Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 4. Промышленный переворот. Современная научно-техническая революция

Изобретение и внедрение рабочих машин положили начало промышленной революции. Завершилась же она созданием крупного машиностроения, основанного на применении машин. Первой страной, в которой раньше других развилось крупное капиталистическое машинное производство и победил капита­лизм, была Англия (вторая половина XVIII в. и первая четверть XIX в.). То, что развитие крупного машинного производ­ства впервые началось в Англии, объясняется рядом причин. Во-первых, здесь сравнительно рано было отменено крепостное право и ликвидирована феодальная раздробленность, мешав­шая образованию единого рынка; во-вторых, насильственное обезземеливание крестьянства создало здесь для развиваю­щейся промышленности свободную рабочую силу; в-третьих, огромные денежные средства, накопленные в Англии в резуль­тате широко развитой торговли, прежде всего колониальной, позволяли открывать крупные предприятия, покупать дорого­стоящие машины.

Промышленный переворот начался прежде всего в молодой, новой для Англии хлопчатобумажной промышленности. Расту­щий рынок требовал резкого увеличения производства хлопча­тобумажных тканей. Первый серьезный шаг в области замены ручного труда машинами был сделан в ткачестве. В 1733 г. был изобретен самолетный челнок, который вдвое повысил произво­дительность труда ткача. Прядение, основанное на ручном труде, все более и более отставало от ткачества. Выход из этого положения был найден в результате изобретения прядильной машины, которая одновременно могла прясть полутора десят­ками веретен. В конце XVIII в. были созданы прядильные ма­шины, имевшие около 400 веретен.

Совершенствование техники прядения (1765-1767 гг.) при­вело к тому, что уже во второй половине XVIII в. ткачество на­чинает отставать от прядения. Это новое противоречие было разрешено созданием в 1785 г. механического ткацкого станка. Механический станок после ряда усовершенствований позволил заменить ручной труд в ткачестве машинами. Примерно в пер­вой половине XIX в. механический ткацкий станок в английской хлопчатобумажной промышленности полностью вытеснил руч­ное ткачество.

Широкая механизация основных процессов оказала влияние и на методы обработки тканей. Большую роль здесь сыграло применение химии, что позволило не только сократить время, необходимое для отбелки, крашения и печатания, но и улуч­шить качество продукции. И так как хлопчатобумажная про­мышленность являлась в описываемые времена главной отраслью английской промышленности, то совершившаяся здесь техническая революция обусловила переворот и в других отрас­лях народного хозяйства.

Широкое распространение машин неизбежно требовало их машинного производства, т.е. производства машин машинами. Существенную роль в создании машиностроения сыграла паро­вая машина. Без паровой машины невозможно было бы ковать, резать и сверлить огромные массы железа, требуемые для по­стройки машин. Производство машин машинами предполагает изготовление отдельных частей строгих геометрических форм: плоскостей, кругов, цилиндров, конусов, шаров и т.д. Эта про­блема была решена с изобретением в первой половине XIX в. поворотного суппорта. Влияние этого изобретения на усовершенствование и распространение машин было так же велико, как и влияние усовершенствований, произведенных в самой паровой машине. Только с этого времени и стало возможно крупное машинное производство в машиностроении, а стало быть, массовое и дешевое производство машин.

В начале XIX в. появились первые механические молоты, прессы, металлообрабатывающие станки: токарный, фрезерный и сверлильный. Процесс создания новых машин тесно переплеталcя с усовершенствованием действующих машин. Постоянное увеличение производства товаров требовало повышения скоро­сти рабочих машин. Это стало возможно с заменой деревянных частей машин металлическими, благодаря чему возросли проч­ность и долговечность машин. Широкое использование стали и железа в машиностроении привело к развитию металлургиче­ской промышленности. В свою очередь распространение паро­вых машин и развитие металлургической промышленности по­служили толчком к подъему топливной, особенно каменноуголь­ной, промышленности.

Развитие крупной машинной индустрии привело к полному перевороту в средствах транспорта и связи. Появились желез­ные дороги, речные и океанские пароходы, телеграф. Только такие средства транспорта и связи могли удовлетворять потреб­ности зарождавшейся крупной промышленности «с ее лихора­дочным темпом и массовым характером производства, с ее по­стоянным перебрасыванием масс капитала и рабочих из одной сферы производства в другую и с созданными ею мировыми рыночными связями».

Появившись впервые в Англии, крупное машинное производ­ство стало распространяться и в других странах. В конце пер­вой и в начале второй половины XIX в. промышленная рево­люция завершилась во Франции, Германии и других странах Западной Европы, а также в США. В России промышленный переворот произошел позднее. Причиной, задержавшей промы­шленное развитие России, был крепостной строй, просущество­вавший здесь намного дольше, чем в странах Западной Европы.

В отдельных отраслях крупное машинное производство появилось в Рос­сии задолго до реформы 1861 г. В России, так же как и в других странах, промышленный переворот начался с хлопчатобумажной промышленности. Здесь уже в 30—40-х годах XIX в. стало развиваться машинное производство. После реформы 1861 г. начался быстрый подъем и других отраслей промыш­ленности, но в целом ряде отраслей продолжала господствовать отсталая техника производства. Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции в России сохранялись остаточные формы крепостнических отношений, тормозивших ее промышленное развитие. Но, несмотря на это, крупное машинное производство в промышленности России окончательно сложилось уже к 90-м годам XIX в.

России принадлежит приоритет в развитии целого ряда областей науки и техники, которые оказали огромное влияние на развитие производительных сил.

Только теперь по-настоящему можно оценить вклад, который внес в раз­витие науки великий русский ученый М. В. Ломоносов. В 1763 г. Ползунов создал первую в мире паровую машину. Примерно в то же время Фролов первым в мире создал фабрику с системой машин. Отец и сын Черепановы построили паровоз. Периодическая система химических элементов, созданная Менделеевым, изобретение радио Поповым, разработка теоретических основ ракетной техники Циолковским явились крупнейшими вехами в развитии науки во второй половине XIX и в начале XX вв. Но широкому применению науки и техники в производстве мешали отсталые производственные отноше­ния, а также политика царского правительства.

С великими открытиями русских ученых и изобретателей связан инду­стриальный подъем передовых капиталистических стран середины и конца XІX в., потому что многие открытия и изобретения русских ученых и техни­ков получили широкое применение именно в этих странах. Правящие классы царской России не только пренебрежительно относились к открытиям рус­ских ученых, но и препятствовали их применению.

Промышленный переворот не исчерпывается революцией в технических условиях производства. Он неразрывно связан с глубоким переворотом в производственных отношениях. Про­мышленная революция ознаменовала победу капитализма над феодализмом, окончательно утвердила капиталистический спо­соб производства. В результате промышленного переворота сформировались основные классы капиталистического обще­ства: пролетариат и буржуазия.

Капиталистическая индустриализация

Развитие машинного производства, связанное со специализацией общественного производства, неизбежно приводит к корен­ным изменениям и в структуре общественного производства. Если в эпоху феодализма основной сферой производства было земледелие, то с утверждением капиталистического способа про­изводства промышленность становится основной сферой общест­венного производства. Промышленный переворот, который мо­жно считать завершенным лишь с появлением машинного про­изводства самих машин, приводит к тому, что промышленность начинает играть ведущую роль, занимать господствующее положение в экономике страны. Этот процесс, довольно длитель­ный, получил название индустриализации.

Капиталистическая индустриализация начинается, как пра­вило, с развития отраслей легкой промышленности, т. е. отрас­лей промышленности, производящих предметы потребления. Рост легкой промышленности создавал условия, необходимые для развития отраслей тяжелой промышленности, т. е. тех отраслей, которые производят средства производства. Раз­витие отраслей легкой промышленности предъявляет все больший спрос на средства производства. Постепенно тяже­лая промышленность начинает занимать господствующее поло­жение.

Так, например, в Англии металлургическая, горнодобывающая и машиностроительная промышленность быстро обогнали по темпам своего развития хлопчатобумажную промышленность. С 1848 г. по 1870 г. добыча угля в Англии возросла примерно в 2,3 раза, выплавка чугуна — в 3 раза, а потребление хлопка английской промышленностью увеличилось лишь на 60%.

Капиталистическая индустриализация вела к быстрому росту городов и промышленных центров. В течение XIX в. число крупных городов с населе­нием свыше 100 тыс. человек возросло в Европе в 7 раз. В Англии уже в се­редине прошлого столетия более половины населения жило в городах. В дру­гих странах преобладало сельское население. Но постепенно и в них возра­стал удельный вес городского населения. Так, в Германии к концу XIX в. численность городского населения уже превышала численность сельского на­селения.

В силу действия закона неравномерности развития, свойст­венного капитализму, индустриализация разных стран прохо­дила разными темпами. Англия, Германия, Франция и США уже в XIX в. создали тяжелую промышленность и стали индустри­альными державами; Россия и Япония в это время по существу только приступали к индустриализации. Многие колониальные и зависимые страны совсем не имели крупной промышленности, основанной на применении машин. Передовые капиталистиче­ские страны разными методами препятствовали индустриали­зации зависимых от них стран. Индустриальное развитие Англии, например, осуществлялось в значительной мере за счет ограбления колоний. Если же в колониях и начиналось разви­тие промышленности, то страны-метрополии направляли это развитие таким образом, чтобы не допустить создания в коло­ниях тяжелой промышленности, особенно машиностроения, В результате даже в наше время многие страны капиталисти­ческого мира еще не вступили на путь машинного производства и в техническом отношении отстают от развитых в экономиче­ском отношении стран на полтора-два века.

Современная научно-техническая революция

Вторая половина XX столетия ознаменова­лась началом новой грандиозной научно-технической революции. Для этой револю­ции характерны быстрые темпы и широкие масштабы изменений, происходящих одновременно во всех эле­ментах производительных сил. Эта революция находит свое выражение в быстром распространении автоматизации, резком возрастании энергетических мощностей, больших успехах хими­зации, в значительных изменениях всей структуры обществен­ного производства.

Современная научно-техническая революция несет с собой тенденцию к преодолению троякого рода лимитов: ограни­ченности ресурсов энергии (использование практически неисчерпаемых запасов внутриядерной энергии); ограниченности естественных материалов (производство полимеров предостав­ляет в распоряжение человека неограниченное количество новых материалов с заранее заданными свойствами); ограничен­ности естественных возможностей человека (развитие автома­тизации).

Главная особенность нынешнего технического переворота состоит в том, что на основе автоматизации, в частности в ре­зультате появления управляющих машин (четвертого звена полной машины), коренным образом изменяется соотношение между вещными и личными факторами производства. Автома­тизация составляет главное содержание современной научно-технической революции.

Если машинное производство снимало ограничения в росте производительности труда, связанные с ограниченностью физи­ческих возможностей человека, то современная автоматизация снимает те ограничения в росте производства и производитель­ности труда, которые связаны с границами дееспособности ум­ственного труда в единицу времени.

Современная научно-техническая революция происходит одновременно и в мире капитализма, и в мире социализма, но, несмотря на то, что в недрах производительных сил и там и здесь происходят аналогичные процессы, процессы эти в раз­ных социально-экономических условиях приводят к различным результатам.

Современная научно-техническая революция действует в на­правлении значительного повышения уровня обобществления производства, и те требования, которые она выдвигает, капи­тализм в силу своей природы удовлетворить не способен. Более того, научно-техническая революция в конечном счете ведет к резкому обострению противоречий капитализма. Несоответ­ствие между возможностями бурно прогрессирующей техники и теми экономическими формами, в которых происходит использование результатов этого процесса, постоянно увеличи­вается.

Современный капитализм использует научно-технические открытия в первую очередь в военных целях, обращая достижения человеческого разума против самого человечества. Так, в США около 6—8 млн. людей занято непосредственно в воен­ных отраслях и работах, связанных с так называемой програм­мой освоения космоса. По меньшей мере такое же число занято в отраслях, косвенно связанных с этими областями.

Новые отрасли науки и возникающие на их основе новые отрасли производства получают в условиях современного капи­тализма прежде всего милитаристскую направленность.

Социально-экономические последствия научно-технической революции в капиталистическом обществе многообразны и про­тиворечивы.

Научно-техническая революция вносит целый ряд новых моментов в основное производственное отношение капитализма, в отношения между наемным трудом и капиталом. Ее резуль­татом в буржуазном обществе становится дальнейшее обостре­ние классовых антагонизмов. Так, развитие автоматизации вызывает резкое сокращение затрат живого труда. В связи с этим проблема использования избыточной рабочей силы ста­новится острейшей социальной проблемой. Даже в тех случаях, когда имеет место относительное равновесие между выталкива­нием рабочей силы и ее притяжением вследствие увеличения объемов производств, эти процессы не совпадают между собой ни во времени, ни по месту, ни по качественному составу выталкиваемой и привлекаемой в производство рабочей силы.

Притяжение работников новыми отраслями происходит в капиталистическом стихийном хозяйстве не непрерывно, а эпизодически, между тем как выталкивание рабочих из производства — постоянно действующий, непрерывный процесс. Несовпадение этих процессов во времени является причиной длительной безработицы, что особенно болезненно сказывается на трудящихся.

В капиталистических странах наряду с излишком рабочих и возрастающей безработицей имеет место хроническая не­хватка квалифицированной рабочей силы. Больше того, разви­тие автоматизации в капиталистических странах сдерживается недостатком инженерно-технических работников, а также вы­сококвалифицированных рабочих многих новых профессий.

Порождаемая научно-технической революцией прогрессив­ная тенденция к росту общего уровня квалификации работ­ника вызывает необходимость целой системы мер, которые позволили бы реализовать эту тенденцию наиболее эффек­тивно с точки зрения общественного прогресса. Однако капи­тализм не способен создать такую систему.

Научно-технический прогресс приводит в условиях капита­лизма к резкому росту интенсивности труда. Показательным в этом отношении является заметный рост психических забо­леваний в развитых капиталистических странах. Число стра­дающих психическими заболеваниями в США равно общему числу больных всеми другими болезнями, включая болезни сердца, рак, туберкулез и др. 30% невыходов на работу английских рабочих и 25% невыходов французских рабочих вызы­ваются нервными заболеваниями.

Современная научно-техническая революция нашла свое отражение в но­вых вариантах буржуазных экономических теорий.

Новым в буржуазной политической экономии является технологический подход к проблемам политической экономии. Сторонники технологических теорий объявляют технику глазным фактором, изменяющим экономическую структуру капитализма. Категории и законы политической экономии выво­дятся ими непосредственно из анализа явлении технического прогресса.

Смысл так называемых технологических теорий состоит в утверждении, что под воздействием технического прогресса капитализм будто бы коренным образом «трансформируется». Теоретики технологической школы в лице Фурастье, Монсарова, Друкера, Эйнцига и др. пытаются доказать, что разви­тие современных производительных сил, великие научные открытия и перево­роты в технике изменяют сущность капитализма. Они пытаются доказать, что ускоренный прогресс техники якобы способствует «гуманизации» капитализма, превращению его в народный строй.

Разумеется, перевороты в технике не могут не оказать влияния на разви­тие производительных сил и на общественные отношения в современном ка­питалистическом обществе. Однако эти технические сдвиги происходят вну­три буржуазных производственных отношений, в рамках этих отношений, не меняя их существа. Научно-техническая революция не может привести к ав­томатическому устранению капитализма, хотя она и содействует значитель­ному обострению свойственных ему противоречий.

Взгляды левого «мелкобуржуазного» крыла сторонников технологических теории сформулированы в «Манифесте Специального комитета по проблемам тройственной революции».

Авторы этого «Манифеста» признают наличие в современной капитали­стической действительности острейших противоречий. Однако ликвидацию капитализма они не считают неизбежной и полагают, что без ликвидации бур­жуазных отношений собственности с помощью различных форм государствен­ного вмешательства в экономику «кибернетическая революция» в состоянии разрешить возникшие в последние годы в связи с научно-технической рево­люцией социально-экономические проблемы и приблизить наступление «века изобилия».

Эта теория является одной из разновидностей технологических теорий трансформации капитализма. Суть ее заключается в утверждении будто ав­томатизация производства и применение атомной энергии способны привести к устранению противоречий капитализма, что они якобы знаменуют собой вступление капитализма в период расцвета, в период коренного изменения его природы и основных особенностей:

Теория «второй промышленной революции» защищается и реформистами (У. Рейтером, К. Шмидом, Ф. Штернбергом и др.), которые сознательно сме­шивают скачкообразные изменения в области техники с изменениями в об­ласти производственных отношений капитализма. Современная научно-техни­ческая революция используется сегодняшними реформистами для обоснова­ния старой теории «врастания» капитализма в социализм. Однако идеи старого реформизма получают новое звучание: капитализм, оказывается, пре­вратится в социализм не посредством мирной и безболезненной ликвидации буржуазной собственности, а непосредственно с помощью технического про­гресса,

Таким образом, новейшие «технологические» теории представляют собой форму апологетики современного капитализма, отправляющейся в своих по­строениях от новейших изменений в науке и технике. Эти теории пытаются «технологизировать» политическую экономию, давая «техническую» трактовку всем законам ее и категориям. С одной стороны, технический прогресс объ­является ими формой разрешения и ликвидации свойственных капитализму противоречий, а с другой стороны, делаются попытки возложить ответствен­ность за противоречия капитализма на технику.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]