходов на транспортировку това­ров) в США, например, возросли с 16,4 млрд. долл. в 1929 г. до 98,7 млрд. долл. в 1963 г., или увеличились с 33 до 40% к розничному товарообороту. Гипертрофированные чистые из­держки обращения далеко перехлестывают границу их возмеще­ния из прибавочной стоимости. Сила монополий позволяет удер­живать продажные цены товаров выше их стоимости и тем са­мым грабить потребителя. Что касается промышленного рабочего, то в сфере обращения он подвергается дополнительно эксплуатации. В производстве он создает для класса капиталистов прибавочную стоимость, а в сфере обращения он подвергается ограблению дважды: первый раз — при найме на работу, когда он продает рабочую силу ниже ее стоимости, второй раз — в магазине, где он покупает товары выше их стоимости.

Норма торговой прибыли зависит от нормы промышленной прибыли. Чем больше масса прибавочной стоимости, выжимаемой промышлен­ным капиталом, тем выше при прочих равных условиях средняя норма прибыли, а следовательно, и норма торговой прибыли. Годовая норма торговой прибыли определяется годовой нор­мой Средней прибыли и не зависит от скорости оборота торго­вого капитала. В этом отношении торговый капитал отличается от промышленного капитала, у которого годовая норма, при­были при данной норме прибавочной стоимости и данной вели­чине авансированного капитала возрастает прямо пропорцио­нально числу оборотов в год. Основа этих различий коренится в том, что торговый капитал не создает прибавочной стоимости, а реализует ее, и потому увеличение числа его оборотов не ве­дет, как у промышленного капитала, к непосредственному воз­растанию годовой массы прибавочной стоимости. В связи с этим норма торговой прибыли исчисляется на весь торговый капитал, авансированный на год, независимо от скорости обо­рота этого капитала. Если, скажем, средняя годовая норма прибыли составляет 15%, а авансированный капитал торгов­цев— 100 млн. долл., то при одном обороте этого капитала в год общая продажная цена товаров составит 115 млн. долл. и торговцы получат 15 млн. долл. прибыли. Если же этот капи­тал совершит пять оборотов в год, то продажная цена товаров, покупаемых и продаваемых в каждом обороте, составит 103 млн. долл., так как норма прибыли понизится пропорцио­нально числу оборотов.

В конечном счете, как бы быстро ни оборачивался торговый ' капитал, его годовая норма прибыли не может быть выше 15%. Если бы это было не так, то торговый капитал соответственно числу своих оборотов приносил бы более высокую прибыль, чем промышленный капитал, а это противоречило бы закону сред­ней нормы прибыли.

Вместе с тем годовая норма прибыли индивидуальных торговых капиталов может быть больше или меньше, чем средняя норма прибыли, в зависи­мости от скорости их оборота. Следовательно, одни капиталы, например оборачиваясь со скоростью, превышающей среднюю скорость оборота всего торгового капитала, имеют большую норму прибыли, получают добавочную прибыль сверх средней при­были, а другие капиталы, например В, оборачиваясь медленнее, чем весь торговый капитал в среднем, приносят меньшую прибыль, чем средняя годо­вая прибыль. Это аналогично положению в промышленности, где капиталы, функционирующие в относительно более благоприятных условиях, приносят добавочную прибыль, и наоборот.

Уровень торговой прибыли отдельных капиталов зависит также от уровня индивидуальных издержек обращения. Доля отдельных торговых капиталистов в прибавочной стоимости оп­ределяется общей суммой торговой прибыли и.издержек обращения. Чем ниже уровень индивидуальных издержек обраще­ния по сравнению с общественными, тем больше та часть при­бавочной стоимости, которая достается отдельным торговцам в виде прибыли. Поэтому капиталисты принимают все меры для экономии издержек обращения и роста торговой прибыли в первую очередь путем усиления эксплуатации торговых ра­бочих и служащих.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]