Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мои ответы.doc
Скачиваний:
105
Добавлен:
01.05.2019
Размер:
863.23 Кб
Скачать
  1. XVII век – «бунташный век» Московского государства. Послесмутное время!

Характер социальной политики государства в XVII в. определялся потребностями общества, разные слои которого выдвигали их в ходе широко развернувшихся с середины столетия повстанческих движений. Правительственная реакция на них и становилась основой социального законодательства. Впервые в российской истории в орбиту активной общественной жизни были вовлечены практически все слои общества. Социальный протест воистину приобрел демократические формы. По иронии судьбы накал общественного противостояния пришелся на время царствования Тишайшего монарха.

Первая волна городских восстаний прокатилась в 1648 г . по целому ряду городов. Наиболее значимым по своим результатам было июньское восстание в столице. В нем участвовали посадские люди, стрельцы и дворяне. У каждой группы были свои основания для недовольства. Посадский люд и стрельцы страдали прежде всего от государственной налоговой политики. Правительство боярина Б.И. Морозова обложило дополнительной пошлиной соль в расчете на то, что новый налог равномерно ляжет на всех тяглецов. На деле же пострадали посадские низы, упало потребление соли. Позднее налог отменили, но образовавшиеся недоимки стали взыскивать по прямым налогам, что еще более ухудшило положение налогообязанных горожан и вызвало волну возмущения государственной практикой сохранения «белых» слобод. В Москве проживало немало ремесленников, принадлежавших крупным феодалам, которые были освобождены от всех посадских повинностей и составляли серьезную конкуренцию ремесленникам «черных» слобод. Считая занятие торговлей и промыслами своим исключительным правом, горожане требовали уравнения жителей «белых» слобод в правах и обязанностях со всем остальным посадским населением.

У столичных дворян были свои претензии к правительству, от которого они домогались бессрочного сыска беглых крестьян. Но у власти были свои резоны оттягивать решение этого вопроса. Государству был необходим отток беглых людей в южные уезды для охраны границ от татарских набегов. К тому же беглые помещичьи крестьяне зачастую оседали в боярских вотчинах, где повинности были менее обременительны. По требованию участников восстания 16 июля 1648 г . в столице был созван Земский собор, принявший решение о составлении нового кодекса феодального права, который разрабатывался в течение. Две главы Соборного Уложения полностью удовлетворили требование восставших москвичей: был узаконен бессрочный сыск беглых крестьян и ликвидированы «белые» слободы в городах. Отныне торгово-промышленная деятельность объявлялась монополией посадского населения. Новое посадское устроение способствовало численному приросту горожан.

Причины восстаний в других российских городах середины XVII в. были сходны с московскими, за исключением разве что их исхода. Все они заканчивались поражением повстанцев. В Новгороде и Пскове власть в ходе восстания перешла в руки земских старост. Народные волнения были вызваны повышением цен на хлеб. В Новгороде движение было подавлено карательным отрядом сравнительно легко. Псковичи же выдержали трехмесячную осаду и сдались на милость правительственных войск лишь после того, как добились прощения всем участникам мятежа.

Другое московское восстание получило название Медный бунт, поскольку стало реакцией на денежную реформу правительства, вызвавшую обесценение денег и падение материального достатка людей на жаловании. Повстанцы пытались пробиться к царской резиденции в Коломенском с требованием выдачи изменников-бояр — творцов реформы, дворы которых они громили по дороге. Услугу царю тогда оказали три верных стрелецких полка, ставшие впоследствии царской гвардией и переведенных на особое положение. Они жестоко расправились с восставшими.

Спустя 20 лет после Медного бунта в Москве произошло восстание, нередко именуемое «Хованщиной». Помимо стрельцов в нем участвовали солдаты, пушкари и другие мелкие служащие по прибору, а также часть московского посадского населения и подмосковные раскольники. В целом его можно квалифицировать как народное городское восстание, направленное против злоупотреблений правящей верхушки. Правительство оказалось под контролем стрельцов и солдат, положение которых было улучшено. Восстание привело к перестановке политических сил в правящей верхушке. Власть захватили пришедшие на смену Нарышкиным Милославские во главе с регентшей Софьей. На пике событий толпы вооруженных стрельцов ворвались в Кремль, убили нескольких бояр. По требованию восставших Иван и Петр были провозглашены царями при управительнице Софье. В те же дни были подвергнуты погрому Судный и Холопий приказы, документы которых были почти все уничтожены. Восставшие, провозгласившие своим лозунгом восстановление справедливости, чтобы придать законность своим действиям, не грабили имущества казненных бояр, а просили оценить его и продать им.

События августа 1689 г . только условно могут называться стрелецким восстанием. Стрелецкие полки, вначале поддерживавшие Софью, вскоре перешли на сторону Петра. Сам же Петр, напуганный тайным доносом о готовящейся над ним расправе со стороны сестры, бежал. К нему начали стягиваться все его сторонники. Софья, почувствовав свое бессилие, отказалась от продолжения политической борьбы и была определена на жительство в Новодевичий монастырь.

Высшей точкой накала повстанческого движения «бунташного» века стала крестьянска война под предводительством донского казака Степана Тимофеевича Разина. Отныне инициаторами и руководителями всех последующих крестьянских войн будут выходцы с Дона. Отсюда, по негласном правилу, не возвращали беглых крестьян, здесь не было помещиков крепостного права, воевод, донские казаки имели право самоуправления и самостоятельных сношений с крымцами и калмыками. Их главной обязанностью, служившей источником столь широких привилегий, являлась защита южных рубежей государства, наиболее уязвимы, в тот момент. Своеобразной платой за военные услуги, кроме правительственного хлебного жалованья и порохового довольствия, стали «походы за зипунами». Финансировали эти разбойничьи вылазки казаков в южные моря домовитые казаки, а непосредственными участниками их были бедные слои населения верховьев Дона и его притоков. Лишившись выхода в Азовское и Черное моря после возвращения Турции Азова донцы перенесли центр своих набегов на Волгу и Каспий, однако правительство вынуждена было противодействовать казацким вылазкам, не желая внешне обострять политические связи с Ираном.

На первых порах движение Разина имело по признаки «похода за зипунами». Тысячный отряд казаков отправился на Волгу, пограбил караваны судов, затем, миновав Астрахань, вышел в Каспий, поднялся по реке Яик (Урал), захватил Яицкий городок, где и перезимовал. Позднее, прихватив яицкую артиллерию, pазинцы на стругах спустились к западному побережью Каспия, который грабили больше года. Не смог справиться с ними даже специало высланный против них иранский флот. Захваченные ценности казаки обменивали на русских пленных. Так пополнялось воинство атамана. В конце разинцы отправились восвояси, сначала в Астрахань, а затем на Дон, где были встречены как триумфаторы.

На следующем этапе движение разинцев переросло в войну против «изменников бояр». В нем участвали казаки, русские крестьяне, посадский люд городов Среднего Поволжья, народы Поволжья. Об антифеодальном характере движения свидетельствуют так называемые «прелестные письма» Разина, которые он рассылал по городам и в которых призывал «выводить» бояр, дворян, воевод и приказных, изменивших справедливому царю Алексею Алексеевичу. В разинской флотилии шли два особых струга — один, обитый красным бархатом, якобы перевозил сына Алексея Михайловича Алексея Алексеевича, «справедливого» царя, умершего незадолго до всех этих событий; на другом, обитом черным бархатом, — якобы находился патриарх Никон (находившийся тогда в ссылке). Таким образом, царистские настроения в среде повстанцев были ярко выражены. Им не хватало организации, строгой дисциплины и субординации, четкого осознания своих интересов, ясной формулировки целей.

Первые победы 7-тысячному отряду разинцев достались сравнительно легко. Сначала пал Царицын, следом за ним потерпели поражение от повстанцев два стрелецких отряда, московский и астраханский, посланные на помощь городу. Без боя сдалась Астрахань. Эти победы обеспечили разницам надежный тыл. Здесь было введено казацкое управление. Из Астрахани огромное войско двинулось вверх по Волге. Саратов и Самара примкнули к восставшим, как и многие маленкие городки Поволжья. Решающее сражение состоялось под Симбирском, который повстанцы осаждали месяц. Правительственные войска, вышедшие из Казани на подмогу сибирскому гарнизону, нанесли решающее поражение разницам.

Разин ушел на Дон собирать новое войско, но был выдан домовитыми казаками и при большом стечении народа на Лобном месте Красной площади в Москве четвертован. Имя его церковью было предано анафеме, но в памяти народа он остался как национальный герой, персонаж многочисленных песен и сказаний. Восстание продолжалось еще несколько месяцев после казни предводителя, до падения последнего оплота повстанцев — Астрахани. По стране развернулись массовые казни. Смерти было предано несколько десятков тысяч человек.