Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

Глава 33 дифференциальная рента

§ 1. Дифференциальная добавочная и ее превращение в рейту

Земельная рента, выплачиваемая капиталистом-арендато­ром собственнику земли, не может черпаться из средней при­были. В противном случае капиталист, функционирующий в земледелии, оказался бы в худшем положении, чем капита­лист-промышленник. В условиях свободной конкуренции это положение не может быть типичным. Остается предположить, что капитал, вкладываемый в земледелие, приносит какой-то излишек над средней прибылью, т. е. добавочную прибыль.. Она может возникнуть либо в отраслях, где органический со­став капитала ниже среднего состава общественного капитала, либо па отдельных предприятиях любой отрасли производства, где индивидуальные целы производства ниже общественно нормального уровня.

Оба эти вида добавочной прибыли были рассмотрены в гл. 24. Добавочная прибыль первого типа исчезает под влия­нием межотраслевой конкуренции, приводящей к образованию средней нормы прибыли. Добавочная же прибыль, возникаю­щая благодаря более низкой индивидуальной цене производ­ства по сравнению с общественной (рыночной) ценой произ­водства, имеет своей основой более высокий уровень произво­дительности труда, обусловленный применением относительно более совершенных средств и методов производства. Когда эти новые средства и методы получают в соответствующей отрасли широкое распространение, добавочная прибыль исчезает. Итак, обе формы добавочной прибыли носят преходящий характер.

Теперь представим себе такой случай, когда снижение из­держек производства осуществляется за счет использования какой-либо даровой природной силы, доступной только одному капиталисту данной отрасли производства. Тогда этот капита­лист попадает в исключительное, монопольное положение. Он будет получать по сравнению с другими либо большую массу товаров при тех же затратах капитала, либо ту же массу то­варов при меньших затратах капитала. Так как данный капи­талист является монопольным обладателем даровой природной силы, то никакая конкуренция не может ликвидировать его преимущество. В чем же особенность этой формы добавочной прибыли?

Когда б качестве фактора, понижающего издержки произ­водства (и соответственно индивидуальную иену производства), выступают те производительные силы природы, которые имеются в ограниченном количестве, то они становятся объектом моно­полии, т. е. попадают в исключительное пользование отдельных капиталистов. В этом случае преимущество капиталиста, поль­зующегося даровой силой природы, становится постоянным. Следовательно, и его добавочная прибыль будет носить по­стоянный характер. Такая добавочная прибыль не может ис­чезнуть в результате конкуренции. Она может исчезнуть только в том случае, если будут обнаружены аналогичные природные даровые силы и ими начнет пользоваться основная масса капиталистов данной сферы производства. Тогда исключительное, монопольное обладание даровой природной слои исчезнет. Но пока оно существует, будет сохраняться и добавочная прибыль. Этот вид добавочной прибыли называют разностной, или дифференциальной, прибылью. Количественно она равна раз­нице между общественной и индивидуальной ценой производ­ства. Дифференциальная прибыль может иметь место в любой сфере общественного производства, в том числе и в промыш­ленности. Например, промышленное предприятие, которое в мо­нопольном порядке пользуется силой естественного водопада для получения энергии, имеет преимущества перед другими аналогичными предприятиями, использующими для получен и л энергии покупаемый на рынке уголь. Сокращение издержек производства благодаря применению даровой силы водопада даст дифференциальную добавочную прибыль. Земельные участки, считающиеся сегодня лучшими, могут завтра стать средними или даже худшими. Это бывает в тех случаях, когда в обра­ботку вовлекаются новые земельные участки, которые оказы­ваются более плодородными, чем прежние лучшие земли. Если

этих новых земельных участков так много, что они е состоянии досставить такое количество продуктов, которое полностью за­мещает прежнюю продукцию средних и худших участков, то эти последние могут вообще выбыть из обработки. Тогда преж­ние лучшие участки превратятся в худшие участки. Возможно обратное положение, когда наличных земельных участков ока­зывается недостаточно для удовлетворения общественного спроса и в обработку будут вовлечены новые участки более низкого плодородия. Тогда худшими станут новые земельные участки, а прежние худшие участки обретут преимущества.

Изменениям подвержено не только относительное плодоро­дие любого земельного участка (т. е. разница между степенью его плодородия и степенью плодородия других земель), по и сто абсолютное плодородие. Так, например, эрозия почвы мо­жет превратить хорошие земельные участки в плохие, и таким образом участки, ранее относившиеся к лучшим, могут попасть в разряд средних и даже худших. Наоборот, те или иные ирри­гационные мероприятия, мелиорация, а также применение раз­личных агрономических и агротехнических приемов могут спо­собствовать изменению естественного плодородия почвы и, следовательно, явиться причиной изменения класса данного зе­мельного участка. Поэтому положение о том, что различие производственных условий, которое является основой диффе­ренциальной добавочной прибыли, носит постоянный, фиксиро­ванный характер, нельзя толковать как абсолютное. Оно озна­чает лишь то, что в любое данное время земледелие ведется па землях разного плодородия и что обусловленная этим раз­ность издержек производства на единицу продукции носит бо­лее постоянный и устойчивый характер, чем разница в издерж­ках производства, обусловленная различиями в применяемой технике и технологии производства.

Каков же механизм образования дифференциальной прибыли? Наряду с относительно лучшими землями в обра­ботке всегда находится известное количество относительно худших земель. Это объясняется тем, что продукта лучших земель недостаточно для .удовлетворения обычного обществен­ного спроса, так как количество лучших земель в каждый дан­ный исторический период ограничено.

Если бы земледелие велось только на землях одного и того. же качества, тогда бы, разумеется, не существовало дифферен­циальной добавочной прибыли, базирующейся на естественной основе.

Получить среднюю прибыль на худших землях капиталист может лишь при условии, если индивидуальная его продукта является вместе с тем и общественной, т. е. рыночной ценой производства.

Допустим, что рыночная цена будет ниже индивидуальной! цены производства худшего участка, Фермер, применяющий капитал на худшем участке, не получая средней прибыли, бу­дет, естественно, стремиться уйти из сферы сельскохозяй­ственного производства, перебросить свой капитал в отрасль, более прибыльную. Тогда обнаружится отставание объема производства сельскохозяйственных продуктов от платежеспо­собного спроса и цена повысится.

Таким образом, если исходить из обязательной предпосылки, что капиталист получает среднюю прибыль, то регулирующей ценой производства может быть только индивидуальная цена производства худшего участка. Какой-либо иной участок мог бы определять рыночную цену производства только при воз­можности расширения производства на относительно лучших Участках. Для каждого же данного момента площадь лучших земельных участков ограничена. Но если рыночная цепа произ­водства регулируется индивидуальной ценой производства продукта, производимого на худшем участке, то это значит, что капиталисты, прилагающие свой капитал к землям лучшего качества, продукция которых имеет более низкую цену производства, регулярно продают эту продукцию по рыночной цене производства, превышающей индивидуальную, и получают добавочную прибыль.

То обстоятельство, что затраты на худшем участке выступают в качестве общественно необходимых затрат, не проти­воречит рассмотренному ранее закону определения величины стоимости общественно необходимым рабочим временем. Этот закон действует в капиталистическом земледелии так же, как и в капиталистической промышленности. Как и в промышлен­ности, на разных сельскохозяйственных предприятиях, функ­ционирующих на худших землях, в силу применения разной техники имеют место неодинаковые издержки производства и потому неодинаковые индивидуальные цены производства. Но поскольку эти различия объясняются не различием естествен­ных (ограниченных) факторов производства, а различием одно воспроизводимых факторов производства (различием машин и орудий, агротехнических приемов и т. п.), конкурен­ция сводит индивидуальные цены производства отдельных пред­приятий, функционирующих на худших землях, к средней цене производства.

Таким образом, положение о том, что регулирующей ценой -производства является индивидуальная цена производства на худшем участке, не означает, что регулирующей ценой произ­водства является самая высокая индивидуальная цена произ­водства, встречающаяся в земледелии. Регулирующей является индивидуальная цена производства худшего участка, склады­вающаяся, однако, под воздействием конкуренции всех капита­листов, хозяйствующих на худших участках. Конкуренция меж­ду, ними приводит индивидуальные цены производства на худ­ших участках к средней цене производства, складывающейся

на основе типичных для этой группы участков затрат. Она и является индивидуальной ценой производства худшего уча­стка, которая регулирует рыночную цену производства земле­дельческого продукта.

Таким образом, поскольку речь идет о свободно воспроиз­водимых факторах производства, закон определения стоимости и цены производства средними условиями производства дей­ствует в сельском хозяйстве так , как и в промышленности. Когда же речь идет о естественных факторах производства, стоимость и цена производства определяются худшими усло­виями производства. И это относится не только к сельскому хозяйству, но и к промышленности. Добывающая промышлен­ность дает нам пример определения стоимости и цен производ­ства худшими из находящихся в данное время в эксплуатации месторождении.

Вследствие того что общественная (рыночная) цена произ­водства земледельческого продукта определяется индивидуаль­ной ценой производства средних по уровню техники и агротех­ники предприятии на худших участках земли, все сельскохозяйственные капиталистические предприятия, функционирующие па средних и лучших участках, будут приносить диффе­ренциальную добавочную прибыль. Эта прибыль имеет своей основой разность между индивидуальной - ценой производства, продукта на лучших и средних участках и рыночной ценой производства, которая определяется индивидуальной ценой про­изводства худшего участка.

Капиталисты, хозяйствующие на средних и лучших землях, получают, кроме средней прибыли, и добавочную прибыль. Сле­довательно, капиталистам этой группы обеспечены не только условия для нормального функционирования капитала (сред­няя прибыль), но и возможность уплачивать определенную «дань» земельному собственнику без нарушения нормальных условии возрастания капитала. Со своей стороны земельный собственник имеет возможность присваивать дифференциаль­ную добавочную прибыль. Земля — его собственность, доступ к ней зависит от него, и поэтому избыток над средней при­былью, обязанный своим происхождением особому плодородию земельного участка, достается землевладельцу.

Притязания земельного собственника на дифференциаль­ную добавочную прибыль не противоречат экономическим за: конам капитализм. Капиталист-арендатор получает среднюю прибыль, необходимую и достаточную для нормального функ­ционирования капитала. Избыток же над средней прибылью связанный с использованием естественного, а не свободно воспроизводимого фактора производства, может быть капиталистом собственнику этого ограниченного естественного фактора. Этот избыток и является источником плат! за пользование землей, Отношение между, капиталистом и земельным собственником есть отношение по по- воду добавочной прибыли. Пока она остает­ся в руках капиталиста, она есть добавочная прибыль. Пере­данная земельному собственнику, дифференциальная добавоч­ная прибыль превращается в дифференциальную земельную ренту. Только переход к земельному собственнику превращает ее в ренту.

Размеры добавочной прибыли не могут быть заранее уста­новлены с абсолютной точностью хотя бы потому, что величина средней прибыли не является постоянной. Капиталист, разу­меется, стремится уплатить возможно меньшую сумму рейты, землевладелец же, наоборот, стремится получить возможно боль­шую сумму. Здесь многое зависит от условий конкуренции. По­этому фактически уплаченная рента может быть и меньше и больше действительной величины добавочной прибыли.

Допустим, что между землевладельцем и арендатором-ка­питалистом заключен арендный договор на определенный срок. Б период действия договора цены на земледельческие продукты могут измениться при неизменных индивидуальных издерж­ках производства арендатора-капиталиста. Но до истечения арендного срока размер ренты определяется договорной сум­мой, а не уровнем цен. Вполне может оказаться, что в случае падения цен капиталист будет отдавать землевладельцу в виде ренты ле только добавочную прибыль, но и часть средней при­были. В этом случае капиталист-арендатор будет искать выход из положения путем снижения заработной платы сельскохо­зяйственных рабочих. Если это ему удастся, то рента будет включать не только сверхприбыль, но и неоплаченную часть необходимого труда сельскохозяйственных рабочих. При повы­шении цен может оказаться, что после выплаты ренты, преду­смотренной в арендном договоре, у капиталиста будет оста­ваться прибыль, превышающая среднюю.

Однако в теоретическом анализе ренты мы должны исходить из того, что дифференциальная добавочная прибыль в среднем полностью превращается в дифференциальную ренту и что 'рента в среднем выплачивается за счет излишка над прибылью.

Ее предпосылками .являются ограниченность лучших и средних земель и необходи­мость использования худших земель. Представим себе, что в обработку вовлекаются новые высокоплодородны земли, и притом столь обширные, что их продукция достаточна для покрытия совокупного спроса на сельскохозяйственные продукты. Тогда худшие и- средние земли были бы заброшены, рыночная иена производства упала бы до уровня индивидуаль­ной цены производства лучших участков и дифференциальная рента исчезла бы. Можно логически допустить другой вариант: плодородие лучших земель, давно находящихся в обработке, возрастает так, что получаемая с них продукция становится достаточной для полного удовлетворения спроса на сельскохозяйственные продукты. Тогда опять-таки выпадут из эксплуа­тации худшие и средние земли, а дифференциальная рента исчезнет. Таким образом, абсолютное плодородие возросло, но так как различие в относительном плодородии исчезло, исчезла, а дифференциальная рента. Дифференциальная рента есть раз­ница между рыночной и индивидуальной ценой производства. Есть эта разница есть рента, нет ее —нет ренты. Абсолютное плодородие никакого отношения к ренте не имеет. Если наряду с лучшими землями приходится использовать земли, об­ладающие относительно меньшим плодородием, то капиталисты, хозяйствующие на лучших участках, оказываются в особом положении. Это монопольное положение экономически; реализуется в том, что, имея более низкие индивидуальные: цепы производства, они продают продукт по рыночной цене про­изводства, и, таким образом, в выручке у них содержатся Щ только издержки производства и средняя прибыль, но также и дифференциальная сверхприбыль. Капиталист ведет на земле частное хозяйство, продукт этого хозяйства принадлежит ему.; Если он ведет хозяйство на участке с относительно высоким, плодородием, он оказывается в монопольном положении как;; пользователь земли. Поскольку земель, аналогичных его участку, па которых можно вести производство при таких же из­держках производства, не хватает для полного покрытия: спроса на сельскохозяйственные продукты, постольку он в со­стоянии использовать свое монопольное положение пользо­вателя особо плодородным земельным участком.

Монополию частного хозяйства на землю следует четко от монополии частной собственности на землю. Монополию частной собственности на землю осуществляет земельный- -собственник, монополию на землю как на объект хозяйства — капиталист, т. е. тот, кто ведет на земле хозяйство. К созда­нию, образованию дифференциальной ренты частная собствен­ность па землю никакого отношения не имеет. Причиной обра­зования дифференциальной ренты является монополия хозяй­ствования на земле. Что же касается частной собственности на землю, то по отношению к дифференциальной ренте ее значение состоит в том, что она является причиной перехода дифферен­циальной прибыли из рук капиталиста-арендатора в руки земель­ного собственника и, следовательно, причиной превращения диф­ференциальной прибыли в форму дифференциальной ренты.

Капиталистическая дифференциальная рента существует Ш двух формах — первой и второй. Дифференциальная рента первая возникает на основе различий в плодородии земельных участков и в их местоположении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]