Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мохов Региональная элита 1941-1991.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
4.22 Mб
Скачать

Глава 4 Динамика социального происхождения и становления элиты 185

правило, и лишь в том случае, если образование приобреталось в заочной или вечерней форме. Последующая карьера была следствием личных способностей и обстоятельств.

Вторая траектория в получении высшего образования была связана с партийно-политическим образованием, которое становилось необходи­мым атрибутом должности. Абсолютное большинство получивших поли­тическое образование находилось на руководящей партийной или советской работе, причем высокого уровня. Гражданская профессия, работа на невластных должностях в данном случае исключение. Получе­ние высшего политического образования не снимало вопроса о качестве образования и прочности профессиональных навыков и умений. Разли­чие в качестве подготовки в любом случае сохранялось.

В 1970-1990-е гг. уровень и характер образования РПЭ кардинально меняется. Достигается полный охват высшим образованием всех слоев РПЭ. Уменьшается средний возраст получения высшего образования, особенно среди секретарей РК КПСС. Гражданское высшее образова­ние становится первым высшим образованием для большинства членов политической элиты.

Соотношение образовательных траекторий также претерпело значи­тельную трансформацию. Первый тип становится доминирующим, а по некоторым должностным категориям - практически единственным. Вто­рой тип образовательной траектории становится редким, он актуален либо лишь как резервный вариант для работников, которых нужно сохранить для руководящей работы, а возрастные рамки и служебные обязанности не позволяют получить образование в гражданском вузе, либо как факт биографии работников, оставшихся на своих постах с 1960-1970-х гг.

Пребывание на элитных должностях после получения высшего обра­зования, как это было в 1960-е гг., начинает встречаться значительно реже, обычным становится уровень секретаря первичной партийной организации, инструктора РК, ГК КПСС или административной должно­сти аппарата партийного комитета, исполкома совета. Если для поколе­ния 1960 г. получение высшего образования в половине случаев означа­ло переход на работу в органы власти (как правило, на более высокую ступеньку) или проходило одновременно с работой в органах власти, то для поколения элиты 1990 г. получение высшего образования в 70 % случаев означало переход на работу в качестве хозяйственных руково­дителей различного ранга, специалистов народного хозяйства, учите­лей и руководителей школ.

Роль партийно-политического образования меняется: оно становится среди региональной политической элиты вторым базовым образовани­ем, своего рода свидетельством лояльности режиму. В 1990 г. среди секретарей райкомов, горкомов, окружкомов КПСС было 47,8 % лиц с партийно-политическим образованием, среди секретарей обкомов, край­комов, ЦК компартий союзных республик —69,3 %62. Получает распрос­транение новое поветрие —защита кандидатских диссертаций. К 1990 г.

186

В. П. Мохов Региональная политическая элита России (1945-1991 гг.)

среди секретарей райкомов, горкомов, окружкомов было 2,3 % работни­ков, имевших ученую степень; среди секретарей обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик 24,0 % работников63.

Таким образом, на рубеже 1950-1960-х гг. завершилась эпоха, которая была порождена «второй великой революцией в России» (1928-1938). Это было время власти «выдвиженцев», т. е. тех, кого призывала партия для управления обществом, опираясь только на их политическую преданность. Их слабая подготовленность вошла в противоречие с потребностями развития производства и управления. Партийная стра­тегия на повышение образовательного уровня своих кадров, хотя и с определенным временным лагом, способствовала смене поколений и самого типа политического руководителя. Как писал Е. Шнайдер, «ин­женерное образование обучает мышлению в категориях технического решения проблем. Из инженеров техники можно легко стать инженера­ми власти»64.

Главное, что изменилось в образовательных траекториях полити­ческой элиты региона, заключалось в инверсии жизненных этапов: в 1960-е гг. должность (руководящая, как правило — в органах полити­ческой власти) предшествовала или сопутствовала образованию, в 1980-1990-е гг.— наоборот, образование предшествовало должности в органах власти. Высшее образование потеряло свой «политический» характер, оно стало действительно гражданским, определявшим на­чальный этап деятельности широких слоев населения. Высшее образо­вание стало обязательным условием для вхождения в региональную политическую элиту.

4.1.3. Начало трудовой деятельности

Одним из выигрышных моментов советской идеологии был тезис о рабоче-крестьянском, народном происхождении руководителей обще­ства. Кроме явных идеологических выгод (подтверждалась верность марксистско-ленинского учения о социализме как власти народа и о дальнейшем развертывании демократии при советской власти), суще­ствовали и политические выгоды: народность власти с точки зрения происхождения ее представителей была фактом, который осознавался в массах. Для широких слоев населения власть, оставаясь стоящей над народом, тем не менее не была чем-то недосягаемым, дело было лишь в талантах, способностях, которые могли бы быть замечены «наверху».

Народный характер власти широко пропагандировался, различного рода агитационные материалы подробно рассказывали о количестве рабочих и крестьян в советах, выборных партийных органах. На XXIV съезде КПСС Л. Брежнев с гордостью сообщил, что начинали свою деятельность рабочими и крестьянами 80 % секретарей ЦК компартий союзных республик, обкомов, крайкомов, председателей Советов Ми­нистров, краевых и областных исполкомов и около 70 % министров и председателей государственных комитетов СССР 6S.