Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
N_A_Tsagolov.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
4.02 Mб
Скачать

§ 2. Средства обращения

Непосредственный обмен товарами и товарное обращение

Товарный обмен первоначально осуществ­лялся в форме непосредственного обмена товара на товар по формуле Т Т. Появ­ление денег означает изменение формы

обмена. Теперь товар сначала продается за деньги, а затем на вырученные деньги товаропроизводитель покупает другие необ­ходимые ему товары, т.е. процесс обмена совершается по фор­муле Т Д Т; Т Д – продажа товара и ДТ – купля то­вара на деньги. Здесь деньги играют роль посредника обмена. Товарный обмен принимает форму товарного обращения, а деньги выполняют функцию средства обращения. Непосредственный обмен товарами и товарное обращение различны не только по форме, но и по существу. В непосредственном обмене оба участника обмена находятся в одинаковом положении. Об­менивая свой товар на чужой, каждый товаровладелец одновре­менно как бы и продает и покупает. Купля и продажа здесь совпадают. Здесь еще нет обособившихся самостоятельных эко­номических фигур покупателя и продавца.

По-иному обстоит дело при товарном обращении, где роль посредника при обмене товаров играют деньги. Здесь всякий товар проходит две метаморфозы, или два превращения. Пер­вая метаморфоза — акт Т Д. Товар продается за деньги, его стоимость из товарной формы превращается в денежную. Вто­рая метаморфоза — акт Д Т – превращение стоимости из де­нежной формы в товарную. После того как деньги превращены в товары, процесс обращения товаров заканчивается — из сфе­ры обращения они уходят в сферу потребления. Следовательно, характерная особенность этой формы обмена состоит в том, что купля и продажа обособляются, становятся самостоятель­ными, акты купли и продажи уже не совпадают во времени и в пространстве. Такая форма обмена позволяет товаропроиз­водителю продать товар сегодня, а купить лишь через неделю, месяц и т.д. Он может продавать на одном рынке, а покупать на другом. При товарном обращении происходит обособление покупателей и продавцов. Товаропроизводитель может быть в данный момент либо покупателем, либо продавцом, но он не может быть одновременно и тем и другим.

При товарном обращении ярко обнаруживается различие между движением стоимости и движением потребительной сто­имости. От товаропроизводителя потребительная стоимость то­вара уходит, но стоимость этого товара остается у него в виде определенной суммы денег. Обладая деньгами как самостоя­тельной формой стоимости, товаропроизводитель может их ис­пользовать когда хочет и где хочет. За актом ТД может не последовать акт ДТ, т.е. продавец воздержится от покупки, и какой-то третий производитель не сможет продать свой товар. Разрыв между продажей и куплей в одном из звеньев товарного обращения вызывает разрыв в ряде других его звеньев. Превращение прямого товарного обмена в товарное обращение создает таким образом возможность массового перепроизвод­ства товаров.

В отличие от товаров, которые, реализовав свою стоимость, уходят из сферы обращения, деньги в качестве средства обра­щения всегда находятся в ней, обслуживая обмен товарами. Но движение товаров в сфере обращения является исходным, опре­деляющим, а движение денег — производным, подчиненным.

Возможность замены золота в функции средства обращения знаками стоимости

Первоначально функцию средства обраще­ния золото выполняло в слитках, которые принимались по весу. Чтобы устранить не­обходимость взвешивания золота при каж­дом акте обмена, сначала отдельные купцы, а потом государство стали придавать маленьким слиткам зо­лота определенную стандартную форму и ставить на них соот­ветствующий штамп. Золото и серебро как деньги получили монетную форму. Обращение монет отличается от обращения слитков тем, что слитки принимаются при обмене по весу, а мо­нета — по наименованию. Обращаясь, золотые монеты посте­пенно стираются, их вес уменьшается. Однако на рынке они продолжают циркулировать в соответствии с прежним наимено­ванием, т.е. они функционируют как полноценные монеты. Их покупательная сила остается прежней, хотя содержащееся в них количество золота уменьшилось (объяснение этого явления будет приведено ниже). Таким образом, само обращение де­нег отделяет реальное содержание монеты от ее номинального содержания. Учитывая практику нормального обращения стер­шихся монет, правительства в средние века нередко сознатель­но портили монеты, снижали пробу денежного материала, уменьшали вес монет без изменения количества обозначенных на них денежных единиц, используя эти операции как средство увеличения государственных доходов. А что касается мелких разменных монет, то их металлическое содержание издавна оп­ределяется законом произвольно. В обращении они снашива­ются еще быстрее, чем золотые монеты, и их покупательная сила фактически становится совершенно независимой от их веса, т.е. от стоимости металла, из которого они сделаны.

Практика функционирования в условиях золотого и сере­бряного обращения неполноценных монет как заместителей полноценных постепенно породила идею о возможности выпуска бумажных денег в качестве заменителей действительных де­нег (золотых и серебряных). Первые попытки осуществления этой идеи были предприняты еще в XII в. (в Китае). В России бумажные деньги были впервые выпущены в 1769 г.

Бумажные деньги практически не имеют никакой стоимости (за исключением стоимости бумаги, которая вследствие ее нич­тожности может быть приравнена к нулю). Однако на рынке бумажный рубль может обладать такой же покупательной си­лой, как и золотой, может обращаться наряду с золотым.

Возможность замены денежного товара знаками, символами стоимости (неполноценные монеты и бумажные деньги) выте­кает из самого характера функции денег как средства обраще­ния. В этой функции деньги выступают лишь как мимолетный посредник при обмене товаров. Необходимо только, чтобы де­нежные знаки обладали общественной значимостью. Поскольку бумажные деньги выпускаются государством, которое придает им принудительный курс в законодательном порядке, бумаж­ные деньги имеют силу лишь в границах данного государства.

Мера стоимости и средство обращения как единство противоположностей

Деньги как мера стоимости и деньги как средство обращения образуют неразрывное единство. Одна функция предполагает другую. Деньги не могли бы выполнять функцию меры стоимости, если бы они не функционировали в качестве реального средства обмена. Но деньги не могли бы являться и средством обращения, если бы они не были общепризнанной мерой стоимости всех товаров.

Вместе с тем в рамках единства функций меры стоимости и средства об­ращения ярко проявляется и их противоположность. Во-первых, в качестве меры стоимости деньги выступают как идеальные счетные деньги, а в ка­честве средства обращения, наоборот, как реальные деньги, которыми това­ропроизводители расплачиваются друг с другом. Во-вторых, функцию меры стоимости должен обязательно выполнять денежный товар (золото), в то время как в функции средства обращения действительные деньги — золото — могут быть замещены знаками, символами стоимости, не имеющими никакой внутренней стоимости.

Однако за всеми функциональными формами денег скрыто реальное то­варное содержание: во-первых, идеальные представления людей о стоимости денег основывается на реальных условиях производства денежного мате­риала — золота, и они изменяются вместе с изменением стоимости золота; во-вторых, номинальные знаки стоимости могут функционировать в качестве средства обращения лишь потому, что они замешают золото в этой функции и поэтому их реальная стоимость зависит от стоимости того золота, которое необходимо для обращения. Таким образом, в обеих функциях денег лишь различным образом проявляется их сущность как всеобщего эквивалента то­варов.

На основе анализа первых двух функций Маркс следующим образом конкретизирует приведенное выше определение денег: «Товар, который функционирует в качестве меры стоимости, а поэтому также, непосредственно или через своих заместителей, и

в качестве средства обращения, есть деньги». Это определение наиболее полно отражает сущность этой категории, ибо в нем сформулировано противоречие самих денег в реальной жизни, а именно то, что деньги — это не только товар, не просто товар, но единство реального товара, обладающего материальной суб­станцией, и его противоположности — знака стоимости.

Из охарактеризованных двух функций денег вытекают и все их прочие функции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]