Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 7. Колониальная система империализма

В результате перехода к империализму сложилась колони­альная система империализма — всемирная система экономиче­ских, политических, идеологических и других общественных от­ношений порабощения и эксплуатации монополистическим ка­питалом народов экономически слаборазвитых и отсталых стран.

Национальный капитал в колониях.

Развитие производительных сил при капи­тализме зависит прежде всего от условий накопления капитала.

Англия, Франция и другие страны Западной Европы на заре их капиталистического развития не были объектом колониаль­ной эксплуатации. Вся масса прибавочной стоимости, создан­ная трудом наемных рабочих, за вычетом части, уходившей на личное потребление капиталистов, оставалась внутри этих стран и могла обращаться на накопление. Огромные поступления от грабежа заморских территорий дополняли внутренние источ­ники накопления. Сочетание таких условий вызвало быстрое экономическое развитие этих стран.

В колониях вследствие господства иностранного капитала прибавочная стоимость, создаваемая на предприятиях монопо­лий, чаще всего не обращается на нужды накопления. В форме доходов монополий она утекает за границу. В этом одна из причин экономической отсталости колоний.

Развитие капитализма в ряде стран Западной Европы сдер­живалось значительными пережитками феодализма, которые порождали узость внутреннего рынка. Национальный капитал "в странах Азии и Африки сталкивается с этим препятствием в наибольшей степени, ибо там пережитки феодализма особенно сильны. В этих странах существуют и дополнительные причины, сужающие емкость внутреннего рынка. Путем неэквивалентного обмена и вывоза прибавочной стоимости в метрополии изы­мается огромная часть национального дохода этих стран, до­ходящая нередко до 40% его общего объема. Это соответствен­но снижает покупательную способность на внутреннем национальном рынке. Всеми этими обстоятельствами создается спе­цифически колониальная узость внутреннего рынка.

Серьезное препятствие перед национальным капиталом воз­двигает конкуренция иностранных монополий. Силы и возмож­ности сторон в этой борьбе не равны. Монополии опираются па передовую машинную технику; национальный капитал, как правило,— на полукустарное производство. Тем самым для на­ционального капитала складываются специфические, «колони­альные», условия конкуренции. Их результатом является уду­шение национального производства иностранными монопо­лиями.

Все эти неблагоприятные условия затрудняют для наци­онального капитала деятельность в сфере производства. Он уст­ремляется преимущественно в сферу обращения, в покупку земли, что ограничивает и без того слабую его роль в развитии национальных производительных сил.

Докапиталистические формы производства.

В колониальных странах подавляющую Докапиталистические формы производства. часть населения обычно составляет крестьянство, ведущее натуральное или мелко­товарное хозяйство. Оно создает основную Долю сельскохозяй­ственной продукции этих стран и большую часть их националь­ного дохода.

Длительное господство колонизаторов, феодалов, латифун­дистов резко усилило отделение земли от непосредственных производителей — крестьян. Лучшие земли были захвачены ино­странными колонизаторами и перешли в их собственность. Помимо того, укрепляя, а иногда даже искусственно насаждая феодально-помещичье землевладение, колонизаторы способст­вовали присвоению земель крестьян местной знатью. В резуль­тате этого обезземеливание крестьян в колониях осуществля­лось такими темпами и в таких масштабах, которые нетипичны для стран Европы. Так, например, к концу английского господства в Индии 3/4 крестьян фактически не имели собственной земли. В Индонезии число безземельных и малоземельных крестьян достигало 95% общего их количества.

В результате обезземеливания крестьянства исключительное развитие получила земельная аренда в ее специфических, коло­ниальных, формах. Посредники — арендаторы и субаренда­торы— присваивали до 60—80% валового продукта земле­дельца. Из остатка продукта крестьянин должен еще оплачивать налоги и подати.

Резко ухудшило положение основной массы крестьян насаж­дение плантаций иноземных монополий. Благодаря применению машин и современных методов обработки земли затраты труда

-на единицу продукции в плантационном хозяйстве значительно ниже, чем в хозяйстве мелких крестьян. А так как цены миро­вого капиталистического рынка ориентируются на издержки производства в капиталистических плантациях, мелкие земле­дельцы при продаже своего продукта не могут возместить дей­ствительных затрат труда.

Пока крестьянин работал на местный рынок, он сам сбывал свой продукт потребителю. Специализация крестьянского хо­зяйства на производстве сельскохозяйственных товаров для им­периалистических держав отдалила рынок сбыта на многие ты­сячи километров.

Непосредственная связь простого товаропроизводителя с по­требителем оказалась разорванной. Между ними стали крупные посредники, присваивающие до 70—75% рыночной цены про­дуктов.

Особо неблагоприятные условия существования крестьян­ского хозяйства в колониях порождают крайнюю его неустой­чивость и тем создают благодатную почву для бурного расцве­та ростовщичества. Неурожай, необходимость платежа налогов, падеж скота, каждая случайность представляют удобный мо­мент, когда может присосаться паразит—ростовщик. Ростов­щический капитал еще более истощает производство, ограни­чивает возможности расширенного воспроизводства.

Половинчатые буржуазные или буржуазно-помещичьи аграр­ные реформы, проведенные в некоторых странах, не внесли ко­ренных изменений в аграрные отношения.

Результатом этого является обострение продовольственной проблемы. По данным Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока, около 1/3 населения этого района страдает от голодания. В отчете Продовольственной организации ООН (ФАО) за 1964 г. сообщается, что из 200 млн. насе­ления Латинской Америки 120 млн. живет в условиях систематического недое­дания. До второй мировой войны страны Азии, Африки, Латинской Америки

в целом были крупными экспортерами продовольствия и вывозили ежегодно около 11 млн. т зерна. В 1964 г. они вынуждены были ввезти 25 млн. т зерна, а к 1980 г. их импорт зерна достигнет 47 млн. т. На приобретение продоволь­ствия уходит значительная часть валютных ресурсов, остро необходимых для развития промышленности.

Роль иностранного монополистического капитала.

Необходимо различать капитализм, расту­щий «снизу», из национальной почвы, и капитализм, насаждаемый «сверху», пу­тем вывоза капитала в страны, находящи­еся на более ранних ступенях развития. Капитализм, вырастав­ший в Европе из национальных основ, обслуживал прежде всего местный, национальный спрос. Тем самым постепенно создавались все виды и отрасли производства, вытекавшие из потребностей национального рынка. Складывалась националь­ная экономика, способная к самостоятельному развитию. В от­личие от этого капитализм, насаждаемый сверху, по своей при­роде вырастает не из потребностей местного, национального рынка, а из нужд процесса воспроизводства капитала в цент­рах мирового капитализма — метрополиях.

Притекавший из метрополии в отсталые страны капитал направлялся в. первую очередь в область торговли, кредита, транспорта. Сосредоточивая в своих руках командные позиции в Кредитной, транспортной системах и в торговле этих стран, монополистический капитал тем самым прямо и непосредст­венно подчиняет экономику отсталых стран.

Некоторая часть капиталов, ввозимых монополиями в отста­лые страны, поступала в сферу материального производства, прежде всего в горнодобывающую промышленность. Так, напри­мер, в 1967 г. более половины капиталовложении США в Латинской Америке и 3/4 их капиталов в Африке было поме­щено в добычу сырья или производство сельскохозяйственных продуктов. Вследствие этого большинство таких стран всегда специализировалось и остается специализированным па произ­водстве одного — двух продуктов для нужд империалистических держав. Односторонняя специализация производства еще более усиливает зависимость экономики этих стран от иностранных монополий. Страна, специализировавшаяся на производстве сырья и продовольствия для империалистических держав, не может самостоятельно развивать ни одной отрасли своей эко­номики, включая и те, на которых она специализирована, так как не производит необходимых для этой цели орудий труда.

Реализация главных товарных продуктов односторонне спе­циализированных стран зависит почти исключительно от спроса па этот продукт со стороны империалистических держав. По­этому все производство в отсталых странах, где капиталисти­ческое развитие зачастую делает лишь первые шаги, оказы­вается под ударами циклических и других колебаний, при­сущих перезрелому капитализму империалистических держав. Собственное потребление односторонне специализированных стран, поскольку они не производят многих продуктов, необ­ходимых для их нужд, также оказывается в полной зависимо­сти от поставок иностранных монополий и цен, которые они устанавливают.

Таким образом, экономические отношения зависимости на почве односторонней специализации охватывают сферу произ­водства, распределения и потребления. 'Зависимость приобре­тает всесторонний, всеобщий характер, обусловливает весь процесс воспроизводства в отсталых, странах.

В итоге колониальная система империализма, обеспечивая баснословные доходы монополиям, обрекает на постоянную отсталость и нищету народные массы экономически слаборазви­тых стран. По подсчетам советских экономистов, монополии США и других западных стран ежегодно выкачивают из слабо­развитых стран до 20 млрд. долл.

Последствия господства колонизаторов.

Экономическая эксплуатация трудящихся финансовой олигархией империалистических держав распространилась при помощи вы­воза капитала, экономического и террито­риального раздела мира на все страны капиталистического мира, в том числе на страны, формально политически незави­симые. Громадные площади земель, источники сырья и другие материальные ценности, принадлежащие народам отсталых стран, попали в руки монополистического капитала. Экономи­ческая система колониализма обеспечила монополиям постоян­ный приток огромных богатств, создаваемых трудом рабочих и простых товаропроизводителей. Она обеспечила процесс вос­производства капитала в метрополиях поставками важных материальных элементов производства — сырья и продоволь­ствия. Без этого были бы невозможны ни рост производства в метрополиях до его современных масштабов, ни достигнутая ныне концентрация общественного производства капиталисти­ческого мира всего лишь в небольшой группе наиболее раз­витых стран.

Колониальная система долгое время помогала монополиям относительно «мирно» разрешать противоречия капиталистиче­ского накопления в метрополиях за счет отсталых стран. Это достигалось путем вывоза в эти страны избыточных капиталов и товаров, не находивших достаточно выгодного сбыта в мет­рополиях, посредством переложения на народы колоний значи­тельной части ущерба от экономических кризисов. Колониаль­ные сверхприбыли позволяли подкупать довольно значительные слои рабочего класса метрополии и питать оппортунистические тенденции в рабочем движении. Тем самым экономическая система колониализма помогала монополистическому капиталу до поры до времени «разрешать» не только экономические, но и политические противоречия своего господства в метрополиях. И если монополистический капитализм создал колониальную систему, то со своей стороны колониальная система служила «одним из источников искусственной задержки падения капи­тализма...».

Колониальная система оказала пагубное влияние на судь­бы угнетённых народов. Превратившись в оковы для развития производительных сил народов экономически слаборазвитых стран, она принесла неисчислимые бедствия и страдания для простых людей.

Высокий жизненный уровень в странах развитого капита­лизма в значительной мере достигнут за счет эксплуатации народов азиатских и африканских стран, за счет того, что мил­лионы людей погибали от нищеты и голода.

С 1911 по 1941 г. население Индии возросло с 315 млн. до 400 млн. чело­век. Но из-за медленных темпов развития промышленности и вследствие того, что количество занятых в кустарных мастерских уменьшалось быстрее, чем росло число рабочих на фабрично-заводских предприятиях, общее число ра­бочих сократилось за тот же период с 17,5 млн. до 16,4 млн. человек.

Эти цифры показывают, что потребность промышленности в рабочей силе не увеличивалась на протяжении жизни целого поколения. Весь прирост на­селения в 85 млн. человек оказался для нее излишним. Эти люди были не нужны и в сельском хозяйстве, которое также не могло развиваться и испы­тывало огромный «избыток» свободных рук. Они могли лишь увеличить муки нищеты всего народа в целом. Не случайно средняя продолжительность жизни индийца к концу британского владычества составляла всего 27 лет. Страда­ниями и преждевременной гибелью миллионов людей в Индии оплачивался высокий уровень жизни британских колонизаторов.

Губительное влияние колониальной системы на положение многих народов можно видеть в том факте, что к концу 50-х годов в экономически слаборазвитых странах, где проживает 2/3 населения капиталистического мира, в среднем на человека приходилось в 11 раз меньше дохода, чем в высокоразвитых странах, а средняя продолжительность жизни составляла всего 30 лет.

Колониализм значительно старше капитализма. Но моно­полистический капитализм вошел в историю колониального порабощения народов как создатель колониальной системы, достигшей предельных масштабов, наиболее изощренной по методам эксплуатации и самой вредоносной по своему влиянию на судьбы миллионов людей.

Национально-освободительная революция

Движущие силы и этапы национально-освободительной революции. направлена против империализма и его социальной опоры среди коренного населения. Этой опорой служат классы и соци­альные слои, экономически заинтересован­ные в сохранении существующих порядков, поскольку послед­ние являются основой их обогащения. Сюда относятся: феодалы (помещики), верхушка промышленных, торговых, банковских капиталистов, связавших свою судьбу с империалистической буржуазией через банки, торговлю, путем учреждения «совмест­ных» предприятий, и т. п. Сюда относятся также ростовщики, торговые посредники по скупке сырья и продовольствия, экспор­тируемого в империалистические державы, и по сбыту местному населению товаров иноземных монополий. К числу этих соци­альных групп относится и часть национальной интеллигенции, продавшая свой народ за доходные местечки у империалистов и защищающая их интересы.

Движущие силы национально-освободительной революции образуют классы и социальные слои, подавляемые, угнетае­мые или эксплуатируемые империалистами и их местной со­циальной опорой, а именно: колониальный пролетариат, трудя­щееся крестьянство, ремесленники и кустари, работающие на национальный рынок, те слои промышленной и торговой буржуазии, которые ущемлены конкуренцией иностранных това­ров, а также прогрессивная часть национальной интеллигенции. Первым этапом национально-освободительной революции, как показал опыт истории, является политическое освобожде­ние угнетенного народа, т. е. уничтожение открытой или замас­кированной государственной власти колонизаторов.

Завоеванием политической власти национально-освободи­тельная революция только начинается.

Политическая независимость — первая и важнейшая пред­посылка достижения экономической самостоятельности. Эконо­мическое освобождение составляет содержание второго, решающего этапа национально-освободительной революции. Национально-освободительная революция народов колони­альных и зависимых стран — составная часть мировой социа­листической революции. Национально-освободительная рево­люция уничтожает тылы империализма и тем ускоряет созре­вание революции в его мировых центрах — империалистических державах. Сама по себе национально-освободительная револю­ция может в зависимости от состава и политической зрелости возглавляющих ее сил перерасти в революцию социалистиче­скую.

Переход экономически отсталых стран непосредственно к социализму, минуя стадию капиталистического развития, впол­не возможен. В условиях стихийного развития общества зако­номерным и прогрессивным является переход от феодализма к капитализму. Развитие производительных сил общества составляло историческую миссию капитализма в этих усло­виях. Но эту свою миссию капитализм за много веков господ­ства смог осуществить только в небольшом числе «передовых" стран ценой мучительного разорения большинства населения, путем превращения тружеников в наемных рабов капитала, посредством тягчайшей эксплуатации большинства населения земли, проживающего в экономически отсталых странах.

В наше время люди, познав объективные законы экономи­ческого развития, могут обеспечить на путях социалистической организации общества более быстрые темпы роста экономики, чем при капитализме, не расплачиваясь за это развитие про­изводительных сил столь дорогой ценой. Возникновение и раз­витие мировой социалистической системы еще более облегчает дальнейшее движение народов колониальных и зависимых стран по некапиталистическому пути.

Победа национально-освободительной революции в странах, оставшихся пока на пути капитализма, объективно также при­ближает все народы к социализму. В. И. Ленин говорил: «Ду­мать, что мыслима социальная революция без восстаний маленьких наций в колониях и в Европе, без революционных взрывов части мелкой буржуазии со всеми ее предрассудками, без движения несознательных пролетарских и полупролетарских масс против помещичьего, церковного, монархического, национального и т. п. гнета, — думать так значит отрекаться от со­циальной революции. Должно быть, выстроится в одном месте одно войско и скажет: «мы за социализм», а в другом другое и скажет: "мы за империализм" и это будет социальная революция…

Кто ждет «чистой» социальной революции, тот никогда ее не дождется. Тот революционер на словах, не понимающий действительной революции» .

На этапе борьбы за экономическую самостоятельность тру­дящиеся все более убеждаются, что переход к социалистической организации общества представляет для них самый верный и единственно надежный выход из нищеты и отсталости. Все на­роды придут к социализму, и национально-освободительная революция ускоряет их движение в этом направлении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]