Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 1. Империализм — особая стадия капитализма

Буржуазная политическая экономия всегда стремилась от­влечь внимание масс от сущности империализма как монополи­стического капитализма. Империализм отождествлялся с внеш­ней формой его проявления, которую невозможно было скрыть от масс. Наиболее очевидное проявление империализма — рез­кое усиление политики территориальных захватов и борьба за передел колониальной добычи. Поэтому, маскируя суть импе­риализма, буржуазия истолковывала его как политику внешней экспансии, а затем пыталась обосновать и оправдать эту поли­тику. Один из наиболее крупных теоретиков социал-демократии К. Каутский не видел объективной связи между усилением по­литики территориальных захватов и изменениями в экономике капитализма и характеризовал империализм только как поли­тику подчинения аграрных стран промышленным державам. За Каутским идут и многие современные реформисты. Теоретик лейборизма Джон Стрэчи в книге «Конец империи», опублико­ванной в Лондоне в 1959 г., заявляет: «Под империализмом я понимаю процесс, путем которого народы или нации завоевы­вают или покоряют другие народы или нации, а затем постоян­но господствуют над ними (будь то де-юре или де-факто)». В соответствии с этой предпосылкой Стрэчи провозглашает, что пришел конец английского империализма.

В работах В. И. Ленина впервые был выдвинут научный взгляд на империализм. Ленин доказал, что империализм это не просто политика захватов. Показав империализм' не в раз­розненных проявлениях, не в отрыве одной из его сторон от других, а в их объективной взаимной связи и взаимодействии, он доказал, что империализм есть особая, монополистическая стадия развития капитализма.

Из признания империализма особой стадией, капиталистиче­ского способа производства вытекают важные выводы для революционной практики. Чтобы уничтожить политику империализма, чтобы ликвидировать его тягчайшие последствия, нужно уничтожить сам капиталистический способ производства.

Империализм как особая стадия капитализма характеризуется определенными чертами. Главными из них являются сле­дующие: империализм есть монополистический капитализм; па­разитический, или загнивающий, капитализм; он представляет собой канун социалистической революции.

§ 2. Империализм — монополистический капитализм

Вплоть до последней трети XIX в. в капиталистическом мире господствовала свободная конкуренция. К началу XX в. уже не свободная конкуренция, а монополия стала господствующим экономическим отношением в капиталистическом мире.

Монополия выросла из свободной конкуренции и является необходимым продуктом ее развития. Вместе с тем монополия представляет диалектическое отрицание свободной конкуренции, ее противоположность.

Основная особенность империализма — господство монополии в сфере производства. Образование монополии и производстве послужило могучим толчком к возникновению монополии в сфере кредита, банковского дела. Переплетение, сращивание интересов этих монополий привело к выделению в составе совокупного„ общественного капитала его монополистической части — финансового капитала. Класс буржуазии раскололся. Вы­делилась немногочисленная, но решающая по значению, без­раздельно господствующая над остальными классами и слоями нации монополистическая группа буржуазии — финансовая олигархия.

Мир разделился на горсть капиталистически передовых стран, богатых капиталами, и подавляющее большинство бед­ных, или экономически отсталых, стран. Возникла монополия немногих богатейших стран как экспортеров капитала. Эконо­мический и территориальный разделы мира отразили образова­ние монополии тех же магнатов капитала в эксплуатации мировых рынков и дележе земного шара.

Таким образом, основные экономические особенности импе­риализма, взятые в целом, свидетельствуют, что капиталистическая монополия в экономике уже к началу XX в. охватила все главные отрасли хозяйства. Она распространила свое влияние на все классы и слои нации. Кроме того, она подчинила себе все страны мира. Ее господство стало всеохватывающим по глубине и всемирным по масштабу. «Смена свободной конкуренции монополией есть коренная экономическая черта, суть империализма».

Перерастание старого капитализма с господством свободной конкуренции в капитализм монополистический означает отнюдь не простое количественное изменение в отношениях капиталистической эксплуатации. Это переход количества и качество. При капитализме как монополия, так и свободная конкуренции представляют собой экономическое отношение капиталистиче­ской эксплуатации. Однако монополия содержит по сравнению со свободной конкуренцией новые, существенные черты, пред­ставляет глубокую модификацию старых отношений капитали­стического присвоения. Монополии предельно усиливают эксплу­атацию класса наемных рабочих. Они создают способы выжи­мания пота, неизвестные капитализму свободной конкуренции и недоступные относительно мелкому капиталу старой эпохи. Господство монополий означает новую ступень порабощения капиталом наемного труда. Вместе с тем монополия означает возникновение безраздельного владычества магнатов капитала над всеми остальными классами общества. Финансовый капи­тал облагает «все общество данью монополистам» '. Монополии изымают часть доходов у всех групп населения, причем наи­большую их долю у наименее обеспеченных слоев. Это значит, что с возникновением господства монополий капитализм всту­пил в новую стадию своей истории.

Для монополий характерна такая концентрация экономиче­ской мощи капитала в сфере производства, кредита, торговли, транспорта, страхования и в других отраслях экономики, кото­рая позволяет магнатам капитала навязывать всем остальным слоям и классам общества условия, особо выгодные только финансовой олигархии. В этом смысле монополия есть отно­шение господства, которого не было при свободной конку­ренции.

Всеохватывающее господство монополий, однако, не озна­чает, что при империализме совершенно исчезают немонополи­стические товаропроизводители: средние и мелкие капиталисты, кустари, ремесленники, крестьяне, не прибегающие к наемному труду. «Чистого» империализма не существует. Во всех капита­листических странах сохраняются эти группы товаровладель­цев. Но их былая самостоятельность безвозвратно подорвана. Мелкие производители разоряются десятками и сотнями тысяч и вместе с тем возникают новые их группы. Увеличение хрони­ческой и особенно скрытой безработицы, рост населения, не обеспеченного средствами существования, постоянно заставляют возрастающую массу людей искать заработка путем мелкого предпринимательства. Монополии безраздельно господствуют над этими слоями товаровладельцев.

В то же время экономические отношения между самими не­монополистическими производителями по-прежнему основываются на свободной конкуренции, так кик ни один из них не располагает такой экономической мощью, которая позволила бы господствовать над другими, подобными же производителями. Свободная конкуренция между мелкими и средними производителями позволяет монополиям при сделках с ними навязывать им условия, особо выгодные для миллиардеров и мил­лионером. «Если Маркс говорил о мануфактуре, что она явилась надстройкой над массовым мелким производством, то империа­лизм и финансовый капитализм есть надстройка над старым капитализмом. Если разрушить его верхушку, обнажится ста­рый капитализм».

Эпоха империализма представляет своеобразное сочетание монополии и свободной конкуренции, при котором крупные ча­сти хозяйственной жизни изъяты, как общее правило, из сво­бодной конкуренции, а свободная конкуренция в остальных частях хозяйственной жизни испытывает давление монополии. Но если бы «необходимо было дать как можно более короткое определение империализма, то следовало бы сказать, что импе­риализм есть монополистическая стадия капитализма».

Признание современного капитализма особой, монополисти­ческой стадией капиталистической формации является исходным в характеристике исторического места империализма.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]