Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сцен речь Козлянинова.docx
Скачиваний:
115
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
2.26 Mб
Скачать

Воротынский

Наряжены мы вместе город ведать, Но, кажется, нам не за кем смотреть: Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ, Как думаешь, чем кончится тревога?

Воротынский не просто беседует с Шуйским. В это время решается судьба русского престола, от которого отказывается Борис Годунов, несмотря на увещевания приближен­ных и церкви. Соблюдение цезур, творческое оправдание их поможет нам точнее вскрыть внутреннее действие, связь с партнером, развитие мысли:

" Цезура —

пауза в пятистопном ямбе после второй стопы, в шестистопном —

28

после третьей.

Наряжены ' мы вместе город ведать. Но, кажется,' нам не за кем смотреть: Москва пуста; ' вослед за патриархом К монастырю ' пошел и весь народ. Как думаешь, ' чем кончится тревога?

Это означает:

Наряжены ("послушай, Шуйский!") мы вместе город ведать (просматривает улицы), Но, кажется (проверяет свою мысль), нам не за кем смотреть (подзывает к окну Шуйского):

Москва пуста (показывает ему безлюдный город); вослед за патриархом К монастырю (вон туда) пошел и весь народ (проверяет, как относится к этому Шуйский).

Как думаешь (внимательно следит за поведением Шуйского), чем кончится тревога? (Напряженно ждет ответа.)

Стих удлиняется за счет цезуры; приходится как бы собирать, активизировать вто­рую половину стиха, делать ее ритм более острым. И удивительно тонко эта внутренняя перестройка на месте паузы помогает почувствовать и передать напряженность сцены, подозрительность, с какой князья-Рюриковичи проверяют, прощупывают друг друга. Шуйский отлично понимает ловкий ход Бориса, разоблачает его и, описывая кровавое убийство в Угличе, хочет восстановить против Бориса Воротынского: хитро возбуждает в князе недоверие, гнев, враждебность, честолюбие. Вот Воротынский услышал подроб­ности убийства царевича Димитрия:

Воротынский

Ужасное злодейство! Слушай, верно. Губителя раскаянье тревожит: Конечно, кровь невинного младенца Ему ступить мешает на престол.

Шуйский Перешагнет; Борис не так-то робок!

При первом чтении кажется, что Воротынский поражен рассказом Шуйского и раз­мышляет о мучениях Бориса. Но вдумаемся в это высказывание, уточним логику, пой­мем, что здесь наиболее важно, и нащупаем ход развития словесного действия, наибо­лее важные слова. Цезура после второй стопы опять помогает нам: исполнитель не может смять, "проболтать" слово, выделенное ею в строке, — ужасное, губителя и т. д.

Ужасное ' злодейство! Слушай, верно. Губителя 1 раскаянье тревожит...

Мысль о злодействе мгновенна. Воротынский не предается бесплодным размышле­ниям, не задумывается над преступлением в Угличе. Новая, более важная идея захваты­вает его: Борис раскаивается. Воротынский как бы защищает Бориса от обвинений Шуйского, оправдывает его теперешние действия, его отказ от престола. Пауза после

Значком ' принято обозначать наименьшую по длительности паузу. Пауза в конце стиха (стихотворной строки, отчетливее, длительнее, чем цезура; такая пауза обычно обозначается вертикальной чертой.

слова ужасное помогает передать этот ход мыслей, заставляя объединять последующие слова, подчинять их новому внутреннему ходу, более острому и действенному.

Итак, злодейство само по себе для Воротынского не так уж важно: мысль о раская­нии Бориса увлекает его, Но Шуйский немедленно отметает эту мысль. Весомо и реши­тельно звучит его протест: