Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мохов Региональная элита 1941-1991.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
4.22 Mб
Скачать

Глава 1 Элиты и элитизм в российском обществе XX века 55

лиц — бюро партийных комитетов, составами исполкомов советов. Но и внутри них решения предлагались теми, кто был наиболее компетен­тным в определении текущей политической линии, в целесообразнос­ти и очередности проведения хозяйственных и политических кампа­ний, это — секретари партийных комитетов. Они обладали необходи­мыми признаками элиты, которые мы установили выше: были членами формальных элит (партийных комитетов, часто — исполкомов Сове­тов), входили в номенклатуру вышестоящих партийных комитетов, имели собственный аппарат для реализации решений. Они обладали достаточными инструментами влияния для того, чтобы их точка зрения стала доминирующей в бюро соответствующего парткома, а затем и на пленумах парткома. Между секретарями парткомов существовало разделение труда, которое охватывало почти все сферы жизни данной территории за исключением организации местного хозяйства. Эту сферу курировал председатель соответствующего исполкома —глава местного органа советской власти.

Если предельно упростить ситуацию, то речь можно было бы вести о двух ключевых фигурах: о первом секретаре парткома и председателе исполкома района, города, области. Это —лидеры, определявшие лицо территориальной власти 64. Если же учитывать все фигуры, ответствен­ные за выработку и реализацию политической линии на местах, то нужно включать в состав местной политической элиты весь секретариат парткома. Даже с формальной точки зрения секретариат бюро вместе с председателем исполкома совета составляли от трети до половины и более состава членов бюро местного партийного комитета, что во многом предопределяло характер принимаемых решений.

По Уставам КПСС численность региональных партийных комитетов определялась в 7-11 человек. Так, по Уставу, утвержденному XVIII съездом ВКП(б), численность бюро горкома или райкома устанавлива­лась в 7-9 человек, включая 3 секретарей партийного комитета, числен­ность бюро обкома и крайкома — в 11 человек, в том числе 4-5 секрета­рей партийного комитета65. Аналогичные нормы существовали и в Уставе КПСС, принятом на XIX съезде партии 66.

По решению XX съезда КПСС количество секретарей партийных комитетов стал определять ЦК КПСС67, но сложившиеся стандарты численности бюро по-прежнему выдерживались. Так, в составе членов бюро Пермского обкома (сентябрь 1961 г.) из одиннадцати членов бюро пятеро были секретарями обкома, один председателем облисполкома, один начальником управления КГБ по области68.В состав бюро Сверд­ловского обкома КПСС, избранного в январе 1986г., входило 11 чело­век, в т. ч. 5 секретарей ОК КПСС и председатель облисполкома69. В составе членов бюро райкомов, горкомов и окружкомов КПСС, избран­ных перед XXV, XXVI и XXVII съездами КПСС данная категория составля­ла соответственно 40,3, 39,0 и 35,7 %70. Падение удельного веса данной категории объясняется расширением численности составов бюро партий­ных комитетов.

56 В. П. Мохов Региональная политическая элита России (1945-1991 гг )

Данное обстоятельство требует еще одного комментария. Дело в том, что секретариат регионального партийного комитета (любого уровня — райкома, горкома, обкома, крайкома и т. д.) в полном составе был номенклатурой вышестоящего парткома, но при этом не являлся номенклатурой бюро данного парткома. В номенклатурных взаимоотно­шениях секретариат даже номинально не был зависим оттого партийно­го органа, которым он руководил. Конечно, с формальной точки зрения все они проходили процедуру избрания на партийных конференциях как члены пленума соответствующего парткома, а затем — процедуру избрания в члены бюро парткома. Но это происходило уже после того, как было получено согласие на избрание со стороны вышестоящего партийного комитета. Соответственно, и состав бюро комплектовался «под» секретариат, точнее, «под первого».

Для региональных политических отношений была существенна еще одна особенность внутрипартийных отношений, которая служила откры­той формой легализации номенклатурных взаимосвязей. Речь идет о том, что в Уставах КПСС существовала норма, согласно которой секре­тари горкомов и райкомов в обязательном порядке утверждались обкомами, крайкомами, ЦК компартий союзных республик71. Аналогич­ных норм, регулирующих отношения между региональными комитетами и ЦК КПСС, между райкомами, горкомами и первичными партийными организациями не существовало, хотя на практике это правило выдер­живалось. В таком случае высший слой региональной политической элиты становился обладателем особых прав, освященных не только сложившейся практикой, закрытыми внутрипартийными инструкциями, но и нормами Уставов КПСС.

Таким образом, секретариат регионального парткома концентриро­вал в своих руках почти весь властный капитал: авторитет партийной власти; юридический потенциал членства в одном из местных советов (для первого секретаря — членство в составе исполкома местного совета), силу номенклатурных связей с Центром, право номенклатурно­го контроля кадров данного региона.

Следующий круг работников — заведующие отделами партийных комитетов и их заместители, заместители председателей исполкомов и заведующие отделами, управлениями, службами исполкомов - может быть отнесен к числу местной административной элиты, чья компетен­ция распространялась на подготовку проектов решений, принятие реше­ний неполитического характера, организацию их выполнения, контроль за их реализацией. Конечно, между партийной и советской администра­тивными элитами существовали определенные различия, но это были различия между лидерами политической и административной бюрокра­тии. Публичную ответственность перед партийными комитетами и сове­тами, перед вышестоящими органами власти несли в первую очередь секретариаты парткомов и председатели исполкомов. На них ложилась основная ответственность за кадровый состав соответствующих органов власти, за проведение политической линии на вверенной им территории.