Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сцен речь Козлянинова.docx
Скачиваний:
115
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
2.26 Mб
Скачать

Ведь экая' шалунья ты, девчонка!

"При нормальном чтении, без учета цезуры, логическое ударение падало бы на сло­во шалунья. Наличие цезуры заставляет передвинуть его на слово экая, что оправдывает­ся живой разговорной интонацией" .

Разговорность, действенность стиха "Горе от ума", объективно обусловленная автор­ским текстом, свойственна и другим пьесам, написанным вольным разностопным ямбом.

Разговорность белого стиха создается не только лексикой, наличием выразительных переносов, но и цезурой, стоящей после второй стопы. Здесь, таким образом, строка делится на неравные речевые отрезки, что создает интонационно-ритмическую асиммет­рию. Правда, в "Набросках предисловия к "Борису Годунову" А. С. Пушкин сетует, что написал трагедию цезурованным стихом: "Я сохранил цезурку французского пентаметра на второй стопе — и, кажется, в том ошибся, лишив добровольно свой стих свойствен­ного ему разнообразия" . Это большее разнообразие речевых разговорных интонаций возникает в пушкинских "Маленьких трагедиях" — белом стихе с подвижной цезурой.

Но даже если рассмотреть рифмованный драматический стих, написанный одним размером, то и в этом случае мы найдем все признаки говорного стиха.

Возьмем, к примеру, часть диалога из пушкинской "Сцены из Фауста". Он написан четырехстопным рифмованным ямбом.

Фауст

Мне скучно, бес.

Мефистофель

* Томашевский Б. В. Стих и язык. С. 167-168. "Там же. С. 171.

'* Пушкин А. С. ППС в 10-ти т. Т. б. С. 301.


Что делать, Фауст? Таков вам положен предел. Его ж никто не преступает. Вся тварь разумная скучает: Иной от ленн, тот от дел; Кто верит, кто утратил веру; Тот насладиться не успел. Тот насладился через меру,

И всяк зевает да живет — И всех вас гроб, зевая, ждет. Зевай и ты.

Фауст

Сухая шутка! Найди мне способ как-нибудь Рассеяться.

Мефистофель

Доволен будь Ты доказательством рассудка. В своем альбоме запиши: Fastidium est quies, — скука Отдохновение души. Я психолог... о вот наука!.. Скажи, когда ты не скучал? Подумай, поищи. Тогда лн, Как над Вергилием дремал, А розги ум твой возбуждали? Тогда ль, как розами венчал Ты благосклонных дев веселья И в буйстве шумном посвящал Им пыл вечернего похмелья? Тогда ль, как погрузился ты В великодушные мечты, В пучину темную науки? Но — помнится — тогда со скуки. Как арлекина, из огня Ты вызвал наконец меня. Я мелким бесом извивался, Развеселить тебя старался. Возил и к ведьмам и к духам, И что же? все по пустякам. Желал ты славы — и добился, — Хотел влюбиться — и влюбился. Ты с жизни взял возможну дань, А был ли счастлив?

Фауст

Перестань, Не растравляй мне язвы тайной. В глубоком знанье жизни нет — Я проклял знаний ложный свет, А слава... луч ее случайный Неуловим. Мирская честь Бессмысленна, как сон... Но есть Прямое благо: сочетанье Двух душ...

Мефистофель

И первое свиданье, Не правда ль? Но нельзя ль узнать. Кого изволишь поминать. Не Гретхен ли?

Фауст

О сон чудесный! О пламя чистое любви! Там, там — гае тень, гае шум древесный. Где сладко-звонкие струи — Там, на груди ее прелестной Покоя томную главу, Я счастлив был...