Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 4. Форма стоимости, или меновая стоимость

Внутренние противоречия товара

Предшествующий анализ показал нам, что сочетание в товаре двух свойств — стоимости и потребительной стоимости — есть сочетание двух противоположных свойств. Как потребительные стоимости все товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы; напротив, как стоимости они качественно однородны и количественно соизмеримы. Вместе с тем эти противоположные свойства предполагают друг друга: чтобы вещь могла функционировать в качестве товара, она должна обладать и стоимостью, и потребительной стоимостью. Товар, следовательно, представляет собой единство противоположностей.

Мы знаем теперь также, что противоречие между потреби­тельной стоимостью и стоимостью товара является выражением двойственного, противоречивого характера труда товаропроиз­водителя: чтобы произвести товар, этот труд должен экономи­чески функционировать как качественно определенный конк­ретный труд и вместе с тем как лишенный качественных осо­бенностей абстрактный простой труд.

Нам уже известно далее, что экономическое раздвоение труда товаропроизводителей на конкретный и абстрактный труд обусловлено основным противоречием простого товарного производства: противоречием между частным и общественным характером, присущим труду производителей, связанных между собой системой общественного разделения труда и одновре­менно обособленных друг от друга частной собственностью, и вытекающим из нее отсутствием непосредственной обществен­ной увязки их частных работ.

Нам надлежит теперь проследить, каким образом очерчен­ные ранее внутренние противоречия товара проявляют себя внешне в процессе обмена.

Меновая стоимость – объективно необходимая форма выражения стоимости товара

Пока товар не вступит в меновое отноше­ние с другим товаром, его стоимость оста­ется скрытой. Единственно возможный спо­соб выражения стоимости товара и измере­ния ее величины — приравнивание товаров друг к другу в процессе обмена. Этот способ выражения стои­мости называется меновой стоимостью, или формой проявления стоимости (слово «проявления» для краткости опускаем).

Простая, или случайная, форма стоимости

Для сравнительно развитого товарного хозяйства характерна денежная форма стоимости, т.е. выражение стоимости товаров в деньгах. Однако денежная форма стои­мости — результат длительного исторического развития обмена и форм стоимости.

Анализ форм стоимости следует начинать с того, с чего на­чалась история. Наиболее древнюю форму стоимости Маркс назвал простой, или случайной, формой стоимости. Она соответствует тому этапу исторического развития, когда обмен еще только зарождался и когда отдельные виды продуктов труда лишь от случая к случаю превращались в товары. Мир товаров еще был очень скуден, и одному виду товаров противостояло в процессе обмена не множество других видов, а, как правило, всего лишь один вид. Выражение стоимости товара одного ви­да в товаре одного лишь другого вида — вот что подразумева­ется под простой, или случайной формой стоимости. Она может быть изображена уравнением х товара А = у товара Б (или х товара А стоит у товара Б). Например: 1 топор = 20 кг зерна.

Простая форма стоимости совсем не так проста, как это может показаться на первый взгляд. В ней таится сущность любой формы стоимости, в том числе и самой развитой, денеж­ной формы.

Простая форма стоимости уже предполагает наличие двух полюсов. На одном полюсе находится товар, который ищет выражения своей стоимости, на другом — товар, который слу­жит ему материалом для выражения своей стоимости. Первый товар находится в относительной форме стоимости, т.е. выра­жает свою стоимость посредством отношения ко второму то­вару. Второй товар находится в эквивалентной форме, т.е. функционирует как средство для выражения стоимости перво­го товара. Первый товар играет активную роль, второй — пас­сивную; Оба полюса выражения стоимости — относительная и эквивалентная формы — обязательно предполагают друг дру­га. Но вместе с тем они исключают друг друга: один и тот же товар не может в пределах данного менового отношения высту­пать и в качестве относительной формы стоимости, и в роли эквивалентной формы. Следовательно, два полюса выражения стоимости представляют собой единство противоположно­стей.

Рассмотрим более детально особенности относительной фор­мы стоимости. Обратим внимание прежде всего на ее качествен­ную сторону. Если при анализе уравнения 1 топор = 20 кг зер­на отвлечься от количественной стороны дела, то получим уравнение топор = зерну. Но сами по себе эти предметы как со­вокупности определенных физико-химических свойств отнюдь не однородны. Однородными эти предметы делает то, что в них имеется одно и то же экономическое (общественное) содержа­ние — абстрактный труд обособленных товаропроизводителей.

Но в уравнении 1 топор = 20 кг зерна выражается не только тот факт, что в топоре и зерне содержится абстрактный труд, но и тот факт, что в одном топоре содержится столько же тру­да, сколько в 20 кг зерна. Разберем теперь эту количественную сторону дела.

Специфический характер выражения стоимости путем при­равнивания различных товаров друг к другу обусловливает возможность несовпадения движения стоимости товара и тех пропорций, в которых он обменивается на другой товар. Урав­нение «1 топор = 20 кг зерна или 1 топор стоит 20 кг зерна» предполагает, что для производства 20 кг зерна требуется столько же труда, сколько для производства 1 топора. Но ра­бочее время, требуемое для производства топоров и зерна, под­вержено изменениям. И вполне очевидно, что меновые про­порции между топорами и зерном могут измениться не только в следствие изменения стоимости топоров, но и вследствие из­менения стоимости зерна. Допустим, что количество труда, тре­буемого для производства одного топора, осталось неизменным (неизменной, следовательно, осталась и величина его стоимо­сти), но количество труда, требуемого для производства 20 кг зерна, вдвое уменьшилось. В таком случае стоимость одного топора стала бы выражаться не в 20, а в 40 кг зерна. Общая формула здесь будет такова: изменения меновых пропорций между товарами находятся в функциональной зависимости не только от изменения стоимости товара, пребывающего в поло­жении относительной формы стоимости, но и от изменения стоимости товара, пребывающего в положении эквивалентной формы.

Рассмотрим теперь эквивалентную форму. Товар, играющий по отношению к другому товару роль эквивалента, приобретает в силу этой функции ряд важнейших принципиальных особенностей.

Товар-эквивалент имеет, как всякий товар, свою потреби­тельную стоимость, связанную с его физико-химическими свой­ствами. Но пока он находится в положении эквивалента (и только в рамках этой функции), его назначение состоит отнюдь не в том, чтобы служить людям в качестве потребитель­ной стоимости. Его физическое тело, его потребительная стои­мость служит зеркалом, в котором отражается чисто общест­венная субстанция — стоимость другого товара. Это значит, во-первых, что потребительная стоимость товара-эквивалента оказывается формой проявления своей противоположности — стоимости. Это значит, во-вторых, что конкретный труд, затра­ченный на производство товара-эквивалента, становится фор­мой проявления своей противоположности — абстрактного тру­да, затраченного на производство другого товара. Это значит, в-третьих, что частный труд производителя, создавшего товар-эквивалент, выступает в качестве своей прямой противополож­ности — непосредственно общественного труда.

Полная, или развернутая, форма стоимости

По мере развития обмена и приобретения им более или менее регулярного характера простая (или случайная) форма стоимости сменяется полной, или развернутой, формой

стоимости. При этой форме стоимости товару, выражающему свою стоимость, противостоят в качестве эквивалентов товары не одного, а множества видов, ибо на этой стадии развития обмена предметами обмена являются уже не единичные, а многочис­ленные виды продуктов труда. Полная, или развернутая, форма стоимости может быть представлена следующим образом: х то­вара А = у товара Б, или = z товара В, или = q товара Г, или = n товара Д и т.д.

При полной (или развернутой) форме стоимости мы имеем еще дело с непосредственным обменом товара на товар. Та­кой обмен наталкивался на определенные границы. Если, например, владелец топора нуждался в данное время в зерне, то он мог приобрести его без затруднений только в том случае, если владелец зерна нуждался именно в топоре. Если же по­следний нуждался в данное время не в топоре, а, скажем, в холсте, то обмен топора на зерно уже наталкивался на большие трудности. Эти трудности давали себя знать все более ощутимо по мере развития обмена и вовлечения в него все более широ­кого круга продуктов труда.

Как же были преодолены тесные границы обмена, заложен­ные в природе непосредственного обмена? Они были преодо­лены стихийно самим развитием обмена.

Всеобщая форма стоимости

Постепенно из общей товарной массы стали выделяться отдельные товары, начинавшие играть роль главных предметов обмена, роль наиболее ходких товаров. В одних местностях такую роль стал играть скот, в других — хлеб (зерно), в третьих — меха и т.д. Обмен своего товара на этот особый, наиболее ход­кий товар обеспечивал каждому товаровладельцу возможность последующего беспрепятственного приобретения любого необ­ходимого ему товара, любой потребительной стоимости. Тем са­мым на смену развернутой форме стоимости пришла всеобщая форма стоимости, которая может быть представлена так:

n товара Е

В данном случае товар Е выступает в роли всеобщего эквивалента, он является тем материалом, в котором выражают свою стоимость все остальные товары. Благодаря этому все товары получают единую форму выражения стоимости. Внут­реннее единство всех товаров как сгустков одинакового абстрактного общественного труда, как стоимостей находит единообразную внешнюю форму выражения. Все товары выражают те­перь свою стоимость в одной и той же потребительной стои­мости. Содержащийся в них один и тот же абстрактный труд проявляется в продукте одного и того же вида конкретного тру­да; содержащийся в них общественный труд проявляется в од­ном и том же продукте частного труда.

На разных этапах исторического развития, в различных странах и местностях роль всеобщего эквивалента играли разнообразные товары — скот, меха, редкие ракушки, чай, соль и т.д. Но постепенно роль всеобщего эквивалента прочно закре­пляется за одним товаром, становится его общественной моно­полией. Все другие эквиваленты вытесняются. Всеобщая форма стоимости превращается в денежную форму стоимости.

Денежная форма стоимости. Сущность денег

Денежная форма стоимости отличается от всеобщей только тем, что при ней всем товарам противостоит такой особый товар, который прочно и надолго завоевал монополию на роль всеобщего эквивалента. Такой особый товар мы называем денежным товаром, или просто деньгами.

Задолго до благородных металлов роль денег у разных на­родов играли различные товары. Сравнительно с другими на­иболее широкую сферу распространения имели такие денежные товары, как скот и меха.

Но уже в древней Греции и в Римской империи за несколь­ко веков до нашей эры на смену всем другим товарам, выпол­нявшим ранее роль денег, окончательно и бесповоротно прихо­дят благородные металлы.

На протяжении долгого времени роль денег в различных странах выполняли оба благородных металла — серебро и зо­лото. Однако во второй половине XIX в. роль денег монопольно завоевывает золото.

Благородные металлы обладают такими естественными свойствами, которые делают их наиболее пригодными для вы­полнения общественных функций всеобщего эквивалента. К этим свойствам относятся:

а) однородность — два куска золота пли серебра одинакового веса ничем не отличаются друг от друга. Это свойство особенно важно. Субстанцией стоимости является, как мы уже знаем, качественно однородный, одинако­вый абстрактный труд. Поэтому для выражения стоимости товаров лучше всего подходит такой товар, все экземпляры которого качественно одинаковы и различаются лишь количест­венно, по весу;

б) делимость — в отличие от мехов или скота благородные металлы делятся на части без потери стоимости, что весьма важно для денежного товара, который призван обслу­живать обмен товаров самой различной стоимости;

в) порта­тивность — весьма малые, легко переходящие из рук в руки весовые количества серебра (и особенно золота) имеют высокую стоимость и потому способны обслуживать обращение крупных масс сравнительно дешевых товаров;

г) сохраняемость — бла­городные металлы не подвержены порче и связанной с ней потере стоимости.

Естественные свойства золота (и серебра) говорят нам о том, почему именно эти товары лучше других могут выполнять функции всеобщего эквивалента. Но появление денег вызвано, как мы уже знаем, не естественными свойствами вещей, а опре­деленными общественными условиями производства.

В свое время золото являлось обычным товаром. Но и после его стихийного выделения из всего товарного мира и превра­щения в деньги оно сохраняет свою товарную природу. Как и во всяком товаре, в нем овеществлен абстрактный общественный труд, количество которого изменяется с изменением усло­вий его производства (добычи). Только потому, что золото са­мо имеет стоимость, оно может служить средством выражения стоимости всех других товаров.

Однако золото как деньги уже не является рядовым, обыч­ным товаром. По отношению ко всему товарному миру оно как деньги всегда находится в положении эквивалентной формы стоимости. А это значит, что его товарное тело, его потреби­тельная стоимость является непосредственным воплощением стоимости всех товаров; затраченный на его производство конкретный труд является непосредственным воплощением абстрактного общечеловеческого труда; затраченный на его про­изводство частный труд — непосредственным воплощением об­щественного труда.

Особое, привилегированное положение денежного товара сказывается также в том, что наряду со своей обычной потре­бительной стоимостью, связанной с его физико-химическими свойствами, он в качестве денег приобретает дополнительную потребительную стоимость, связанную с его общественной функ­цией. Благодаря своим естественным свойствам золото может служить материалом для изготовления различного рода юве­лирных изделий, искусственных зубов и т.д. Но в качестве де­нег золото обладает еще одной потребительной стоимостью. Она заключается в его способности непосредственно обмени­ваться на все товары и таким путем удовлетворять любые пот­ребности его владельца.

Следовательно, в противоположность всем прочим товарам, каждый из которых обладает особенной потребительной стои­мостью, денежный товар обладает всеобщей потребительной стоимостью.

Распадение товарного мира на товар и деньги представляет собой законченную форму внешнего проявления внутренних противоречий, заключенных в товаре. Эти противоречия приоб­ретают новую форму существования — форму противополож­ности между товарами вообще и деньгами. Лишь будучи обме­чен на деньги, каждый товар — продукт непосредственно частного труда — получает общественное признание. Лишь в этом критическом для товара процессе превращения в деньги зак­люченный в нем труд взвешивается и учитывается в качествен­ном и количественном отношениях как частица общественного труда. «Продукт отдельного производителя, предназначенный на чужое потребление, может дойти до потребителя и дать право производителю на получение другого общественного про­дукта только принявши форму денег, т.е. подвергшись предварительно общественному учету как в качественном, так и в количественном отношениях. А учет этот производится за спиной производителя, посредством рыночных колебаний».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]