Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 4. Возникновение и развитие банковских монополий

Концентрация и централизация банковского капитала.

Господство монополий характерно не толь­ко для промышленности, но и для банков­ского дела. В период господства свободной конкуренции роль банков была сравнительно скромной, она сводилась к посредничеству в платежах, к приему вкладов и выдаче ссуд. Банки собирали свободные денежные капиталы и сбережения и передавали их в распоряжение промышленных и торговых капиталистов. Деятельность банков часто ограни­чивалась кредитными операциями. В промышленности они непосредственного участия не принимали. Доходы банков состав­лялись из банковской прибыли, т. е. разницы между процен­тами, взимаемыми с заемщиков, и процентами, выплачиваемы­ми вкладчиками. На рубеже XIX и XX вв. банки стали играть новую роль.

К началу XX в. из большого количества банков выделилась горстка крупнейших, которые превратились из скромных по­средников во всесильных монополистов.

Образование банковских монополий произошло на основе высокого уровня концентрации банковского капитала. Концент­рация банковского капитала означает как увеличение собствен­ного капитала банков, так и умножение суммы привлеченных ими вкладов. Основой концентрации банковского капитала слу­жит концентрация производства. Укрупнение производства, с одной стороны, усиливает приток вкладов в банки, а с дру­гой стороны, увеличивает размах операций банков по выдаче ссуд.

Усиление притока вкладов объясняется рядом причин. Во-первых, с концентрацией производства возрастает масса полу­чаемой во всем обществе прибыли. В результате растут размеры той части прибыли, которая не сразу расходуется на расши­рение производства или личные потребности капиталистов, а находится во временно свободном состоянии и вносится в банки на текущие счета предпринимателей. Во-вторых, укрупнение производства сопровождается ростом удельного веса основного капитала. Следовательно, в составе средств предприятий увели­чивается доля и масса амортизационных отчислений, значи­тельная часть которых до наступления срока использования также поступает в банки в виде вкладов. В-третьих, чем круп­нее производство, тем более затруднено применение в нем мел­ких капиталов. В связи с этим многие мелкие предприниматели превращаются в рантье, помещающие свои капиталы в банки в виде вкладов.

До империализма, пока размеры предприятий оставались сравнительно небольшими, предприниматели могли осуществлять расширенное воспроизводство главным образом за счет собственных накоплений. С укрупнением же производства при скачкообразном расширении его в отдельные периоды собст­венные накопления в значительной степени перестали удо­влетворять потребности предпринимателей в добавочных капи­талах. Это привело к увеличению удельного веса заемных средств в общей сумме капиталов, функционирующих в про­мышленности, что и вызвало большой рост операций банков но выдаче ссуд. С увеличением суммы вкладов и ссуд возросла и банковская прибыль, увеличились размеры капитализируемой части ее, а следовательно, возрос не только привлеченный, но и основной капитал банков.

Централизация банковского капитала означает поглощение мелких банков крупными, слияние крупных банков. Основа централизации банковского капитала — концентрация производ­ства. В эпоху господства свободной конкуренции, когда раз­меры предприятий были сравнительно небольшими, средняя величина кредита в расчете на одно предприятие была также относительно невелика. Крупное же предприятие предъявляет спрос на кредит в широком масштабе, а большие ссуды могут предоставлять лишь крупные банки.

В эпоху, когда в составе капитала некрупных предприятий преобладал оборотный капитал, кредит был преимущественно краткосрочным. По мере укрупнения производства и роста удельного веса основного капитала росла потребность предпри­нимателей в долгосрочном кредите. С укрупнением производства возросли и средние размеры вкладов. Крупные предприятия помешают большие вклады в крупные банки. Все это повы­сило значение крупных банков, а доля средних и мелких бан­ков в общем объеме капитала, операций и прибылей банков стала незначительной.

Если в основе концентрации банков лежит в конечном счете концентрация производства, то со своей стороны концентрация банков ускоряет концентрацию производства. Крупные пред­приниматели в стремлении к расширению своих предприятий могут опираться не только на собственные капиталы, но и на крупный кредит. Благодаря большей подвижности банковского капитала темпы концентрации в банковском деле выше, чем в промышленности. Крупный банк, кредитующий несколько предприятий, заинтересован в целях сохранности своих средств, предоставленных этим предприятиям в ссуду, в ослаблении конкуренции между ними. Такой банк использует свое слия­ние на кредитуемые предприятия, побуждая их к объединению. Банковское дело не в меньшей мере, чем промышленность, является ареной конкуренции. Борьба идет за наибольшую долю в общем объеме банковских операций и прибылей. Круп­ные банки обладают огромными преимуществами перед менее крупными, а тем более средними и мелкими банками. Они бо­лее устойчивы, менее подвержены влияниям изменчивой конъюнктуры, сохранность вкладов в крупных банках более обес­печена. Это привлекает к ним и крупных, и мелких клиентов. Крупные банки несут относительно меньшие расходы на веде­ние банковских операций. Это позволяет им выделять специ­альные средства на рекламу, на содержание многочисленных филиалов, на предоставление льгот постоянным крупным вклад­чикам и на проведение других мер, рассчитанных на расшире­ние клиентуры. Крупные банки, пользуясь своими преимущест­вами, поглощают менее крупные банки, «присоединяют» их к себе, усиливая тем самым концентрацию банковского капитала.

Образование банковских монополий.

С ростом концентрации банков суживается Образование банковских монополий учреждений, к которым можно обращаться за кредитом. Между немногими банками, которые в силу процесса концентрации остаются во главе банковского дела, «все больше намечается и усиливается стремление к монополистическому соглашению, к тресту бан­ков». Крупнейший банк или союз нескольких крупных банков становится банком-монополистом.

Возникают также банковские объединения на базе общно­сти интересов. Это соглашение двух или нескольких крупных банков о совместном проведении какой-либо выгодной опера­ции. Образуются банковские синдикаты, объединяющие несколь­ко банков с целью проведения финансовой операции большого масштаба, которая непосильна для одного, даже крупного, банка (например, размещение государственного займа, органи­зация крупной акционерной компании и т. д.). Иногда такое объединение продолжает существовать и после проведения пер­воначально задуманной операции, охватывая в дальнейшем значительный круг разнообразных операции.

Возникают такие монополистические объединения банков, которые осуществляют контроль не путем формального согла­шения, а посредством скупки головным банком контрольных пакетов акций менее крупных банков. Нередко бывает, что и отдельный гигантский банк превращается в банковскую мо­нополию. В результате вытеснения своих соперников, поглощения множества мелких и средних банков, принудительного при­соединения к себе других банков, превращения ряда ранее са­мостоятельных банков в свои филиалы и открытия сети новых отделений такой банк устанавливает контроль над значитель­ном частью банковских ресурсов страны. В США примером банковской монополии этого типа является "Бэнк оф Америка" активы которого превышают 10 млрд. долл.

Как и в промышленности, монополия в банковском деле не уничтожает конкуренции, а существует над ней и рядом с ней. Идет борьба между монополистическими объединениями бан­ков и банками-аутсайдерами, мешающими своей самостоятельностью действиям таких объединений. Конкурируют между собой и сами банковские монополистические объединения. Борь­ба идет за выгодные объекты помещения капиталов.

Банковские монополии и углубление основного противоречия капитализма.

Выше уже говорилось, что монополии доводят до предела происходящее на протяжении всей истории капитализма обобществление капиталистического хозяйства.

капитализма Промышленные монополии завершают этот процесс в сфере производства, банковские монополии распрост­раняют его на сферу кредита.

Банковские монополии привлекают чужие капиталы в го­раздо большей степени, чем это делали крупные банки до им­периализма. Они превращают множество ранее самостоятель­ных банков в своп филиалы, создавая одновременно и новые филиалы.

Банковские монополии вторгаются в сферу деятельности сберегательных касс и почтовых учреждений, которые, производя операции с мельчайшими денежными суммами, захваты­вают в круг своего влияния самые широкие слои населения. Чтобы платить проценты по вкладам, государственные сберега­тельные кассы должны искать доходного помещения скапливаю­щихся у них денежных средств. Тут они неминуемо связыва­ются с банковскими монополиями, которые на деле становятся распорядителями капиталов сберегательных касс.

Капиталы, которыми оперируют банковские монополии, до­стигают громадных размеров. Горстка банков-монополистов концентрирует львиную долю банковского капитала.

В Англии пять крупнейших банков сосредоточили в своих руках около 9/10 всего банковского капитала страны. 66 крупнейших банков сосредоточили в своих руках свыше 38% всего банковского капитала в США. В США 10 крупнейших банков — «Бэнк оф Америка», «Гаранти траст компани» и др. — сосре­доточили в своих руках 23% общих ресурсов 13,5 тыс. банков страны. Банкам, страховым компаниям и прочим финансовым учреждениям США, находящим­ся под контролем узкой группы банковских монополий, принадлежит около половины всего национального богатства страны.

«Горстка монополистов подчиняет себе торгово-промышлен­ные операции всего капиталистического общества, получая воз­можность— через банковые связи, через текущие счета и дру­гие финансовые операции — сначала точно узнавать состояние дел у отдельных капиталистов, затем контролировать их, влиять на них посредством расширения или сужения, облегчения или затруднения кредита, и наконец всецело определять их

судьбу...».

Централизуя кредит, банковские монополии создают, таким образом, новую форму обобществления капиталистического хозяйств. Но это есть в то же время и новая ступень в раз­витии частнокапиталистической формы присвоения, так как громадные прибыли от контроля над множеством предприятии присваиваются узкой группой воротил крупнейших банков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]