Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

Глава 6

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

§ 1. Основные черты феодальных производственных отношений

К. Маркс указывал, что «...крупная земельная собственность была подлинной основой средневекового, феодального обще­ства».

Феодальные поземельные отношения характеризовались тем, что земля принадлежала феодалам. В ряде восточных стран, особенно в раннефеодальный период, собственником земли яв­лялось и феодальное государство. На землях феодалов распо­лагались не только многочисленные деревни и села, но и зна­чительное количество городов. Поэтому в сферу эксплуатации феодалов попадали не только крестьяне, но и городские ремес­ленники. Феодальная собственность означала полное господство феодала в пределах определенной территории, включая власть над людьми, населявшими эту территорию. Отношения земельной собственности были неразрывно связаны с отношениями личной зависимости.

Отношения личной зависимости пронизывают весь общественно-экономический строй феодализма. «...Мы находим здесь людей, — указывал К. Маркс, — которые все зависимы — кре­постные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и попы. Лич­ная зависимость характеризует тут как общественные отноше­ния материального производства, так и основанные на нем сферы жизни».

Наиболее распространенной и законченной формой личной зависимости крестьян от помещиков было так называемое кре­постничество, или крепостное право.

Отношения личной зависимости крестьян от феодалов (поме­щиков) выступали как антагонистические отношения между эксплуатируемыми непосредственными производителями и экс­плуататорами-феодалами. Но характер отношений был уже иной, чем при рабстве.

Крестьянин имел средства производства, сельскохозяйствен­ные и ремесленные орудия, рабочий и продуктивный скот. Го­родские ремесленники также имели в своей единоличной собственности средства производства. И крестьяне, и ремеслен­ники имели свое собственное жилье и хозяйственные постройки. Некоторые средства производства, например, колодцы, дороги, иногда выгоны для скота, находились в собственности сельской общины, сохранившейся в известной степени в ряде мест, не­смотря на процесс феодализации и связанное с этим закрепо­щение крестьян и подчинение общины феодалу.

§ 2. Формы феодального производства и феодальной земельной ренты. Феодальная эксплуатация

Феодальное производство велось в двух основных формах: в форме барщинного хозяйства и в форме оброчного хозяйства. Для обеих форм хозяйства общим являлось то, что:

а) непо­средственный производитель находился в личной зависимости от феодала (помещика);

б) феодал считался собственником всей земли, на которой велось земледельческое производство;

в) непосредственный производитель — крестьянин имел в поль­зовании земельный надел, на котором он вел свое индивиду­альное хозяйство;

г) все земледельческое производство осу­ществлялось трудом и орудиями труда (живым и мертвым инвентарем) крестьян;

д) крестьяне затрачивали прибавочный труд и создавали прибавочный продукт для помещика в по­рядке внеэкономического принуждения.

Поскольку крестьяне имели собственные средства производ­ства, необходимые для ведения самостоятельного хозяйства, феодал мог заставить их работать на себя, т.е. эксплуатиро­вать лишь путем внеэкономического принуждения, являвшегося следствием системы личной зависимости. «Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, — писал В. И. Ленин, — то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство».

Крестьянский надел служил основой для существования са­мого крестьянина и членов его семьи. В отличие от рабства, где главным источником рабочей силы являлись войны, инди­видуальное крестьянское хозяйство обеспечивало более или менее регулярное воспроизводство рабочей силы.

Таким образом, хотя при феодализме, так же как и при рабстве, существовало внеэкономическое принуждение непо­средственного производителя к труду, между феодальным и рабовладельческим хозяйством имелось весьма важное разли­чие. В отличие от раба, который не имел своего хозяйства, не имел никаких средств производства, феодальный крестьянин был наделен земельным участком, имел свое хозяйство. Более того, крестьянин в своем хозяйстве воспроизводил орудия сель­скохозяйственного производства.

Барщинное хозяйство

При барщинном хозяйстве вся земля феодального поместья распадалась на две

части. Одна часть — барская земля, на которой трудом и инвен­тарем крестьян велось производство сельскохозяйственных про­дуктов, полностью присваивавшихся феодалом-помещиком. На барской земле осуществлялась, таким образом, затрата прибавочного труда крестьян, производство прибавочного про­дукта.

Другая часть земли крестьянская, получившая название надельной. На этой земле крестьяне вели хозяйство для себя, создавали необходимый продукт, т.е. продукт, необходимый для существования самих крестьян и их семей, а также для восстановления изношенной части сельскохозяйственного живого и мертвого инвентаря.

Оброчное хозяйство

При оброчном хозяйстве практически вся земля передавалась крестьянам в надел.

Все сельскохозяйственное производство осуществлялось в хо­зяйствах крестьян, находившихся на оброке. Одна часть соз­данного в хозяйстве продукта в виде оброка передавалась крестьянином феодалу-помещику, а другая часть оставалась у крестьянина как фонд воспроизводства его рабочей силы и поддержания существования членов его семьи, а также как фонд воспроизводства крестьянского инвентаря, живого и мертвого.

Необходимый и прибавочный труд при барщинной и оброчной системах хозяйства

При барщинной системе хозяйства необходимый и прибавочный труд эксплуатируемого феодалом производителя были отделены друг от друга в пространстве и во времени: необходимый труд затрачивался па крестьянском надельном поле, прибавочный — на барском поле. Одни дни недели крестьянин работал на своем поле, а другие — на барском поле.

При оброчной системе хозяйства весь труд крестьянина — необходимый и прибавочный — затрачивался в хозяйстве крестьянина.

При барщине прибавочный труд отдавался помещику в своей натуральной форме как определенное количество барщинных дней. При оброке прибавочный труд отдавался не в своей на­туральной форме, а в форме продукта. Поэтому здесь совер­шенно осязательно выступает различие между необходимым и прибавочным продуктом: то, что в виде оброка крестьянин от­дает помещику-феодалу, и есть прибавочный продукт. Та часть продукта, которая остается у него в хозяйстве, составляет не­обходимый продукт. Различие между необходимым и приба­вочным продуктом здесь физически осязаемо. При барщине различие между необходимым и прибавочным трудом тоже фи­зически осязаемо, ибо они, как мы уже говорили, отделены друг от друга в пространстве и во времени.

Прибавочный труд при барщине мало отличался от раб­ского труда. Продукт всего труда, затраченного на барщине, присваивался помещиком-феодалом, в результатах этого труда непосредственный производитель — крестьянин нисколько не был заинтересован, и сельскохозяйственные работы на бар­ской земле производились, как правило, небрежно. Поэтому феодалы-помещики переводили своих крестьян на оброк. Ко­нечно, можно было увеличивать размер прибавочного продукта путем увеличения прибавочного труда, т.е. количества барщинных дней. Однако здесь помещик наталкивался на известные границы: крестьянин должен был иметь возможность создавать в своем хозяйстве хотя бы тот физический минимум средств существования, без которого он и его семья были бы обречены на голодную смерть.

Количество барщинных дней не было везде одинаковым. В России, например, было узаконено три дня. Но затем поме­щики увеличивали разными путями число барщинных дней до того, что крестьянам оставались только воскресные дни и ночи. Но это приводило к подрыву и крестьянского, и барского хо­зяйства.

При оброке помещик гарантировал себе определенную ве­личину прибавочного продукта. Правда, увеличение оброка встречало сопротивление крестьян. История феодализма полна примеров острой борьбы, которую крестьяне вели против по­стоянных попыток феодалов увеличить размеры оброка. С те­чением времени оброк натурой начал сочетаться с денежным оброком или полностью заменялся деньгами. И крестьянин должен был не только произвести прибавочный продукт, но и превратить его в деньги. Во многих феодальных поместьях применялась смешанная система: наряду с барщиной крестьяне должны были доставлять и оброк. Случалось, что в одних по­местьях преобладала барщина, в других оброк.

Кроме сельскохозяйственных работ, помещики заставляли крестьян выполнять дорожные, гужевые и другие работы.

Феодальное производство и внеэкономическое принуждение к труду

Экономической основой феодальной эксплуатации является феодальная собственность на землю, связанная с личной зависимостью, которая предполагает те или иные формы внеэкономического принуждения.

Без собственности на землю феодал не мог бы осуществить эксплуатацию крестьян. Чтобы эксплуатировать крестьян, он должен иметь землю, на которой бы работали крестьяне. В этом смысле феодальная собственность на землю является основой феодального способа производства. Однако власти над землей в условиях феодализма недостаточно для того, чтобы осуществить эксплуатацию непосредственных производителей. Хозяйство при феодальном способе производства органи­зовано таким образом, что без отношений личной зависимости и без связанной с ними возможностью внеэкономического при­нуждения нельзя реализовать феодальное экономическое отно­шение.

Внеэкономическое принуждение может применяться и при других способах производства, но в рабовладельческом и в феодальном обществе внеэкономическое принуждение выступает как необходимое и обязательное условие каждого конкрет­ного хозяйства, которое ведет эксплуататор, собственник средств производства. Поэтому отношения зависимости носят персо­нальный характер. Конкретный крестьянин является крепостным конкретного феодала-помещика.

Необходимость внеэкономического принуждения не озна­чает, что оно является единственным условием осуществления феодальных отношений производства. Без внеэкономического принуждения нет полного феодального отношения, но одного внеэкономического принуждения недостаточно для осуществле­ния феодального отношения. Для этого необходимы феодальные поземельные отношения.

Главным средством труда при феодализме являлось есте­ственное средство труда — земля, и поземельные отношения были определяющими отношениями феодального способа произ­водства. Форма экономической реализации феодальной земель­ной собственности предполагает, что непосредственный процесс производства осуществляется крестьянами, которые обязательно имеют землю в качестве объекта своего хозяйства. Как мы видели, при барщине объектом крестьянского хозяйства яв­ляется часть земли феодального поместья, при оброчной си­стеме вся земля является объектом крестьянского хозяйства.

Формы феодальной земельной ренты

Поземельные отношения формируют основное производственное отношение феодального способа производства. Поэтому содержание феодальных производственных отношений находит свое выражение в феодальной земельной ренте, которая и пред­ставляет экономическую форму реализации собственности фео­далов на землю.

В условиях барщинного хозяйства прибавочный труд извле­кается путем принуждения крепостного крестьянина к работе на барском поле. Прибавочный труд присваивается здесь в форме отработочной ренты.

В условиях оброчной системы прибавочный труд присваи­вается феодалом в форме прибавочного продукта. Такая форма феодальной ренты носит название ренты продуктами. «Продук­товая рента, — писал К. Маркс, — предполагает более высокую культуру производства у непосредственного производителя, следовательно, более высокую ступень развития его труда и общества вообще; и отличается она от предыдущей формы тем, что прибавочный труд должен выполняться уже не в его на­туральном виде, а потому уже не под прямым надзором и при­нуждением земельного собственника или его представителя; напротив, непосредственный производитель должен выполнять его под свою собственную ответственность, подгоняемый силой отношений вместо непосредственного принуждения и постановлением закона вместо плети».

Рента продуктами, как и отработочная форма ренты, пред­полагает существование натурального хозяйства, соединение земледелия с деревенскими промыслами, с деревенской про­мышленностью.

Если оброк устанавливается в деньгах, то прибавочный труд присваивается феодалом уже не в виде труда и не в виде продукта труда, а в денежной форме.

Переход к денежной ренте произошел в результате даль­нейшего роста разделения труда, что вызывало развитие обмена и постепенное распространение в обществе товарно-денежных отношений.

Особенности рентных отношений в странах Востока

Известное своеобразие в развитии форм феодальной земельной ренты и форм зависимости непосредственных производителей от феодалов имелось во многих странах Востока.

Поскольку на Востоке в качестве основного собственника земли и ирригационных сооружений выступало феодальное го­сударство, крупное господское хозяйство здесь долгое время не складывалось. Преобладающей формой феодальной земель­ной ренты в большинстве стран Востока была не барщина, а рента продуктами, отчасти же денежная рента, которые взи­мались с крестьян государственными чиновниками. Обычно значительную часть собранных средств государство выделяло (в натуральной или денежной форме) феодалам в виде свое­образного жалованья.

Основной экономический закон феодализма

Цель феодального производства состояла в производстве принудительным трудом не­ посредственных производителей — крестьян и ремесленников — прибавочного продукта, предназначенного для паразитического потребления феодалов, присваивавших его в виде феодальной земельной ренты.

Существо основного экономического закона феодализма со­стояло в том, что прибавочный продукт, создававшийся в ре­зультате принуждения к труду лично зависимых от феодалов крестьян, присваивался феодалами в форме феодальной земель­ной ренты для паразитического потребления.

Феодальное воспроизводство

Поскольку и при барщине, и при оброчном хозяйстве крестьянин имеет все, что необходимо ему для поддержания своего хозяйства, он совершенно не заинтересован в том, чтобы устанавливать какие-либо производственные отношения с феодалом-помещиком. Ведь последний просто-напросто паразитически потребляет прибавочный труд и прибавочный продукт крестья­нина. Если бы в один прекрасный день феодалы просто исчезли, то ни одно крестьянское хозяйство не лишилось бы каких-либо условий своего воспроизводства. Более того, крестьяне были бы освобождены от необходимости отдавать прибавочный труд феодалу-помещику. Поэтому воспроизводство на феодаль­ной основе непременно предполагает внеэкономическое принуж­дение.

Объем производства при феодализме возрастал медленно, иногда совершенно неощутимо на протяжении жизни несколь­ких поколений. Медленно повышались потребности непосред­ственных производителей и их семей. Общая тенденция роста производства проявлялась лишь в течение длительного периода времени.

В ряде случаев имело место расширенное воспроизводство, которое, однако, не было типичным и не представляло собой непрерывного процесса.

Типичным для феодализма было простое воспроизводство, т.е. простое повторение процесса производства без сколько-нибудь заметного увеличения его масштабов на протяжении долгого времени.

Движущим мотивом феодального производства являлось производство прибавочного продукта для паразитического по­требления феодалов. Феодалы же почти никогда не использо­вали получаемый ими продукт для расширения производства. Если даже в помещичьем хозяйстве и осуществлялось расширенное воспроизводство, то оно означало расширение производ­ства прибавочного продукта. Феодалы, как известно, стреми­лись именно к такому расширенному воспроизводству. Оно и являлось предметом острых конфликтов между помещиками и крестьянами.

Определяющим выступало воспроизводство, совершавшееся в крестьянском хозяйстве. Крестьянским трудом воспроизводи­лись не только продукты, идущие на удовлетворение личных потребностей феодалов (прибавочный продукт) и самих произ­водителей (необходимый продукт), но и условия для последую­щего продолжения процесса производства в хозяйстве крестья­нина.

Крестьянин должен был выполнять хозяйственные работы, которые обеспечивали непрерывность производства: ремонт орудий труда, замену износившихся орудий новыми, соз­дание запасов семенного зерна. «...Продукта крепостного,— писал К. Маркс, — должно быть здесь достаточно для того, чтобы, кроме средств его существования, возместить и условия его труда».

Увеличение масштабов производства в крестьянском хозяйстве сдерживалось тем, что при таком увеличении феодалы (или сборщики государственных налогов) начинали взимать дополнительные рентные платежи. Но с другой стороны, для того чтобы выплачивать повышенную ренту, крестьянину при­ходилось сохранять увеличенный однажды масштаб произ­водства.

Источником всякого увеличения производства является при­бавочный продукт. Поэтому расширенное воспроизводство могло осуществляться только в том случае, если какая-то часть прибавочного продукта время от времени направлялась на расширение и улучшение производства. Происходило это эпизодически и преимущественно в тех случаях, когда в силу наличия ранее фиксированных повинностей, которые обычно устанавливались на довольно длительное время, феодал не успевал сразу присвоить полностью все результаты роста про­изводительности труда в крестьянском хозяйстве.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]