Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 6. Буржуазные теории кризисов

Кризис обнажает все язвы капиталистического способа производства. По­этому буржуазная политическая экономия пытается доказать, что кризисы не обязательны, что они могут быть преодолены при помощи тех или иных способов регулирования капиталистической экономики. В качестве причины кризисов обычно указываются факторы, лежащие в сфере обращения.

Огромную роль в ходе капиталистического цикла играет кредит. Обычно кризис характеризуется острым недостатком денег как средства платежа. Де­нежный кризис сплошь и рядом является либо предвестником, либо спутни­ком циклического кризиса перепроизводства. Если отвлечься от денежных кризисов, развертывающихся под влиянием факторов, непосредственно не свя­занных с ходом промышленного цикла, и рассматривать ту форму денежного кризиса, которая сопровождает или предвещает кризис в сфере производства, то создается впечатление, что причина кризиса заключается в недостатке де­нег. Многие буржуазные экономисты усматривали причину кризиса в явлениях кредитно-денежного порядка. В соответствии с этим и предлагались разнооб­разные меры в области кредитно-денежной политики, способные якобы слу­жить орудием преодоления кризисов.

540

В самом деле, если причина кризисов лежит в сфере кредита и денежного обращения, то кризисов можно избежать. Для этого нужно лишь проводить правильную кредитно-денежную политику.

К. Маркс высмеял подобные теории, указав, что их авторы принимают следствие за причину и уподобляются «теоретикам», которые видимое движе­ние Солнца вокруг Земли принимают за действительное. В период кризиса действительно ощущается недостаток кредита и денег. Однако этот недостаток сам является следствием определенных явлений в процессе воспроизводства, которые не нашли еще наглядных внешних форм выражения. По мнению Туган-Барановского, причина кризиса заключается в том, что в период подъ­ема запас свободных ссудных капиталов постепенно исчерпывается. По Туган-Барановскому получается, что при постоянном наличии свободных денежных капиталов подъем может продолжаться вечно. Эта теория, связывающая кри­зис с денежно-кредитными факторами, опирается у Тугана на его исходное утверждение о возможности безграничного расширения капиталистического производства, независимо от тех антагонистических отношений, которые на­ходят свое выражение в противоречии между производством и потреблением. В главе 22 были критически разобраны утверждения Туган-Барановского о возможности безграничного расширения производства при капитализме за счет I подразделения без соответствующего увеличения производства во II подразделении или даже при его сокращении. Именно эти воззрения и слу­жат основой теорий кредитно-денежного регулирования капиталистического цикла.

Теории, связывающие кризис с тем или иным состоянием кредита, широко распространены и в современной буржуазной политической экономии. В 20-х годах немецкий экономист Альберт Ган выступил с утверждением, что причина кризиса кроется в неправильной политике банков, которые-де во время эко­номического спада не развертывают в достаточных масштабах кредитных операций. Спасение капитализма от кризисов Ган видел в предоставлении банкам возможности безгранично расширять кредит.

Кредит играет, безусловно, важную роль в процессе капиталистического воспроизводства. Он является фактором его ускорения. Кредит раздвигает рамки капиталистического производства. Он облегчает и ускоряет процесс перелива капиталов из одних отраслей в другие. Определенное состояние кре­дита и денежного обращения может оказать воздействие на развертывание кри­зиса. Искусственное ограничение кредита вследствие неправильной кредитной политики может ускорить наступление кризиса и обострить его. Эластичная кредитная политика в состоянии смягчить отдельные кризисные явления. Но движение ссудного капитала само по себе не определяет хода промышленного цикла. Последний определяется факторами, лежащими в сфере производство, в основных противоречиях капиталистического производства, которые не мо­гут быть разрешены или устранены средствами кредитной политики.

Дж. Кейнс также утверждал, что при помощи кредитных мероприятии можно избежать кризиса. По Кейнсу, причина кризисов заключается в склон­ности людей к сбережениям, к увеличению непотребляемой части доходов. Склонность к сбережениям влечет за собой ограниченность спроса, вследствие чего норма прибыли оказывается низкой, что ослабляет стимулы предприни­мателей к вложению своих капиталов в производство. Выход из этого, по мнению Кейнса, заключается в том, чтобы максимально удешевить кредит, понизить ссудный процент, увеличив, таким образом, размер прибыли функ­ционирующих капиталистов.

Теория Кейнса порочна и в своей теоретической и в своей прикладной части. Несмотря на противоречие между производством и потреблением, ко­торое имеется при капитализме, стихийный механизм капиталистического рас­ширенного воспроизводства создает возможность выхода из кризиса. Что же касается предложений Кейнса об удешевлении и расширении кредита, надо иметь в виду, что, как бы значителен ни был кредит, он не может устранить противоречий, заключенных в капиталистическом производстве, и, следователь­но, кризисы неизбежны. Разочарование в теории Кейнса, наблюдающееся ныне среди буржуазных экономистов, не случайно, французский буржуазным экономист Афтальон пытался объяснить кри­зисы исходя из специфических особенностей процесса воспроизводства основ­ного капитала. Отправляясь от этих особенностей, Афтальон утверждал, что кризисы неизбежны и при социализме, поскольку, мол, при социализме основ­ной капитал будет играть еще большую роль, чем в условиях капитализма. Афтальон не понял, что причина кризиса коренится не в тех или иных особен­ностях воспроизводства отдельных элементов общественного капитала, а в са­мом характере капиталистического воспроизводства, заключающего в себе антагонистическое противоречие между общественным характером производ­ства и частнокапиталистической формой присвоения.

Но именно этот вывод и страшен для буржуазной политической эконо­мии, выполняющей функцию идеологической защиты капитализма. Вот почему буржуазная политическая экономия прилагает все усилия, чтобы затушевать истинные причины кризисов. Когда несостоятельность очередной буржуазной теории кризисов становится очевидной, на смену ей тотчас выдвигается новая теория, которая пытается найти новые доказательства возможности избежать кризисов перепроизводства, новые формы апологии капитализма.

Буржуазная политическая экономия начала свои теоретические изыскания в области теории воспроизводства с отрицания общих кризисов перепроизвод­ства, с признания возможности только частичных кризисов. Когда же кризисы приняли всеобщий характер, буржуазные экономисты стали объяснять кри­зисы явлениями, не связанными непосредственно с внутренней природой капиталистического способа производства. Появились многочисленные и разно­образные теории. Среди них можно было найти и такие «объяснения» кризи­сов, как периодическое появление пятен на Солнце, хотя известно, что пятна на Солнце существуют бесконечное количество времени, а кризисы — только с начала XIX в. Дело дошло до создания теорий, которые вообще пытаются отрицать существование кризисов. Очень много потрудился в этом направле­нии видный американский экономист Митчел. В книге «Экономические циклы» он попытался вообще вытравить понятие кризиса.

Но дело не в названиях. Факты истории таковы, что капитализму свой­ственна ломаная кривая развития. Современный уровень производительных сил, достижения науки и техники приводят к созданию новых, все более со­вершенных машин, которые повышают производительность человеческого труда, безгранично увеличивают возможности непрерывного расширенного воспроизводства. Но капитализму свойственна прерывистая форма воспроиз­водства, причем фазы подъема становятся все менее интенсивными и продол­жительными, а фазы кризиса и депрессии — все более глубокими и длитель­ными. Каждый кризис буржуазные экономисты объявляют исключительным и последним, но кризисы продолжают повторяться с неумолимой регулярно­стью, а интервалы между ними все более сокращаются.

Кризисы прямо свидетельствуют о том, что наступила пора привести отношения собственности в соответствие с характе­ром производства. Именно поэтому буржуазная политическая экономия и вторящие ей ревизионисты изобретают одну теорию кризиса за другой. Они пытаются доказать недоказуемое, доказать, что капитализм может развиваться без кризисов.

Только ликвидация капиталистической собственности и заме­на ее социалистической собственностью, соответствующей ха­рактеру современного общественного производства, уничтожает кризисы и создает возможность непрерывного расширенного воспроизводства. Это теоретическое положение, давно выдви­нутое марксизмом-ленинизмом, полностью подтверждено практикой социалистического строительства.

ОТДЕЛ ВТОРОЙ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ—ИМПЕРИАЛИЗМ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]