Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мохов Региональная элита 1941-1991.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
4.22 Mб
Скачать

Глава 4 Динамика социального происхождения и становления., элиты 177

I Несложно заметить, что рекрутирование в состав элиты могло идти более-менее успешно лишь при наличии широкого поля кандидатур, удовлетворявших ряду условий, в числе которых были опыт руководя­щей деятельности в отраслях материального производства, опыт обще­ственной деятельности и т. д. Однако широкий слой женщин-руководи­телей, причем лишь на уровне небольшого трудового коллектива, сложился только в сферах народного образования, обслуживания насе­ления, в которых приобрести опыт руководящей деятельности большого масштаба было весьма сложно.

Поэтому для женщин выделялась ниша властной деятельности, кото­рая к рассматриваемому периоду перестала носить сущностно важный характер. Эта ниша — идеология. Здесь можно было удачно сочетать как «плюсы», так и «минусы» руководителей-женщин. С одной стороны, природная мягкость, душевность, обаятельность помогали «доносить» слово партии к народу, придавать доверительный и привлекательный характер как самой идеологии, так и руководству партийной организа­ции. С другой стороны, недостатки в сфере идеологии, даже в случае неудовлетворительной организации дела, не были столь заметны, как в экономике. Старательность, исполнительность, аккуратность, эмоцио­нальность женщин стали предметом эксплуатации ради достижения вполне определенных идеологических целей. Удобным было и то, что женщины, находясь на четвертой ступеньке властной пирамиды в должности секретаря, не могли сколько-нибудь самостоятельно влиять на принятие решений. Они могли его корректировать, ссылаясь на те или иные идеологические следствия принимаемых решений.

Основная масса женщин, пришедших на руководящую работу в органы власти, так или иначе была связана с народным образованием, что облегчало им профессиональную деятельность, поскольку учителя, научные работники часто становились ответственными за ведение идеологической работы в своих парторганизациях. С этой точки зрения было несомненно эффективнее использовать способности именно жен­щин как организаторов и пропагандистов, тем более что им был хорошо известен и предмет деятельности, и особенности конкретных исполни­телей, и содержательная сторона идеологии (по крайней мере, по сравнению с большинством руководителей-мужчин, для которых идео­логия была не более чем дань определенному ритуалу и традиции, символом веры).

И все же следует признать, что выдвижение женщин в состав РПЭ носило несколько искусственный характер. Всегда рядом с кандидатурой женщины на пост руководителя было несколько кандидатур мужчин, которые не уступали ей по своим качествам. Не следует сбрасывать со счетов и своеобразный мужской шовинизм при решении кадровых вопро­сов. Причем нередко против выдвижения женщин на руководящую работу возражала «семья», поскольку рабочий день партийного работника не­редко продолжался по 10-11 часов. Не случайно то. что пп

178

В. П. Мохов Региональная политическая элита России (1945-1991 гг.)

щихся в Академии общественных наук ВПШ не имели полноценной семьи 31. И если бы не официальные партийные установки на выдвижение женщин, то их доля в составе РПЭ была бы минимальной. Это, кстати, и произошло, когда вместе с крушением КПСС рухнули какие-либо регуля­торы социального состава РПЭ. В составе народных депутатов, а затем членов выборных органов власти различного уровня численность женщин немедленно снизилась до предельной отметки.

Таким образом, за послевоенный период в составе региональной элиты произошли важные изменения: она стала происходить в основном из семей рабочих и служащих, все больше в ее составе было выходцев из городов. Состав руководителей региона начинали определять люди, сформированные городской культурой.