Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 2. Основной экономический закон капиталистического производства

Учение о прибавочной стоимости В. И. Ленин назвал крае­угольным камнем экономической теории К. Маркса, важнейшим открытием, совершенным К. Марксом в области политической экономии капитализма.

В условиях рабовладельческого общества и феодализма эксплуатация непосредственного производителя материальных благ носила открытый характер принуждения к труту на эксплуататора. Никто из идеологических защитников этих спосо­бов производства не в состоянии был отрицать тот факт, что класс рабовладельцев (или класс феодалов) живет за счет чужого труда. Идеологические защитники рабовладения и фео­дализма могли подыскивать и подыскивали в свое время самые изощренные доводы в защиту рабовладельческих и феодальных порядков, доказывать, что эти порядки установлены богом или соответствуют природе человека. Но самый факт сущест­вования господствующего класса и его челяди за счет плодов чужого труда не мог подвергаться сомнению и отрицанию; он был осязательно ясен, ничем не был замаскиро­ван.

Совершенно иначе обстоит дело с капиталистической фор­мой эксплуатации. Она маскируется густой сетью товарно-де­нежных отношений, в которые облечены производственные отношения капиталистического общества. На поверхности явлений наемный рабочий выглядит таким же равноправным и свобод­ным товаровладельцем, как и противостоящий ему на рынке рабочей силы капиталист: никаких отношений личной зависимости, добровольный обмен эквивалентов.

Обнаружить под обманчивой видимостью явлений тот факт, что за обменом эквивалентов скрывается в конечном счете неоплаченный труд, показать, что именно он образует содер­жание и цель капиталистического производства, изучить во всех деталях скрытый механизм капиталистической эксплуатации, обнаружить за формальным юридическим равенством глубокое экономическое неравенство — все это знаменовало собой реши­тельный переворот в экономической науке, сыгравший исключи­тельную роль в развитии всей революционной теории и прак­тики рабочего класса.

В предисловии к первому тому «Капитала» К. Маркс писал: «Конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества...». Таким за­коном является закон прибавочной стоимости. В нем выражена сущность капиталистической эксплуатации, в нем выражена цель капиталистического производства, противоположность и непримиримость коренных интересов пролетариата и буржуазии. «Производство прибавочной стоимости или нажива — таков абсолютный закон этого способа производства», — указывал К. Маркс. Вокруг прибавочной стоимости вращаются не только экономические отношения между капиталистами и наемными рабочими; на почве ее распределения складываются, как мы увидим позже, определенные отношения между различными группами буржуазии: промышленниками, торговцами, банки­рами, а также между классом капиталистов и классом земле­владельцев. Погоня за прибавочной стоимостью играет, как мы увидим, главную роль в развитии производительных сил при капитализме. Она определяет и направление развития произ­водственных отношений капиталистического общества. Все это вместе взятое означает, что закон прибавочной стоимости яв­ляется основным экономическим законом капитализма.

Специфическая форма эксплуатации при капитализме

Выявление главных признаков, отличающих друг от друга различные общественно-экономические формации, покоящиеся на эксплуатации человека человеком, сводится к изучению вопроса о том, в какой форме выжимается приба­вочный труд непосредственного производителя, кому и как он достается. «Только та форма, — подчеркивает К. Маркс, — в которой этот прибавочный труд выжимается из непосредствен­ного производителя, из рабочего, отличает экономические фор­мации общества...».

Способ производства и присвоения прибавочного продукта, в котором воплощен прибавочный труд непосредственного про­изводителя, выражает собой исторические особенности господ­ствующих в данном обществе производственных отношений. При капитализме они выражаются прибавочной стоимостью. В ней же выражено и отличие капиталистической эксплуатации от рабовладельческой и феодальной.

Прибавочный продукт и прибавочная стоимость — не одно и то же. Они различаются прежде всего как потребительная сто­имость и стоимость. Прибавочный продукт создается конкрет­ным трудом, прибавочная стоимость — абстрактным тру­дом.

Во всех антагонистических формациях прибавочный продукт изымается в пользу эксплуататоров. Но формы его изъятия раз­личны. Они специфичны для каждого способа производства. При капитализме прибавочный продукт, создаваемый наемным рабочим, присваивается капиталистом в виде прибавочной стоимости.

Прибавочная стоимость, как и стоимость вообще, овещест­влена в определенных товарах. Она воплощена в материальных продуктах, в потребительных стоимостях. Та часть товарного | продукта, в которой представлена прибавочная стоимость, и

есть прибавочный продукт, создаваемый на капиталистическом предприятии.

Прибавочный продукт как носитель прибавочной стоимо­сти специфическая категория капиталистического хозяйства.

Присваивая прибавочную стоимость, капиталист вместе с тем присваивает и прибавочный продукт. Вначале он попадает в руки капиталиста как часть товарной продукции, произведен­ной у него на предприятии. После продажи товаров прибавоч­ная стоимость получает денежную форму, а прибавочный про­дукт переходит в руки покупателя как определенная потребительная стоимость. Но деньги, представляющие прибавочную стоимость, всегда могут быть снова превращены в товары, при­чем в любые товары. Деньги — орудие присвоения материаль­ных благ в товарном хозяйстве. Благодаря им прибавочная стоимость всегда может снова принять натуральный вид про­дукта. Это будет прибавочный продукт. Следовательно, приба­вочную стоимость мы можем рассматривать как специфическую форму присвоения прибавочного продукта классом капитали­стов.

Прибавочный продукт, реализуемый на товарном рынке, имеет стоимость. Но только в капиталистическом хозяйстве стоимость прибавочного продукта есть прибавочная стоимость. Не являлась прибавочной стоимостью даже стоимость той части прибавочного продукта, которую рабовладелец и феодал про­давали на рынке в качестве товара. Не создают прибавочной стоимости мелкие самостоятельные товаропроизводители — ремесленники и крестьяне, хотя они могут своим трудом создавать стоимость, превышающую стоимость потребляемых ими средств существования. В эпоху разложения феодализма крепостные крестьяне платили феодалу денежную ренту. Для этого надо было производить прибавочный продукт и продавать его на рынке. Но денежная феодальная рента — не прибавочная стои­мость.

В чем же своеобразие прибавочной стоимости по сравне­нию со стоимостью прибавочного продукта, хотя бы и отчу­ждавшегося в пользу эксплуататоров?

Ни рабовладелец, ни феодал не авансировали на производ­ство стоимость с целью ее возвращения в увеличенном размере. Ни рабовладелец, ни феодал не платили работнику (рабу, кре­постному крестьянину) за использование его рабочей силы с целью получения возросшей стоимости. Такую операцию проде­лывает только капиталист. В отношениях между феодалом и крепостным крестьянином не было товарной сделки, между тем как отношения между капиталистом и наемным рабочим непре­менно облечены в товарно-денежную форму. Капиталист поку­пает рабочую силу, т. е. бросает в обращение стоимость опре­деленной величины и в результате использования этого специ­фического товара извлекает авансированную стоимость с известным приращением. Это приращение и есть прибавочная стоимость в подлинном смысле этого понятия.

В законе прибавочной стоимости выражается главная, ко­ренная черта капиталистического способа производства, отли­чающая его от других способов производства. Вместе с тем закон прибавочной стоимости является главным регулятором движения, функционирования всего сложного капиталистиче­ского хозяйства. Его действием определяется и характер разви­тия производительных сил, и направление развития капиталистических производственных отношений. Закон прибавочной стоимости – это закон становления, развития и гибели капита­листического способа производства, закон его движения как определенной исторической формы организации общественного производства.

Из многих выдающихся открытий, которыми К. Маркс впи­сал свое имя в историю науки, Ф. Энгельс с полным основанием особо выделял два: материалистическое понимание истории и учение о прибавочной стоимости.

Все последующие главы будут так или иначе касаться за­кона прибавочной стоимости, раскрывать многочисленные фор­мы проявления этого закона как в разных областях капитали­стической экономики, так и на разных этапах ее развития.

Теория прибавочной стоимости К. Маркса и критика буржуазных экономистов

После открытия К. Марксом тайны прибавочной стоимости буржуазные экономисты как идеологические защитники капитализма поставили перед собой задачу – во что бы то ни стало «опровергнуть» учение о прибавочной стоимости, доказать существование «гармонии интересов» всех классов буржуазного общества. Они понимали,

что теория прибавочной стоимости непосредственно и прямо приводит к выводу о непримиримости классовых противоречий между капиталом и наемным трудом.

Существование той части стоимости продукта, которую К. Маркс назвал прибавочной стоимостью, было установлено задолго до него. Еще А. Смит говорил, что прибыль является «вычетом» из труда рабочего. Д. Рикардо, опираясь на этот вывод А. Смита, прямо констатировал противоположность меж­ду прибылью и тем, что получает рабочий за свой труд, — за­работной платой. Тем не менее теория прибавочной стоимости К. Маркса, по словам Ф. Энгельса, произвела впечатление уда­ра грома с ясного неба.

Какое же новое слово сказал К. Маркс? Чтобы понять это, надо иметь в виду следующее. В повседневных явлениях приба­вочная стоимость не видна. Во-первых, прибавочная стоимость выступает в форме прибыли. Во-вторых, прибыль распреде­ляется между различными группами капиталистов. Промышлен­ники получают промышленную прибыль, торговцы — торговую, капиталисты, ссужающие деньги в кредит промышленникам и торговцам, — процент, а земельные собственники получают зе­мельную ренту, которую им выплачивает капиталист — аренда­тор земли. Все эти конкретные виды доходов имеют свои особенности. Общее же между ними состоит в том, что все они являются формами и частями прибавочной стоимости, источник которой — неоплаченный труд рабочих. Чтобы открыть закон прибавочной стоимости, необходимо было не только свести к единству все формы нетрудовых доходов, показать различия между прибавочной стоимостью и ее формой — прибылью и, как мы уже указывали, научно установить различие между трудом и рабочей силой. Только К. Маркс добился этого в своей эко­номической теории. А это дало ключ к пониманию всего капи­талистического способа производства и совершило настоящий переворот во всей политической экономии.

Учение Маркса о прибавочной стоимости дало возможность вскрыть всю несостоятельность апологетических теорий при­были, которые буржуазная политическая экономия развивала после Смита и Рикардо.

Многие из «концепций», противопоставляемых современными буржуаз­ными экономистами теории прибавочной стоимости К. Маркса, представляют собой по существу модернизированные варианты старинной вульгарной тео­рии доходов, сформулированной французским экономистом Сэйем (1767 - 1832 гг.).

Сэй, автор теории «производительности капитала и земли», или теории трех факторов производства, утверждал, что в образовании доходов прини­мает участие не только труд, но и капитал, и земля. Сэй считал, что труд рабочих создает только ту часть стоимости товаров, которая соответствует заработной плате, прибыль же создается капиталом (который Сэй отождест­влял со средствами производства), а рента — землей. Этой «триединой фор­мулой» Сэй стремился доказать отсутствие эксплуатации рабочих капитали­стом. Рабочие якобы получают все, что создают. Отсюда следовал вывод о гармонии интересов рабочих и капиталистов.

Ту же «триединую формулу» проповедовали английские буржуазные экономисты Джемс Милль и Мак-Куллох. «Расширяя» понятие труда, они довели его до абсурда, включив в него не только затраты труда рабочих, но и «работу» машин, биологические процессы роста сельскохозяйственных рас­тений, животных и т.д. Прибыль рассматривалась ими как своеобразная форма заработной платы, выплачиваемой за «труд», выполняемый орудиями производства. Земельную ренту они трактовали как продукт «труда при­роды».

Нетрудно понять, что теория производительности капитала и земли по­коится на грубом смешении производства потребительных стоимостей с про­изводством стоимости и прибавочной стоимости. Средства производства дей­ствительно участвуют в создании новых потребительных стоимостей, но они не создают и не могут создавать новую стоимость, частью которой является прибавочная стоимость.

Сравнительно широкой популярностью пользовалась среди буржуазных экономистов и «теория воздержания», связанная с именем английского эко­номиста Н. Сениора — одного из самых откровенных апологетов капита­лизма. Прибыль согласно этой теории является вознаграждением, получае­мым капиталистом за то, что он воздерживается от превращения своих денег в предметы личного потребления, воздерживается от их употребления на личные нужды, используя их для производства необходимых для общества товаров. Нет особой нужды доказывать, что рассуждения о воздержании применительно к классу капиталистов, который своим роскошным образом жизни давно затмил прежние господствующие классы, отдают полным и без­застенчивым цинизмом. Но примем на минуту всерьез положение о том, что прибыль капиталистов является вознаграждением за их «воздержание» Так где же спрашивается источник этого «вознаграждения»? На этот естествен­ный вопрос «теория воздержания» не дает никакого ответа. Воздержание как чисто негативный акт (отказ от определенного действия) не может со­здать никакой стоимости и никакого приращения стоимости.

Представители вульгарной политической экономии поставили перед со­бой задачу опровержения главного в экономической теории марксизма — учения о прибавочной стоимости. Это и понятно. Учение о прибавочной стои­мости раскрывает сущность и механизм капиталистической эксплуатации, вооружает рабочий класс научным пониманием его исторической миссии.

Одна из попыток «улучшения» и «углубления» старинной вульгарной теории трех факторов производства связана с именем американского эконо­миста Джона Кларка. Кларк, как и Сэй, считал, что стоимость образует не только труд, но и средства производства, и земля. Главную задачу своей теории он видел в том, чтобы установить величину стоимости, создаваемой каждым фактором. Для этой цели он создал «учение» об убывающей произ­водительности факторов производства.

Совершенно очевидно, что говорить о величине стоимости, которую яко­бы создает тот или иной фактор, можно только тогда, когда предварительно доказана его способность создавать эту стоимость. Между тем Кларк даже не поставил вопроса о способности средств производства создавать стои­мость. Участие средств производства в создании новых потребительных стои­мостей представляется ему как очевидное доказательство их способности создавать новую стоимость.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]